Наречие. Безлично-предикативные слова. Служебные части речи




Семестр

Современный русский язык. Морфология

Теоретические вопросы для научного конспектирования

1. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола: вопрос об объеме глагольной лексемы. Неопреде­ленная форма глагола, ее значение, образование, синтаксические функции. Вопрос об основе глагола; глагольные формы, образуемые от основы настоящего времени и основы инфинитива. Классы глагола, характеристика продуктивных классов.

2. Переходные и непереходные глаголы. Категория залога, различные трактовки категории залога. Интерпретация категории залога в академических грамматиках.

3. Категория вида; грамматические и сочетательные особенности глаголов совершенного и несовершенного вида; способы образования видов, понятие перфективации и имперфективации. Система видовых оппозиций в русском языке; видовые пары и их образование; состав и признаки одновидовых глаголов. Видовые цепи, их связь с деривацией и корреляцией.

4. Понятие конкуренции видов. Приемы определения видов в школе. Понятие способа глагольного действия. Отношение способа действия к виду.

5. Понятие модальности в языке; средства выражения модальности; категория наклонения как морфологическое средство выражения модальности. Наклонение в личных формах глагола как элемент значения номинативный, обязательный и регулярный. Образование форм изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений. Употребление одного наклонения в значении другого. Инфинитив в значении наклонений.

6. Темпоральностъ и грамматическая категория времени. Система времен в русском языке. Понятие абсолютного и относительного, прямого и переносного значений временных форм. Взаимосвязь категорий времени и вида. Образование временных форм. Значения форм настоящего, прошедшего и будущего времени.

7. Категория лица. Основное, частное и переносное значение категории лица. Способы выражения категории лица. Безличные глаголы, их характеристика. Род и число в личных формах глагола в связи с категориями времени и наклонения.

8. Спряжение глаголов; типы спряжения, глаголы изобилующие и недостаточные. Способы определения спряжения. Ударение и чередование в спрягаемых формах. Словообразование глаголов. Вопрос о соотношении словообразования и формообразования в видовых и залоговых корреляциях. Правописание спрягаемых форм глагола.

9. Причастие. Вопрос о месте причастий в системе частей, речи. Характеристика глагольных и именных категорий в причастиях. Образование различных форм причастий. Переход в другие части речи. Правописание причастий. Деепричастие. Деепричастие, его место в системе частей речи. Лексико-грамматическое значение и образование деепричастий, вариантность форм. Глагольные категории в деепричастиях, характеристика относительного временного значения. Переход деепричастий в другие части речи.

10. Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Способы и типы образования наречий. Переход наречий в другие части речи. Правописание наречий.

11. Категория состояния. Вопрос о выделении слов категории состояния в самостоятельную часть речи. Грамматическая характеристика слов категории состояния. Разряды по значению. Разряды по образованию. Вопрос о модальных словах. В.В. Виноградов о модальных словах как особом лексико-грамматическом разряде. Типы модальных слов по значению и образованию.

12. Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи. Вопрос о связке. Предлог как служебная часть речи. Характеристика предлогов по функциональному значению, по образованию, структуре, способности сочетаться с одной или несколькими падежными формами. Правописание предлогов.

13. Союз как служебная часть речи. Характеристика союзов по значению, структуре и употреблению. Аналоги союзов. Правописание союзов.

14. Частица как служебная часть речи. Характеристика частиц по месту положения, по значению, образованию и структуре. Правописание частиц.

15. Междометие как особая часть речи. Разряды междометий по значению и образованию. Отличие междометий от звукоподражательных слов.

Контрольная работа № 1

Глагол. Причастие. Деепричастие

Задание 1

1. Определите основы и классы глаголов: разговаривать, разграфить, рисовать, роп­тать, сидеть, слабеть, слать, сновать, сохнуть.

2. Образуйте все возможные формы глагола от основы инфинитива (прошедшего времени) и от основы настоящего (или будущего простого) времени: обрадовать, решать.

3. Определить залог глаголов по Гр–60 и Русской грамматике–80: обрадоваться, обследоваться, смеяться, советоваться, смелеть, пожаловаться, использоваться, кружиться.

4. Подберите к глаголам (где возможно) видовые пары, укажите способ образования видовых пар: представить, придумать, дегустировать, признаться, выступить, ездить, подняться, видеть, стынуть.

5. Назовите спряжение глагола и способ его определения. Образуйте формы 3-го лица ед. и мн.ч. наст. или буд. прост. времени; повелит. наклонения. Запишите по образцу.

 

Инфинитив Спряж. Способ определения спряжения 3 л. ед. ч. наст. или буд. прост. времени 3 л. мн. ч. наст. или буд. прост. времени Повелит. накл.
говорить II по личному окончанию говорит говорят говорите

Зиждиться, класть, колебать, мо­лоть, мучить, нагнать, надеяться, надоесть.

6. Определите способ словообразования данных глаголов: учится, наговоритесь, важничает, позабавит, поздоровались, умывается, порасспрашивать.

7. Образуйте все возможные формы причастий от глаголов: бросить, сверкать, обернуться, премировать, передвинуть.

8. Определите залог и время данных ниже причастий; назовите глаголы, от которых они образованы: прочищенный, прочищаемый, обессилевший, опубликованный, передвинутый, заплетенный, измеряемый.

9. От данных глаголов образуйте деепричастия. Если форма не образуется, объясните причину. Беречь, кричать, переглянуться, узнавать, любоваться, киснуть, нести, хотеть, рассказывать.

10. Сделайте полный морфологический разбор выделенных глаголов.

Когда он дописывал последние слова, за окнами уже синело (К.П.). Предполагалось, что мы с вечера отъедем вверх по Иртышу километров на десять-пятнадцать (В. Сол.). Чехов в молодости умел писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире (К.П.). Давайте сами все расскажем. Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы много подробностей, относившихся лично к нему… (Н. В. Гоголь).

Задание 2

Выпишите из произведений художественной литературы или из газет предложения с глаголами в инфинитиве (1), в настоящем времени (1), прошедшем времени (1), будущем времени (1), сослагательном наклонении (1), повелительном наклонении (1), безличный (1). Разберите глаголы как часть речи.

Образцы морфологического разбора см.: Сидоренко Е. Н. Теоретические и практические материалы. Ч. 3, с. 163…

Контрольная работа № 2

Наречие. Безлично-предикативные слова. Служебные части речи

Задание 1

1. Определите, к каким разрядам относятся данные наречия и как они образованы.

По-французски, мудро, нечаянно, временами, сзади, направо, тотчас, сдуру, поодаль.

2. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем современнее ее красота и тем сильнее она отзывается в человеческом теле (К.П.). Охота мне её повидать (К. Паустовский). Возра­жать всерьёз было нельзя (Д. Гр.). Писать было легко (К.П.). Во время туманов слышно, как мрачно ревут сирены на далеких маяках (К.П.). Было смешно и немного завидно (Д. Гр.).

3. Распределите данные предлоги по происхождению и по струк­туре, назовите падежи, с которыми они употребляются: из-за, несмотря на, по пути к, исключая, насчёт, путем, в отношении, мимо, у.

4. Распределите данные частицы по значению, происхождению и структуре.

Как бы, едва не, ладно, себе, ведь, разве, ну, нет, единственно.

5. Сделайте полный разбор по частям речи выделенных в тексте слов.

Было жалко уходящего лета (К.П.). Добравшись до торосов, Семёнов медленно пошёл вдоль гряды (В.Сан). В вагоне было тесно (К.П.). Сталинградцы привыкли к тому, что можно сражаться и не отступать перед сильнейшим врагом, то есть, в сущности, не признавать его сильнейшим, несмотря на его очевидное превосходство в силах (К.С.).

 

Задание 2

Выпишите из произведений худ. литературы предложения с наречиями (разных семантических разрядов) – 5, модальными словами (3), предлогами (4), союзами (4), частицами (4), междометиями (3). Разберите эти слова как части речи.

Образцы морфологического разбора см.: Сидоренко Е. Н. Теоретические и практические материалы. Ч. 4, с. 140…

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

Именные части речи

1. Морфология как раздел грамматики.

2. Связь морфологии с лексикой, словообразованием, синтаксисом.

3. Понятие о грамматическом (морфологическом) значении и его типах. Способы выражения грамматического значения.

4. Формы слова. Вариантные формы слова и их разновидности. Морфологические формы.

5. Понятие о грамматической категории. Типы грамматических категорий. Морфологические категории словоизменительные и несловоизменительные (постоянные, классифицирующие), номинативные (смысловые) и неноминативные.

6. Понятие о частях речи, критерии их разграничения. Дифференциальные признаки части речи.

7. Имя существительное как часть речи.

8. Лексико-грамматические разряды имен существительных (собственные и нарицательные).

9. Лексико-грамматические разряды имен существительных (собственно конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные).

10. Одушевленность—неодушевленность как обязательный, нерегулярный, номинативный и синтаксический элемент значения имен существительных.

11. Категория рода имен существительных. Род как обязательный синтаксический и необязательный номинативный элемент значения существительных. Род и одушевленность. Семь согласовательных классов русских существительных.

12. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Вопрос о парном роде.

13. Род несклоняемых заимствованных существительных.

14. Род аббревиатур и составных существительных.

15. Существительные общего рода. Так называемый подкласс существительных общего рода.

16. Число как обязательный и как регулярный, как номинативный и как синтаксический элемент значения существительных. Способы образования форм мн. ч. в русском языке. Выражение числа

17. Число как обязательный и как регулярный, как номинативный и как синтаксический элемент значения существительных. Способы образования форм мн. ч. в русском языке. Выражение числа в несклоняемых существительных.

18. Имена существительные, имеющие 2 формы числа: релятивно-коррелирующее и деривационно-коррелирующее. Выражение числа в несклоняемых существительных.

19. Имена существительные singularia tantum и pluralia tantum.

20. Категория падежа. Основные значения падежей.

21. Склонение имен существительных. Характеристика 1, 2 и 3 типов склонения.

22. Адъективное, смешанное и нулевое склонение имен существительных. Именное склонения в Русской грамматике–1980.

23. Имя прилагательное как часть речи. Слова типа беж, их семантическая и грамматическая характеристика.

24. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Вопрос о порядковых прилагательных.

25. Полные и краткие формы качественных прилагательных: семантические, грамматические и стилистические особенности.

26. Степени сравнения качественных прилагательных. Вопрос о количестве, аналитических формах степеней сравнения. Значение и образование форм сравнительной степени.

27. Значение и образование форм превосходной степени качественных прилагательных.

28. Степени качества имен прилагательных: их значение, образование.

29. Имя числительное как часть речи.

30. Разряды числительных по значению и структуре.

31. Количественные числительные: значение, морфологические и синтаксические особенности.

32. Характеристика собирательных числительных, особенности их употребления.

33. Местоимение как часть речи. Широкое и узкое значение термина «местоимение». Вопрос о местоимениях в трудах А.М. Пешковского и Русской грамматики–1980. Разряды местоимений по категориальному значению и грамматической соотносительности с другими частями речи.

34. Разряды местоимений по значению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: