КОРРЕКЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ.




Конфликт как социально-психологический феномен.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт: потенциальный, актуальный.

Элементы конфликта: стороны (участники); условия протекания; образы конфликтной ситуации; возможные действия участников конфликта; исход конфликтной ситуации.

Стороны конфликта.

Типы конфликта:

А) Внутриличностный – столкновение отдельных особенностей личности и поведения человека.

Б) Межличностный – между двумя отдельными личностями.

В) Личностно-групповой – несоответствие поведения личности групповым нормам.

Г) Межгрупповой – столкновение стереотипов поведения, норм, целей, ценностей различных групп.

Условия протекания конфликта.

А) Пространственно-временные – место, время.

Б) Социально-психологические – (климат в микрогруппе, тип и уровень общения, степень конфронтации, состояние участников).

В) Социальные – вовлеченность интересов разных групп: половые, семейные, профессиональные, этнические, национальные).

Образы конфликтных ситуаций.

Образы определяют конфликтное поведение. Существует ральное и эффективное средство разрешения конфликта за счет изменения образов посредством внешнего воздействия на участников конфликта. Элементы образа:

А) Представления участников противоречия о себе (потребности, возможности, цели, ценности).

Б) Представления о противоположной стороне.

В) Представления конфликтующих сторон о среде и условиях конфликта.

Возможные действия участников конфликта.

Основания для классификации конфликтных действий:

1) Характер действий (наступательное, оборонительное, нейтральное).

2) Степень активности их осуществдения (активные-пассивные, инициирующие-ответные).

3) Направленность действий (на оппонента, на самого себя, к третьим лицам).

2. Динамика конфликта. Стадии:

1) Возникновение конфликта.

2) Осознание объективной конфликтной ситуации (инцидент – одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой): адекватно понятый конфликт, неадекватно понятый конфликт, не понятый конфликт, ложный конфликт.

3) Переход к конфликтному поведению – блокирование интересов противоположной стороны, ее целей, намерений – переход конфликта из потенциального в актуальный.

- неконстуктивный конфликт – нравственно осуждаемые методы борьбы, унижение достоинства оппонента;

- конструктивный конфликт – оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации:

- сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон;

- компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

- избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, не настаивая на своем;

- приспособление – сглаживание противоречий, поступаясь своими интересами.

4) Разрешение конфликта – преобразование образов, имеющихся у оппонента.

Варианты разрешения:

- полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации;

- частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;

- полное разрешение на субъективном уровне за счет координального изменения образов конфликтной ситуации;

- частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

КОРРЕКЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ.

Методы предупреждения, терапии, коррекции конфликтных взаимоотношений:

1) Драматизация конфликта (коррекция – повышение психологической чувствительности и точности поведенческих реакций) – выделение и проявление реальных конфликтов. Этапы:

- человек, недовольный сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента сам выполняет его роль, отдав свою роль другому;

- «виновник» конфликта сам играет роль «ущемленного»;

- изображение того, как следовала бы противоположной стороне обращаться и действовать в этой ситуации; предложение всем желающим возможности представить свою версию поведения одной из сторон.

Основные правила: отказ от рассказа в угоду показу; перевод агрессивности на «актера»; обмен ролями; активное привлечение аудитории.

2) Управление конфликтом. Участвуют двое. Разыгрывание разногласия в присутствии группы. Принципы управления конфликтом:

А) Определение необходимости обострения конфликта, которое достигается за счет честного и беспристрастного ответа на следующие вопросы (обсуждать ответы нельзя).

- возможно и желательно ли устранение противоречия?

- нет ли более мирных путей разрешения противоречия?

- если да, хватит ли сил на то, чтобы выиграть конфликт?

- если нет, то как долго он может длиться?

Б) Полный контроль за собственными эмоциями, которые мешают оценивать происходящее.

В) Анализ подлинных причин конфликта, которые оппоненты могут скрыть за причинами мнимыми.

Г) Локализация конфликта – установление его четких рамок и максимальное сужение области противоречия.

Д) Отказ от концентрации на самозащите – мешает заметить изменения в обстановке и поведении.

Е) Переформулирование аргументов оппонента – перевод на понятный вам язык.

Ж) Достаточная активность – сохранение инициативы: эмоциональный тон отношений, тема разговора, языковой стиль, роли и степень строгости правил.

3) Третий не лишний («Третейский судья »).

Принципы косвенного разрешения конфликта:

А) Принцип выхода чувств (возможность выразить свои чувства).

Б) Принцип эмоционального возмещения (сочувствие неправым – порождает раскаяние).

В) Принцип авторитетного третьего (обоюдоуважаемое лицо).

Г) Принцип принудительного слушания (повторение последней реплики – спорящие не слышат друг друга).

Д) Принцип обмена позиций (поменяться местами и продолжать ссору).

Е) Принцип расширения духовного горизонта ссорящихся (запись ссоры на магнитофон).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: