Присуждение нобелевской премии по экономике 2017 г. Ричарду Талеру (родился в 1945 году) не стало неожиданностью, как пишут профессиональные экономисты. Большинство тех, кто составляет списки возможных будущих лауреатов, упоминали Талера если и не в первых строчках, то потому, что нобелевские премии за экономическую психологию уже вручались: в 2002 г. Даниэлю Канеману и в 2013 г. Роберту Шиллеру.
Заслуга Талера заключается в том, что он включил в анализ принятия экономических решений ценностно и эволюционно обусловленные психологические предположения. Среди них следующие:
Ограниченная рациональность. Талер разработал теорию, учитывающую использование упрощений, которые люди применяют при принятии финансовых решений, используя для этого в своём сознании отдельные учётные записи для финансов, получаемых с различной степенью усилий, уделяя основное внимание влиянию каждого отдельного решения, а не общему их эффекту. Он также показал, как «неприятие потерь» может объяснить, почему люди оценивают выше предмет, которым они владеют, назвав это явление «эффектом владения». Талер также является одним из основателей области поведенческих финансов, в которой исследуется влияние когнитивных ограничений людей на функционирование финансовых рынков.
Социальные предпочтения. В ходе теоретических и экспериментальный исследования Талер выявил влияние, которое оказывает на принятие людьми решений понимание ими справедливости как безусловной ценности. Он показал, как приверженность этому чувству может препятствовать повышению цен в периоды высокого спроса, в то же время позволяя фирмам повышать цены при росте их расходов. Талер и его коллеги разработали диктаторскую игру — экспериментальный инструмент, который использовался в многочисленных исследованиях для измерения приверженности справедливости разных группах людей во всём мире.
|
Недостаток самоконтроля. Талер также пролил новый свет на старое замечание о трудности контроля решений, принимаемых в Новый Год. Он показал, как анализировать проблемы самоконтроля с использованием модели планировщика, аналогичного тем структурам, которые используются психологами и нейробиологами для описания внутренней напряжённости, испытываемой людьми и вызываемой противоречиями между долгосрочным планированием и текущими делами, дисконтированием будущего по отношению к текущему времени. Уступка сиюминутному искушению — важная причина, по которой наши планы по обеспечению продолжительности и качества жизни в пожилом возрасте или по ведению здорового образа жизни часто терпят неудачу. В своей практической работе Талер продемонстрировал, как «подталкивание» — термин, который он ввёл — может помочь людям лучше справляться с проблемой саморегулирования при накоплении пенсионных средств, а также в других подобных ситуациях. Подталкивание состоит в создании условий, способствующих повышение вероятности достижения эффективных социальных целей, в том числе с использованием средства «умолчания», которое позволяет при наличии нескольких альтернатив, без явного указания человеком, задействовать наиболее предпочтительный вариант. При этом людям обеспечивается возможность использования других вариантов, но их применение для себя они должны указать это особо. Таким образом подталкивание является одним из видов «мягкой силы», обеспечивающим повышение вероятности достижения социальных целей, сохраняющим при этом свободу выбора, возможность применения других вариантов. Использующая подталкивание политика называется «патерналистским либерализмом».
|
Задание 7: Банкротство предприятия на примере конкретного предприятия (Можно из головы)
Угрозы банкротства и как их можно минимизировать
Задание 8: Информация как ресурс
В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.
Понятие информации является очень ёмким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и её влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределённости и риска, способствующая реализации определённых целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путём снижения неопределённости в отношении текущей ситуации и её изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределённости используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределённость, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределённости её способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.
|
Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществлённой форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация даёт ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?".
Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности её получения и создания новых знаний, так и возможности её использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.
В этом аспекте рассмотрения одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного её использования. Так, информация и знания, овеществлённые в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.
Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.
В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жёсткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создаётся уникальный продукт, который приносит доход её создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.
Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих её от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределённость ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объёмов знаний и объёмом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.
Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распространённости и редкости. С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса е производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий момент) и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешённые в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.
В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты её использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить её туда, где она необходима". Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.
Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:
— коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоёмкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);
— воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.
Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию".
Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жёсткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия.
Исследование информации как экономического ресурса, выявление её роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации.
Задание 9: