Тема «Философия Средних веков и Эпохи Возрождения»




Вопросы

1. Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья? Каковы особенности схоластики как метода философствования?

2. Назовите основные причины постепенного отказа от принципов средневековой философии в Эпоху Возрождения?

3. Каким было основное значение философии Возрождения для дальнейшего развития философии?

Задания

Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.

1. Известный представитель схоластики, систематизатор христианской догматики _____________________.

2. Философ-теолог IV в., попытавшийся рассмотреть всемирно-исторический процесс с позиций христианского вероучения и положивший начало философии истории _____________________.

3. Собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве Священной книги - ________________.

4. Учение Отцов Церкви называется _____________________________________________.

5. Установка, согласно которой универсалии существуют до, вне и помимо единичных вещей, представлена в __________________________________________________.

6. Учение, согласно которому реально существует лишь единичное, в то время как общие понятия есть не более чем имена, звуки – это ________________________________.

7. Доктрина, признающая существование единого Бога - _______________________.

8. Способность непосредственного постижения истины -____________________________.

9. Умерщвление плоти для возрастания духа - _____________________________.

10. Отклонение от официального вероучения - _____________________.

Задание № 2. Определите, кому принадлежат высказывания и прокомментируйте их.

  1. «Верую, ибо абсурдно»;
  2. «Верую, чтобы понимать»;
  3. «Понимаю, чтобы верить»;
  4. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь».

Задание № 3. Заполните таблицу «Основные этапы средневековой философии»

Этап Представители Основные задачи Преобладающий метод философствования
1.Апологетика        
2.Патристика        
3.Схоластика        

Задание № 4.

А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств – царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.

- К какой области философского знания относятся эти рассуждения? В чём значение данной теории.

Задание № 5. Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегалФома Аквинский: «Философия есть служанка богословия».

Задание № 6. Вставьте имена философов или философское понятие.

1. Автор «Божественной комедии» и др. произведений, предпринявший попытку снять противопоставление земного и божественного в человеке - _______________________.

2. «Отцом» гуманизма часто называют итальянского мыслителя ____________________.

3. Основатель утопического социализма, мыслитель эпохи Ренессанса ______________.

4. Автор книги «Город Солнца» ______________________.

5. Автором известного трактата «Государь» является ____________________.

6. Философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению, есть ______________________.

Задание № 7. Укажите соответствие:

Мировоззренческая позиция Автор

А) Деизм; 1) Кузанский;

Б) Пантеизм; 2) Галилей;

В) Теоцентризм. 3) Августин.

Задание № 8.

1. В «Речи о достоинстве человека» Пико деллаМирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может, как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».

- Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали.

- Каков идеал человека в эпоху Возрождения?

2. Высшим критерием нравственной жизни Д. Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».

- В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?

3. Сравнивая «Книгу Писания» и «Книгу природы», Г. Галилейподчеркивал, что первая должна истолковывать лишь библейские тексты. Главное же назначение «Книги природы» - раскрыть тайны божественного творения с помощью наблюдений и разума. «Природа есть совокупность объективных законов, которые человек познает с помощью эксперимента и математики». Она должна быть настоящим предметом философии.

- К какому философскому направлению тяготеют его размышления?

Тест

В каждом задании один верный ответ

1. Особенностью средневекового мышления и философии выступал:

а) Теоцентризм;

б) Антропоцентризм;

в) Космоцентризм;

г) Гуманизм.

2. Совокупность учений Отцов Церкви, направленных на обоснование христианского учения, называется:

а) Схоластикой;

б) Патристикой;

в) Апологетикой;

г) Антропоцентризмом.

3. Теолог-схоласт, чье учение официально объявлено «единственно истинной философией»:

а) Ансельм Кентерберийский;

б) У. Оккам;

в) Ф. Аквинский;

г) П. Абеляр.

4. Источником средневековой философии не является:

а) Философия Платона;

б) Священное Писание;

в) Милетская школа;

г) Неоплатонизм.

5. Основная мировоззренческая установка эпохи Возрождения:

а) Атеизм;

б) Деизм;

в) Пантеизм;

г) Теизм.

6. Автором работы «Ученое незнание» был философ-кардинал:

а) Ш. Монтень;

б) Н. Кузанский;

в) Т. Кампанелла;

г) Э. Роттердамский.

7. Социальную теорию Т. Мора можно оценить как:

а) Реалистическую;

б) Утопическую;

в) Христианско-гуманистическую.

8. Основной тенденцией в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса являлся:

а) Переход от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому;

б) Борьба против антропоцентризма;

в) Стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: