Вопросы
1. Рынок монополистической конкуренции: кривая спроса фирмы - монополистического конкурента.
2. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном периоде.
3. Тенденция к безубыточности в долгосрочном периоде.
4. Эффективность рынка монополистической конкуренции.
5. Неценовая конкуренция.
Вопрос 1. Рынок монополистической конкуренции: кривая спроса фирмы - монополистического конкурента.
К основным признакам монополистической конкуренции относятся:
1. Монополистическая конкуренция возникает в отраслях, в которых функционирует относительно большое количество фирм.
2. Каждая фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
3. Монополистическая конкуренция развивается в отраслях, выпускающих дифференцированную продукцию, т.е. продукцию, отличающуюся по качеству, предоставлению услуг, связанных с продажей товара, на основе размещения и доступности, стимулирования сбыта и упаковки.
4. В результате дифференциации продукта для данной модели рынка, наряду с соперничеством по ценам, характерно развитие неценовой конкуренции.
5. В отрасли с монополистической конкуренцией вступить достаточно легко, однако, могут существовать некоторые финансовые барьеры, фирмы могут владеть патентами, лицензиями, торговыми марками.
Для анализа поведения фирмы по определению цены и объёма производства большое значение имеет характер спроса. Спрос (D) в условиях монополистической конкуренции более эластичен, чем в условиях чистой монополии. И чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукта, тем выше эластичность. Однако спрос не является совершенно эластичным, как при чистой конкуренции.
|
Рис.1. Спрос в условиях монополистической конкуренции
Вопрос 2. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном периоде.
В краткосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции фирма может получать прибыль или столкнуться с убытками. В первом случае ценовая политика фирмы будет сводиться к максимизации прибыли, а во втором к минимизации убытков, при этом объём производства определяется равенством предельного дохода и предельных издержек.
Рис.2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Рис.3. Минимизация убытков в краткосрочном периоде
Вопрос 3. Тенденция к безубыточности в долгосрочном периоде.
В долгосрочном периоде для фирм в условиях монополистической конкуренции характерна тенденция к безубыточности, т.е. к получению нормальной прибыли. Если фирмы получают в краткосрочном периоде экономические прибыли, то в условиях отсутствия значительных барьеров для вступления в отрасль, в ней появятся новые фирмы, эластичность спроса повысится и спрос на продукцию отдельной фирмы уменьшится. В результате экономические прибыли исчезнут, а в руках фирм останется только нормальная прибыль.
В случае получения убытков в краткосрочном периоде произойдет массовый выход фирм из отрасли в долгосрочном периоде. В результате уменьшившегося количества фирм в отрасли спрос на продукцию отдельной фирмы повысится, а эластичность его уменьшится. Убытки в этой ситуации исчезнут и фирмы будут получать нормальную прибыль.
Рис.4. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
|
Следует подчеркнуть, что равновесие в долгосрочном периоде существует как тенденция. В некоторых случаях складываются условия, позволяющие в долгосрочном периоде получать экономические прибыли или убытки (например, вследствие удачного или, наоборот, неудачного месторасположения фирмы).
Вопрос 4. Эффективность рынка монополистической конкуренции.
В условиях монополистической конкуренции не достигается эффективное использование ресурсов. Цена превышает предельные издержки, это означает, что общество оценивает дополнительные единицы данного товара выше, чем альтернативные продукты, и ресурсы в данной отрасли недоиспользуются.
Цена в условиях данной модели больше минимального значения средних валовых издержек, это означает установление более высоких цен, чем минимально возможные и одновременно меньший объём производства, чем наиболее эффективный.
Всё это означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная конкуренция. Однако высокоэластичный характер спроса в условиях монополистической конкуренции свидетельствует о том, что результаты деятельности данных моделей очень близки. Кроме этого, монополистическая конкуренция обладает определёнными преимуществами. Существующая в ней дифференциация продукта создаёт возможности для потребителей выбирать из ряда разновидностей одного и того же товара и тем самым будут полностью удовлетворены разнообразные потребительские вкусы.
Вопрос 5. Неценовая конкуренция.
Стремясь сохранить экономическую прибыль в долгосрочном периоде фирмы в условиях данной модели рынка используют неценовую конкуренцию, которая предполагает дифференциацию продукта, его совершенствование и рекламу. Участие в неценовой конкуренции увеличивает издержки фирмы, но одновременно может повыситься и спрос. Если увеличение спроса произойдет на большую величину, чем нужно для возмещения дополнительных издержек, фирма улучшит своё экономическое положение.
|
Дифференциация продукта означает, что в любой момент времени потребителю будет предложен широкий выбор типов, марок степеней качества продукта. Но разнообразие создает для потребителя определённые трудности при выборе, сталкиваясь с большим количеством однотипной продукции, потребитель путается, начинает судить о качестве товара лишь по его цене, покупки отнимают много времени.
Неценовая конкуренция является важным средством реализации достижений научного технического прогресса и совершенствования товара. Однако улучшения товара часто оказывается незначительным, не затрагивающим его долговечности, эффективности или полезности.
Цель рекламы фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, - усилить интерес потребителя по отношению к дифференцированному продукту и увеличить свою рыночную долю.
В пользу рекламы можно привести следующие доводы:
1. Реклама представляет потребителям информацию, облегчающую их выбор;
2. Реклама частично финансирует радио, телевидение, прессу;
3. Реклама стимулирует улучшение качества товаров;
4. Реклама позволяет фирме расширить производство и, снизив издержки, увеличить прибыль.
5. Реклама, расширяя объём производства, увеличивает занятость;
6. Реклама стимулирует развитие конкуренции.
В тоже время существуют доводы против рекламы:
1. Реклама скорее убеждает потребителя приобрести данный товар, чем информирует его;
2. Реклама отвлекает ресурсы из других отраслей и представляет собой область нецелесообразного использования ресурсов;
3. Реклама рождает внешние, побочные издержки (ухудшает пейзаж, стимулирует потребление вредных продуктов);
4. Большая часть рекламы часть рекламы самонейтрализуется, что делает издержки на рекламу бесполезными;
5. Реклама способствует росту монополий;
6. Реклама не является главным фактором, определяющим объём производства и занятость.
График показывает, что реклама увеличивает издержки фирмы. Но одновременно увеличивается объём производства (от Q1 до Q2). При этом средние издержки, связанные с произведённым количеством продукции, снизятся (от AC1 до AC2), благодаря экономии, обусловленной эффектом масштаба. Потребители при этом будут получать больший объём продукции и по более низкой цене.
Рис. 5. Влияние рекламы на издержки
Анализ методов неценовой конкуренции не позволяет сделать однозначный вывод о её значении и необходимости. Но каждая фирма в условиях монополистической конкуренции всегда манипулирует тремя переменными факторами: ценой, продуктом и рекламой. Каждая комбинация этих переменных создает для фирмы разную ситуацию спроса и издержек. Фирма методом проб и ошибок ищет оптимальную комбинацию этих составляющих, которая принесёт ей максимальную прибыль.