Вопросы
1. Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья? Каковы особенности схоластики как метода философствования?
2. Назовите основные причины постепенного отказа от принципов средневековой философии в Эпоху Возрождения?
3. Каким было основное значение философии Возрождения для дальнейшего развития философии?
Задания
Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.
1. Известный представитель схоластики, систематизатор христианской догматики _____________________.
2. Философ-теолог IV в., попытавшийся рассмотреть всемирно-исторический процесс с позиций христианского вероучения и положивший начало философии истории _____________________.
3. Собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве Священной книги - ________________.
4. Учение Отцов Церкви называется _____________________________________________.
5. Установка, согласно которой универсалии существуют до, вне и помимо единичных вещей, представлена в __________________________________________________.
6. Учение, согласно которому реально существует лишь единичное, в то время как общие понятия есть не более чем имена, звуки – это ________________________________.
7. Доктрина, признающая существование единого Бога - _______________________.
8. Способность непосредственного постижения истины -____________________________.
9. Умерщвление плоти для возрастания духа - _____________________________.
10. Отклонение от официального вероучения - _____________________.
Задание № 2. Определите, кому принадлежат высказывания и прокомментируйте их.
- «Верую, ибо абсурдно»;
- «Верую, чтобы понимать»;
- «Понимаю, чтобы верить»;
- «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь».
Задание № 3. Заполните таблицу «Основные этапы средневековой философии»
|
Этап | Представители | Основные задачи | Преобладающий метод философствования |
1.Апологетика | |||
2.Патристика | |||
3.Схоластика |
Задание № 4.
А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств – царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.
- К какой области философского знания относятся эти рассуждения? В чём значение данной теории.
Задание № 5. Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегалФома Аквинский: «Философия есть служанка богословия».
Задание № 6. Вставьте имена философов или философское понятие.
1. Автор «Божественной комедии» и др. произведений, предпринявший попытку снять противопоставление земного и божественного в человеке - _______________________.
2. «Отцом» гуманизма часто называют итальянского мыслителя ____________________.
3. Основатель утопического социализма, мыслитель эпохи Ренессанса ______________.
4. Автор книги «Город Солнца» ______________________.
5. Автором известного трактата «Государь» является ____________________.
6. Философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению, есть ______________________.
Задание № 7. Укажите соответствие:
|
Мировоззренческая позиция Автор
А) Деизм; 1) Кузанский;
Б) Пантеизм; 2) Галилей;
В) Теоцентризм. 3) Августин.
Задание № 8.
1. В «Речи о достоинстве человека» Пико деллаМирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может, как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».
- Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали.
- Каков идеал человека в эпоху Возрождения?
2. Высшим критерием нравственной жизни Д. Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».
- В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?
3. Сравнивая «Книгу Писания» и «Книгу природы», Г. Галилейподчеркивал, что первая должна истолковывать лишь библейские тексты. Главное же назначение «Книги природы» - раскрыть тайны божественного творения с помощью наблюдений и разума. «Природа есть совокупность объективных законов, которые человек познает с помощью эксперимента и математики». Она должна быть настоящим предметом философии.
|
- К какому философскому направлению тяготеют его размышления?
Тест
В каждом задании один верный ответ
1. Особенностью средневекового мышления и философии выступал:
а) Теоцентризм;
б) Антропоцентризм;
в) Космоцентризм;
г) Гуманизм.
2. Совокупность учений Отцов Церкви, направленных на обоснование христианского учения, называется:
а) Схоластикой;
б) Патристикой;
в) Апологетикой;
г) Антропоцентризмом.
3. Теолог-схоласт, чье учение официально объявлено «единственно истинной философией»:
а) Ансельм Кентерберийский;
б) У. Оккам;
в) Ф. Аквинский;
г) П. Абеляр.
4. Источником средневековой философии не является:
а) Философия Платона;
б) Священное Писание;
в) Милетская школа;
г) Неоплатонизм.
5. Основная мировоззренческая установка эпохи Возрождения:
а) Атеизм;
б) Деизм;
в) Пантеизм;
г) Теизм.
6. Автором работы «Ученое незнание» был философ-кардинал:
а) Ш. Монтень;
б) Н. Кузанский;
в) Т. Кампанелла;
г) Э. Роттердамский.
7. Социальную теорию Т. Мора можно оценить как:
а) Реалистическую;
б) Утопическую;
в) Христианско-гуманистическую.
8. Основной тенденцией в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса являлся:
а) Переход от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому;
б) Борьба против антропоцентризма;
в) Стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.