Тема16. Финансовая глобализация. Международные финансово-кредитные организации и их функции
Глобализация финансовых ресурсов.
Международная финансово-кредитная система
Современная финансовая система имеет глобольный характер.
Глобализация – это процесс международного масштаба, который стал возможен благодаря инвеситциям на финансовых рынках. Условиями для этого явились технические достижения и дерегулирование. В результате глобализации, например, инвесторы в Лондоне могут купить акции или ценные бумаги непосредственно у японских брокеров в Токио, не прибегая к посредникам. Благодаря телекоммуникационной сети переводы платежей и торговля ценными бумагами производится практически круглосуточно.
Финансовые ресуры – это наиболее глобализированный экономический ресурс мира. Об этом говорят громадные обороты на некоторых сегментах мирового финансового рынка, прежде всего на валютном рыке и рынке деривативов, а также все возрастающее присутствие нерезидентов на рынках кредитов и акций.
Деривативы – финансовые инструметны, в основе которых лежат другие, более простые финансовые тнструменты – акции, облигации, валюта. Основными видами деривативов являются опционы (дающие его обладателю право продать или купить определенные акции), свопы (соглашение об обмене денежными платежами в течение определенного времени), фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты, по зафиксированной цене). Рынок деривативов тесно связан с валютным рынком, прежде всего из-за того, что на нем часто происходит обмен одной валюты на другую или ценных бумаг в одной валюте на такие же бумаги в другой валюте.
Высокий уровень глобализации финансовых ресурсов объясняется, прежде всего, тем, что это наиболее мобильный вид экономических ресурсов (точнее, наиболее мобильная часть такого экономического ресурса, как капитал).
Глобализация финансовых ресурсов порождает как позитивные, так и негативные последствия. К первым можно отнести, прежде всего, смягчение нехватки финансовых ресурсов в мире, в результате чего в современных условиях, особенно в развитых и некоторых развивающихся странах, капитал (прежде всего в денежной форме) уже не является дефицитным ресурсом. Глобализация также усиливает конкуренцию на национальных финансовых рынках и тем самым снижает стоимость финансово-кредитного посредничества (финансовых услуг).
К отрицательным последствиям глобализации финансовых ресурсов мира нужно отнести в первую очередь усиление нестабильности национальных финансовых рынков, которая происходит, во-первых, из-за того, что финансовые кризисы в отдельных регионах (особенно при наличии крупных финансовых центров) сильнее сказываются на других странах и регионах, а, во-вторых, вследствие либерализации национальных финансовых рынков, что делает их более доступными для «горячих денег».
Другим отрицательным последствием глобализации является все большая зависимость мировой экономики от функционирования финансового (денежного), а не реального капитала (реального сектора экономики).
В условиях глобализации состояние национальных финансов все больше зависит от поведения нерезидентов, которые все активнее присутствуют на национальных финансовых рынках, а также от состояния рынков финансов в других странах и регионах мира и, особенно, от положения дел в международных финансовых центрах.
Глобализация финансовых ресурсов мира приводит к тому, что сила воздействия национальных правительств на национальные финансы ослабевает. Одновременно во всех странах усиливается воздействие на национальные финансовые рынки транснациональных корпораций, а также международных институциональных инвесторов и международных спекулянтов. На финансы стран — участниц международных интеграционных объединений усиливается воздействие принятых общих решений или вообще их общей финансовой политики (как это происходит в ЕС). В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой растет воздействие на их рынки капитала международных, экономических организаций (прежде всего Международного валютного фонда и Всемирного банка).
Можно выделить несколько видов финансово-кредитных систем (валютных систем): международные финансово-кредитные системы – региональные международные ФКС и мировая ФКС; и национальные ФКС – общенациональные и региональные национальные ФКС.
Если в рамки системы входит одно государство, то говорят о национальной ФКС, а если несколько – о международной.
Мировая валютная система (МВС) — это валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей и форма организации международных валютных отношений, закрепленная межгосударственными соглашениями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.
Решающую роль в формировании любой ФКС играют государственные и межгосударственные органы валютного регулирования и контроля, которые устанавливоют основные правила поведения участников финансовых и кредитных отношений.
О конкретной финансово-кредитной системе можно говорить в том случае, если она имеет следующие отличительные признаки, характерные для нее и, в совокупности, выделяющие ее среди других аналогичных систем:
средства, используемые как счетные и (или) расчетно-платежные;
• органы, осуществляющие валютное регулирование и контроль;
• условия и механизм конвертируемости валют;
• режим определения валютного курса;
• правила проведения расчетов;
• режим функционирования рынков драгоценных металлов;
• правила получения и использования кредитных средств в иностранных валютах;
• механизм валютных ограничений.
Счетные и расчетно-платежные средства. Существует четыре типа счетных и расчетно-платежных средств. Первый их них — валюта, которую используют в рамках валютной системы как общепризнанное средство платежа и расчетов. Валютой являются национальные или межнациональные деньги, которые обладают свойством конвертируемости, т.е. обратимости в другие валюты. Обратимость позволяет использовать валюту в международных операциях. Как деньги валюта выполняет все их основные функции: меру стоимости, средства обращения и платежа, накопления. Органы валютного регулирования и контроля могут вводить ограничения на применение валюты в определенных операциях и (или) определенными лицами. Однако эти ограничения в основном проявляются при использовании валюты в операциях за пределами соответствующей валютной системы и нерезидентами и не носят глобального характера. На современном этапе примером межнациональных денег является валюта евро, которую используют большинство стран Европейского сообщества (ЕС) как национальную, и она является валютой группы стран Европейской валютной системы (ЕВС), вошедших в зону евро.
Международные денежные единицы, как и валюты, выполняют основные функции денег. Вместе с тем характерными и для них являются следующие особенности:
— существование только в безналичной форме;
—держать счета в них может только определенный узкий круг лиц;
—ограниченность использования.
Это четко прослеживается на примере международной денежной единицы в рамках Международной валютной системы МВС — СДР (специальные права заимствования), а также европейской денежной единицы — ЭКЮ, которая являлась международной в рамках ЕВС до введения евро. Поэтому Международные денежные единицы (МДЕ) можно поэтому назвать также квазивалютами.
Счетные единицы, в отличие от валют и МДЕ не выполняют функции обращения и платежа. Исходя из этого, они не могут быть признаны полноценными деньгами. Их используют для стоимостных сопоставлений, выражения совместного бюджета группы государств, определения сальдо межгосударственных требований и обязательств и некоторых других целей. Так, в Европейском сообществе до введения в 1979 г. в качестве официального средства платежа ЭКЮ применяли следующие счетные единицы: до марта 1975 г. ЭКЮ, определявшую через золотой паритет (примерно 0,889 г чистого золота), а затем ЭКЮ, рассчитываемую по методу корзины валют. Фактически счетные единицы выполняют только функцию меры стоимости. Валюты и МДЕ могут также использоваться для счетных целей.
Счетные и расчетно-платежные функции в валютных системах выполняло и золото, выступавшее как официальное резервное и платежное средство, мера определения курсоаввлют (золотые паритеты) в МВС
в течение целого столетия.
Органы валютного регулирования и контроля. С 1945 г. действует Международный валютный фонд (МВФ), который вырабатывает принципы международных валютно-кредитных отношений и следит за их соблюдением. На национальном уровне, как правило, основным органом валютного регулирования и контроля является центральный банк. Однако и другие органы могут выполнять частичные функции. Например, в России важную роль при осуществлении валютного контроля играет Федеральная таможенная служба.
Конвертируемость валют. Основное свойство валюты — конвертируемость. Как уже отмечалось, если национальные деньги не обладают свойством конвертируемости, валютой их можно считать только условно. Но иногда говорят все же и о неконвертируемых валютах. Степень конвертируемости валюты понимается в двух смыслах. Во-первых, как количество и сложность валютных ограничений, существующих в той или иной стране. Во-вторых, как приемлемость, желательность для большинства участников рынка валютных операций приобретать именно эту валюту. Эти два свойства конвертируемости находятся в сложном соотношении. Органы валютного контроля могут заявлять о том, что валюта без ограничений или с несущественными ограничениями вправе применяться в международных операциях, однако по определенным причинам субъекты валютных отношений могут отказываться от ее использования (например, при нестабильности курса, высоких политических рисках в стране и др.). В современном мире участниками валютных операций в большинстве случаев охотно используются все-таки именно те валюты, для которых не вводятся существенные ограничения на применение монетарными властями соответствующей страны. Операции на международных финансовых рынках и международные расчеты осуществляются, как правило, с помощью ограниченного набора общепризнанных валют (доллара США, англ. фунта стерлингов, евро и др.). Большинство валют развивающихся стран для этих целей используются редко.
Часто говорят о свободно, частично конвертируемых и неконвертируемых валютах. Однако понятие «свободно конвертируемая валюта» трактуется по-разному. В обычном словоупотреблении такой должна быть валюта, которая без ограничений может использоваться в любых валютных операциях. Если имеется хотя бы одно ограничение, то валюту в таком понимании следует признавать лишь частично конвертируемой. На практике большинство государств, даже развитых, не отказывается от определенных ограничивающих мер в использовании национальной валюты, особенно в периоды экономических и финансовых кризисов. В Уставе МВФ до 1978 г. было зафиксировано иное понимание свободно конвертируемой валюты. Таковой считалась валюта, которая без ограничений могла применяться в операциях текущего характера. С указанного года введено другое понятие — свободно используемая валюта. Однако в Уставе МВФ четко не прописано, какую валюту следует считать свободно используемой.
Поскольку действующий в стране режим валютных ограничений может дифференцироваться по различным причинам, на практике используют понятия внутренняя и внешняя конвертируемость. При введении ограничений только для резидентов говорят о внешней конвертируемости, а для нерезидентов — о внутренней.
В России в 1996 г. объявлено о введении внешней конвертируемости (в дополнение к, существовавшей ранее, внутренней). Однако реально на международной арене (за исключением ряда стран СНГ), российская валюта популярностью как платежное средство не пользуется. В Англии длительное время в отношении фунта стерлингов существовала возможность только внешней конвертируемости по ряду операций. Так, экспортер из Германии, располагавший авуарами в англ, фунтах стерлингов, мог дать поручение английскому банку на перевод вырученных от экспортной операции средств за границу. Жителям же самой Англии требовалось разрешение центрального банка на трансферт средств, хотя они могли обменивать англ. фунты стерлингов на другие валюты в иных целях.
Валюты, которые широко используются на международных рынках в качестве расчетно-платежного средства, а также накапливаются центральными банками, называют резервными, или ключевыми. Международные платежные средства (в первую очередь резервные валюты, золото и МДЕ) часто называют также международными ликвидными средствами. Их основное назначение заключается в выполнении страной своих обязательств по долгам. Однако они используются также и в других целях, в частности для регулирования валютного курса, предоставления кредитов другим странам. При этом учитываются только ликвидные средства, которыми располагают монетарные власти страны (как правило, находящиеся в распоряжении центрального банка). Конечно, и частные лица (фирмы, банки, граждане) имеют определенные и порой существенные запасы указанных ликвидных средств (за исключением МДЕ). Однако они являются обеспечением по обязательствам данных лиц. В то же время государство для выполнения своих обязательств может использовать другие активы, которыми оно располагает, например природные богатства, отдавать в оплату долга какие-либо производственные объекты и даже территорию и т.п. В определенных ситуациях может происходить и взаимозачет обязательств. Но общепринятыми элементами являются все-таки три выделенных вида, которые относятся к финансовым активам.
Режим валютного курса. Важным понятием для определения валютной системы является валютный курс. В прямом смысле под ним понимают цену иностранной валюты в национальных денежных единицах. Противоположное представление называют обратным курсом. В большинстве стран общеупотребительным является прямое представление, но есть страны, в которых даются обратные котировки валют (например, Англия).
К основным функциям валютного курса относятся:
• осуществление взаимного обмена валютами при торговле товарами
и услугами, при движении капиталов и кредитов;
• сравнение цен мировых и национальных рынков и стоимостных показателей разных стран (ВНП, национальный доход на душу населения и др.);
• периодическая переоценка счетов банков, фирм в иностранной валюте.
Характер изменения валютного курса и его волатильность являются важными показателями состояния национальной экономики. Если наблюдается его сильная изменчивость и постоянное ослабление, то обычно это свидетельствует о неустойчивой или слаборазвитой экономике.
Валютный курс может изменяться либо рыночным путем в результате торгов валютой на бирже и внебиржевом рынке, осуществления конверсионных операций в банках, либо официально государственными органами. В первом случае говорят о рыночном повышении или понижении валютного курса. Во втором случае официальное повышение курса называют ревальвацией, а понижение — девальвацией. Рыночных курсов у каждой валюты множество, так как торги идут в разных местах, в том числе за пределами страны. Кроме того, каждый коммерческий банк устанавливает свои курсы. В то время как на рынке валютный курс определяется в основном единообразно в результате торгов на бирже или вне ее, банки устанавливают курсы покупки и продажи. Их разница представляет прибыль банка по конверсионным операциям. Относительную разницу этих курсов называют спрэдом, или маржей.
Хотя маржа устанавливается банками самостоятельно, иногда монетарные власти определяют верхнюю границу этой величины, чтобы предотвратить спекулятивную игру, которая проявляется особенно ярко в кризисные периоды. В России после августовского кризиса 1998 г, предельная маржа составляет 15%. В каждом банке она устанавливается индивидуально для различных пар валют. Как правило, чем больше объем обменных операций с какой-либо валютой, тем меньше размер маржи. Так, в России маржа по курсу рубля к доллару в большинстве случаев устанавливается меньше, чем по курсу российского рубля по отношению к другим валютам. Однако повышенный спрос на какую-нибудь валюту (например, доллар) иногда, напротив, ведет к увеличению маржи в соответствии с законом спроса и предложения. Особенно ярко это проявляется в периоды кризисов.
Официальные курсы, как правило, устанавливаются единообразно. В России это делает ежедневно Центральный банк РФ. С одной стороны, он исходит при этом из рыночных курсов, в первую очередь определяемых в результате торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), с другой — с точки зрения реализации определенных целей валютной политики. Для участников валютного рынка официальные курсы служат своеобразным ориентиром, влияющим на их действия. Однако если государство в лице центрального банка не является само участником валютного рынка, только официальное установление курса не всегда может предотвратить действия валютных спекулянтов. При фиксированных курсах валют официальные курсы также меняются, но значительно реже. Именно о таких изменениях говорят как о ревальвации или девальвации валюты. В некоторых странах в определенные периоды устанавливают несколько официальных курсов, которые используют для различных операций. Например, определяют специальный официальный курс для импортных или экспортных операций, если хотят стимулировать их, или наоборот. Однако множественность курсов, как правило, в итоге негативно отражается на экономике страны и дезорганизует финансовые рынки.
К девальвации валюты прибегают чаще всего в двух случаях:
• при устойчивом и существенном пассивном платежном балансе;
• для усиления конкурентных позиций страны.
Устойчивый пассивный баланс ведет, как правило, к стремлению участников валютных операций «избавиться» от данной валюты, что объективно снижает ее рыночный курс, а следовательно, требует и пересмотра официального курса. Страна может также прибегать к девальвации своей валюты с целью поощрения экспорта и сокращения импорта. Однако такие меры международными органами валютного регулирования могут рассматриваться как методы «нечестной конкурентной борьбы». Существует множество валютных курсов в зависимости от вида валютных операций.
Под кросс-курсом валюты понимают курс одной валюты по отношению к другой, выраженный через третью валюту, например рубль к евро — через доллар.
Валюта, которая используется для выражения отношения других валют, называется кросс-валютой. Кросс-курсов может быть множество в зависимости от выбранной кросс-валюты и места котировки. Кросс-курсы выполняют две основные функции. Во-первых, они служат для определения курсов тех валют, которые напрямую не котируются на местных национальных рынках или курс которых официально в данной стране не устанавливается. Во-вторых, они служат для валютных спекулянтов индикатором, по которому они определяют возможность проведения так называемого треугольного арбитража. Суть его заключается в проведении ряда конверсионных операций, в которых участвует не менее трех валют, с получением в итоге прибыли.
Режимы установления валютного курса отличаются довольно существенно. Это зависит от того, какую валютную политику проводит государство и является ли оно участником межгосударственных соглашений по регулированию валютных отношений. Можно говорить о режимах, которые являются теоретической абстракцией, но к которым в той или иной степени приближаются реально существующие режимы. Среди таких теоретических режимов обычно выделяют:
• фиксированные курсы;
• свободно плавающие курсы;
• ограниченно подвижные курсы;
• управляемое, или «грязное», плавание.
Фиксированные курсы — это официальные курсы, которые не меняются, по крайней мере, в течение достаточно длительного периода. При этом нужно иметь в виду, что в реальности при рыночном типе экономики существуют также и рыночные курсы, на которые государственные или межгосударственные органы могут воздействовать в той или иной степени. При административном типе экономики торговля валютой не ведется, и курс валюты — только официальный (при этом их может быть несколько).
Свободно плавающие курсы теоретически не должны регулироваться государственными и межгосударственными органами и устанавливаются рынком. Но для практики это, скорее, гипотетическая ситуация.
Ограниченно подвижные курсы означают установление монетарными властями пределов колебаний валютных курсов, которые они стремятся поддерживать в основном путем валютных интервенций, т.е. операций на валютных рынках с использованием резервов ключевых валют. Ревальвации и девальвации валют в такой системе — частые явления, поскольку попытки длительного удержания курсов валют в «коридорах» редко удаются.
При управляемом плавании официальные коридоры не объявляются, но проводится политика смягчения колебаний валютного курса, что равносильно поддержанию неявных валютных коридоров.
Большинство реально существующих режимов регулирования валютных курсов, как будет показано ниже, тяготеют либо к третьему, либо к четвертому типу.
Эволюция мировой финансово-кредитной системы. Выделяют разное число стадий в развитии мировой финансово-кредитной системы (МФКС): от двух до четырех. Наиболее традиционной является точка зрения, в соответствии с которой МФКС прошла за время своего существования, следующие основные этапы, для каждого из которых характерным было наличие определенных согласованных на международном уровне принципов валютно-финансовой политики:
1) золотой стандарт (Парижская система);
2) золото-девизный стандарт (Генуэзская система);
3) система фиксированных паритетов (Бреттон-Вудская система);
4) современная МФКС (Ямайская система).
Вырабатываемые на международном уровне принципы являются для национальных монетарных органов основой при определении собственной финансовой политики.
Ямайская валютная система (современная мировая ФКС) (с 1976г.). В соответствии с принципами Ямайской валютной системы, любая страна, являющаяся членом Международного валютного фонда (МВФ), вправе самостоятельно выбирать режим валютного курса. Однако все-таки определенные требования были введены Уставом МВФ в редакции 1978 г.:
• поддержание стабильности финансовой и валютной политики в
стране и использование интервенций центрального банка при слишком
сильных колебаниях валютного курса;
• отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ;
• незамедлительное информирование МВФ обо всех предполагаемых
изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов;
• отказ от привязки курса своих валют к золоту.
Одновременно золото было лишено сроих официальных функций
международного платежного средства, меры стоимости валют, обязательного резервного актива центральных 6анков, т.е. демонетизировано. Но на практике страны могут при желании накапливать золотые резервы, а также рассчитываться золотом по взаимному согласию. Таким образом, свобода выбора валютного режима является не абсолютной. Однако переход к самостоятельному выбору режима валютного курса странами означал, что его межгосударственное регулирование существенно ослабло.
Поэтому в настоящее время сложились разнообразные национальные
валютные режимы, которые все-таки могут быть классифицированы по
определенным общим принципам (см. файл с рис. к теме 16).
Привязанными называются валюты, изменение курса которых определяется изменениями курса валюты или корзины валют, к которой осуществляется привязка. Под корзиной валют имеют в виду признанный рядом стран (стандартная корзина) или одной страной (индивидуальная корзина) набор валютных ценностей, для которого по определенным правилам рассчитывается средневзвешенная стоимость. Ниже, на примере СДР, это будет показано более подробно. В случае привязки к определенной валюте колебания курса привязанной валюты полностью повторяют колебания курса ведущей валюты. При привязке же к стандартной корзине в некоторых случаях допускается отклонение в ±1%.
Иногда привязанные валюты называют валютами с фиксированным курсом. Это не совсем точно, поскольку фиксация осуществляется по отнощению к одной валюте (или корзине), а по отношению к другим происходит свободное плавание. Подавляющее число привязок проводится к доллару США (более 20 валют). Это связано с его ведущей ролью на мировых рынках. Но встречаются и отдельные случаи привязки к другим валютам, например эстонской кроны и румынского лея — к евро, валют Намибии, Лесото и Свазиленда — к валюте ЮАР и др. Таким образом, можно говорить о коллективных валютах, которые привязаны к другой коллективной валюте. Привязка к стандартной корзине валют осуществляется по отношению к международной денежной единице — СДР (специальные права заимствования).
Ориентированными называются валюты, привязка которых к другим валютам осуществляется не жестко. Так, есть ряд валют (например, бахрейнский динар и риал Саудовской Аравии), официальные курсы которых привязаны к доллару США, но при этом поддерживается коридор в границах ±2,25%..
К валютам с подвижным курсом относят те, для которых не устанавливаются жесткие пределы колебаний. Однако это не означает, что государство вообще ни при каких обстоятельствах не влияет на процесс образования курса. Его вмешательство может носить достаточно активный характер (ежедневные или еженедельные корректировки с продажей или покупкой валюты центральными банками по установленному курсу). В этом случае говорят о контролируемом или управляемом плавании. Если же корректировки валютного курса носят спорадический характер и осуществляются в основном в экстренных случаях, например при резких падениях или повышениях рыночного курса национальной валюты, то говорят о независимых системах. К ним принадлежат, в частности, доллар США, канадский доллар, японская йена.
В последние годы стали появляться специфические валютные режимы в странах, которые отказались от своей национальной валюты в пользу иностранной, либо признали последнюю законным платежным средством в стране наряду с национальной денежной единицей. Это относится к таким странам, как Эквадор и Панама, которые используют в качестве национальной валюты доллар США (в Панаме имеют хождение также свои национальные монеты — бальбоа).
Короткий обзор режимов валютных курсов свидетельствует о том, что современную мировую валютную систему не совсем корректно определять как систему плавающих курсов, как это часто утверждается. Правильнее говорить о системе свободного выбора режимов валютного курса.
С юридической демонетизацией золота в МВС тесно связано также утверждение МВФ в качестве официального резервного и платежного средства СДР. По первоначальному замыслу эта единица должна была заменить золото в отношениях МВФ со своими членами и их между собой.
Теперь рассмотрим роль золота в современной валютной системе. При вторичном изменении Устава МВФ (1978 г.) она стала совершенно иной. Золото приобрело значение лишь одного из активов, хотя и достаточно существенного, поскольку МВФ за счет прежних золотых платежей обладает сравнительно большими его запасами (более 100 млн. унций). Все учреждения стран — участниц Фонда могут осуществлять сделки с золотом по свободным рыночным ценам. МВФ имеет две возможности для его использования, что предполагается решением большинства членов (85% голосов). Во-первых, золото МВФ может быть продано по бухгалтерской стоимости (1 унция = 35 СДР) странам, которые к концу 1975 г. были членами Фонда (реституция золотого запаса). Во-вторых, он может продать золото своим странам-участницам или на рынке по рыночной цене. Полученная при этом сверх бухгалтерской стоимости дополнительная выручка будет зачислена на специальный счет. С него могут выделяться регулярные кредиты для улучшения платежного баланса членов МВФ, помощь развивающимся странам, в том числе в форме процентной субсидии.
С 1976 по 1980 г. МВФ распродал одну третью часть своего прежнего золотого запаса (около 50 млн. унций). Значительная доля рыночной реализации золотого запаса МВФ (28%) была направлена как безвозмездная помощь многим развивающимся странам пропорционально их квоте в Фонде. Остальные же вырученные средства были перечислены в Доверительный фонд. Он был создан в 1976 г. как управляемый МВФ особый актив для выполнения программы реализации золота в пользу развивающихся стран еще до утверждения второй редакции Устава МВФ. Однако средства в пользу этого фонда поступали также из доходов МВФ на вложенный капитал, от пожертвований, в форме средств от продажи золота, которые не были востребованы рядом развитых стран. Помощь Доверительного фонда получили 55 самых бедных стран. После предоставления последних кредитов эта структура прекратила свое существование в 1981 г. Проценты же и основная сумма долга поступали с этого момента на счет СДР.
Дальнейшая роль золота в мировой валютной системе будет зависеть от того, как страны распорядятся все еще значительными запасами (свыше 900 млн. унций, или 27 тыс. т). В Европейской валютной системе часть резервов в Европейский фонд валютного сотрудничества и впоследствии Европейский валютный институт вносилась в форме золота. С созданием Европейского центрального банка резервы последнего формируются за счет валютных резервов стран — участниц зоны евро, но при этом за центральными банками этих стран остается право сохранять и увеличивать свои золотые резервы.
16.2. Международным финансово-кредитным организациям (МФКО) принадлежит главная роль в установлении и поддержании принципов функционирования мировой финансовой системы, создании условий для развития финансовых рынков. Среди них можно выделить группу организаций, которые созданы на основе межгосударственных соглашений (публичные МФКО), а также на частной основе, например транснациональные банки. В дальнейшем речь пойдет о публичных МФКО как основных структурах мировой финансовой системы.
Международный валютный фонд МВФ. Международный валютный фонд — международная организация, участники которой обязаны в соответствии со статьями Соглашения, принятого в 1944 г., соблюдать правила ведения международных операций и тесно сотрудничать по вопросам международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота, а также оказывать взаимную финансовую помощь для преодоления дефицита платежного баланса.
Международный валютный фонд является, наряду с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирным банком, одной из ведущих мировых организаций, созданных после Второй мировой войны для укрепления международного экономического сотрудничества.
Соглашение о создании МВФ было принято в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции 45 государств в Бреттон-Вудсе (США) и вступило в силу с 27 декабря 1945 г. С тех пор МВФ играет ведущую роль среди всех МФКО в выработке принципов функционирования мировой финансовой системы и контроле за их исполнением. Задачи, стоящие перед ним, в основном оставались одни и те же, но изменялись формы и методы их осуществления вместе с эволюцией мировой финансовой системы. Кроме того, существенно расширился список членов Фонда, который охватывает почти все страны мира.
На первом этапе основными задачами МВФ были:
• устранение валютного контроля, который практиковался многими странами до Второй мировой войны;
• обеспечение конвертируемости валют;
• стабилизация валютных курсов в соответствии с основным принципом Бреттон-Вудской системы.
Первые две задачи применительно к основным мировым валютам были в основном решены. В частности, практически обеспечена конвертируемость по операциям спот. В странах ЕС с 1990 г. провозглашена свобода перелива капиталов. В большинстве развитых стран устранен или смягчен валютный контроль, так что в настоящее время МВФ должен способствовать свободе торговли. Однако все же многие развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, к которым относится и Россия, продолжают практиковать валютный контроль. Фонд проводит с такими членами консультации не реже 1 раз в год.
До настоящего времени не удалось найти механизм, обеспечивающий относительную стабильность валютных курсов. В современной мировой валютной системе отказались от идеи фиксированных валютных паритетов, но проблема предотвращения резких скачков курсов отдельных валют остается актуальной, поскольку они ведут к дезорганизации экономических отношений, значительным убыткам у ТНК транс национальных компаний.
Организационная структура и членство в МВФ, Число стран — членов МВФ постоянно растет (в 2002 г. - 182). В 1990-х гг. в МВФ вступили страны СНГ, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципа «конструктивного нечленства».
Руководящим органом МВФ является Совет гувернеров (управляющих), в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя — в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет гувернеров уполномочен решать важнейшие вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление странам дополнительных СДР (международная денежная единица в рамках МВС – СДР – специальные права заимствования). С1972 г. специальным комитетам Совета гувернеров было поручено контролировать функционирование валютной системы и ее дальнейшее развитие.
До 1974 г. эту работу выполнял Комитет двадцати, названный по числу членов, основной задачей которого была коренная реформа международной валютной системы в связи с разрушением Бреттон-Вудской системы. С 1974 г. текущий контроль за функционированием мировой валютной системы и ее приспособление к изменяющимся условиям осуществляет новый Временный комитет, который состоит из 24 человек. Заседания его проходят 2 раза в год. Формально Комитет не обладает правами принятия решений, являясь консультационным органом. Но фактически ему принадлежит в МВФ ведущая роль. Данный Комитет при наличии большинства голосов Совета гувернеров (85%) может быть преобразован в новый орган с властными полномочиями — Совет на уровне министров.
Имеются также две группы: в первую входят по 8 представителей от континентов Африки, Азии и Латинской Америки, которые встречаются перед заседаниями Временного комитета, во вторую — представители развитых стран. Последняя координирует помощь средне- и восточноевропейским странам.
Текущее хозяйственное руководство МВФ осуществляет исполнительный директорат, состоящийиз 24 исполнительных директоров. Из них 5 определяются членами МВФ с наивысшими квотами, остальные каждые 2 года выбираются гувернерами других стран-участниц, как правило, по региональным группам. Исполнительный директорат выбирает на 5 лет директора-распорядителя, который одновременно являетс