Консультация для родителей
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕБЕНКУ
Все мы разные. И каждый человек - единственный и неповторимый. И выражается это в наших индивидуальных особенностях. И в том, что каждый из нас по-разному – индивидуально – относится к окружающим. Находит свой подход к людям. Ведь невозможно общаться и взаимодействовать со всеми одинаково. Точно также и воспитание, и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального (другими словами – персонального) подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные (неповторимые) особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.
Немного истории
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я. А. Коменского – великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Особое место занимают труды Жан-Жак Руссо. Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким. Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какието определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы. А. С Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. А. С. Макаренко считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку. Персональный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого ребенка. В индивидуальном – неповторимом и особенном - подходе нуждается каждый без исключения ребенок Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.
|
В чем же сущность индивидуального подхода?
|
Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:
Ø знание и понимание детей,
Ø понимание актуальных потребностей каждого ребенка,
Ø основательный теоретический баланс,
Ø способность педагога (родителя) размышлять, анализировать, рефлексировать и осознавать себя (в первую очередь – себя).
Важно помнить, что ребенок – это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога (родителей). Безусловно, индивидуальный подход требует от педагога (родителя) большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, способности увидеть потребность ребенка.
Одним из главных факторов индивидуализации воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (например, темперамент). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. И изменить его невозможно, так же как и цвет глаз, например. И, как правило, он определяет темп деятельности. Персональный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:
− характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу),
− уровень знаний и умений (осознанность, действенность),
− работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость),
− уровень самостоятельности и активности.
− отношение к обучению,
− характер познавательных интересов,
− уровень волевого развития.
Воспитатель (родитель) должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде. В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.