Безопасность жизнедеятельности человека - важнейшая задача человеческой цивилизации




 

 

 
 

I. Опасность - это объективно необходимое условие развития природы и эволюции человечества.

II.
Опасность создается особыми свойствами материальных объектов, явлений и информации, которые несовместимые с характеристиками человека.

 

1. Любая деятельность человека есть потенциально опасной.

2. Безопасность - состояние деятельности человека, из-за которого с определенной достоверностью исключена возможность причинения вреда его здоровью.

3. БЖД изучает явления, объекты, процессы с позиции их оптимизации по параметрам безопасности.

4. Управление безопасностью, разработка правил и рекомендаций базируется на основе знания законов, принципов и методов обеспечения безопасности.

5. Цель БЖД - обеспечение оптимальных условий жизни для каждого человека отдельно и человечества в целом.

3. НАУКИ, НА КОТОРЫХ БАЗИРУЕТСЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

“Безопасность жизнедеятельности”, как наука, синтезирует достижения целого ряда наук и является комплексной, интегральной дисциплиной.


 

 

Важное место в курсе БЖД принадлежит охране труда, которая представляет собой систему, которая действует на основе соответствующих законодательных и социально-экономических, организационных, технических, гигиеничных и лечебно-профилактических мероприятий и средств, выполнение которых обеспечивает безопасность, сохранение здоровья и трудоспособность человека в процессе работы.

 

 

Вопрос окружающей среды рассматривают экология и социоэкология - науки о взаимоотношениях человечества и естественной среды. Рациональное решение экологических проблем возможное лишь из-за оптимального взаимодействия природы и общества, которые обеспечивает с одного стороны дальнейшее развитие общества, а с другой - сохранение и поддержание природы.

 

Гражданская оборона является составной частью общегосударственных мероприятий, которые осуществляются для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

 

Эргономика изучает человека и его деятельность, которая связана с использованием технических средств. Основным объектом исследования эргономики является система “ человек-машина”. Целью эргономики, как науки, является оптимизация системы “ человек-машина” с учетом естественных возможностей и особенностей работающего человека.

 

За своими задачами и методами близко к эргономике стоит инженерная психология, которая изучает информационное взаимодействие между человеком и машиной.

 

Физиология труда - наука, которая изучает функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности.

 

Психология труда - область психологии, которая рассматривает психофизические аспекты трудовой деятельности, взаимосвязи личности с условиями, процессом и средствами труда.

 

Гигиена - область медицины, которая изучает влияние условий жизни и работы на здоровье человека, разрабатывает меры по профилактике заболеваний, рекомендации относительно обеспечения оптимальных условий существования, сохранение здоровья и продолжительности жизни.

 

Деятельность человека имеет общественный характер, поэтому социология и социальная психология являются составляющими науки о БДЖ человека.

Система управления БЖД базируется на достижениях кибернетики, научной организации труда и производства, экономических и других наук.

 

4. ТЕОРИЯ ОПАСНОСТИ И РИСКА

 

Опасность – это явления, информация, процессы, объекты, которые могут послужить причиной нежелательных последствий.

 

Задачами БЖД являются изучения всех возможных потенциальных опасностей и обеспечение таких условий, при которых они не реализуются.

 

 

Скрытая (потенциальная) опасность проявляется за определенных, часто трудно предвиденных условий и реализуется в форме чрезвычайных ситуаций, заболеваний или травм людей.

Таксономия опасностей — классификация и систематизация явлений, процессов, информации, объектов, которые способны нанести ущерб.

Опасности классифицируют по:

b происхождению; b сфере проявления; b локализации; b вреду; b следствиям; b времени проявления; b структуре; b характеру действия на человека.

Идентификация опасностей — выявление типа опасности и установление ее характеристик, необходимых для разработки мероприятий по ее устранению или ликвидации последствий.

 

Номенклатура опасностей - перечень названий, сроков, систематизированных по отдельным признакам.

 

Квантификация опасностей - введение количественных характеристик для оценки степени (уровня) опасности. Наиболее распространенной количественной оценкой опасности является степень риска.

 

Количественная оценка опасности называется риском

Риск — это отношение числа тех или иных фактических проявлений опасности к их возможному теоретическому числу за определенный период времени.

 

Риск — частота реализации опасности.

Риск является спутником любой активной деятельности человека. Необходимо различать правомерный, допустимый риск, который есть оправданным при многих видах деятельности, и неправомерный риск.

 

 

 


Методы определения риска:

Ø инженерный — опирается на статистику, расчеты частоту проявления опасностей, вероятностный анализ безопасности и на построение "деревьев" опасностей;

Ø модельный — базируется на построении моделей влияния опасностей как на отдельного человека так и на социальные, профессиональные группы;

Ø экспертный — по ним вероятность разных событий определяется опытными специалистами-экспертами;

Ø социологический (социометрическая оценка) — базируется на опрашивании населения и работников.

! Данные методы целесообразно использовать комплексно.

 

По статистическим методом риск исчисляется по формуле:

 

где R – риск за определенный период времени,

n – количество фактических проявлений опасности (травм, аварий, катастроф),

N – теоретически возможное количество опасностей для данного вида деятельности или объекта.

 

Приемлемый риск — это нормированный риск в мировой практике

(10-6).

 

Приемлемый риск - это определенный компромисс между уровнем безопасности и возможностью ее достижение.

 

Безопасность — такое состояние, по которому с определенной достоверностью (риском) исключается реализация потенциальных опасностей.

 

Обеспечение безопасности — сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составу, исходные положения, идеи, которые именуются принципами.


 

Законодательные принципы — закрепленные законом правила, которые обеспечивают приемлемый уровень безопасности.

Ориентировочные принципы — основоположные идеи, которые определяют направление поиска безопасных решений и служат методологической и информационной базой.

Технические принципы направлены на непосредственное отворачивание действия опасных факторов и базируются на использовании физических законов.

Управленческими называются принципы, которые определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним принадлежат: плановость, контроль, управление, обратная связь, подбор кадров, ответственность.

К организационным принадлежат принципы, с помощью которых реализуются положение с привлечением научно обоснованных решений. Это принципы несовместимости, эргономичности, рациональной организации работы и отдыха, компенсации и др.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение предмета “Безопасность жизнедеятельности” и сформулируйте цель его изучения.

2. Определите сферы и категории, изучение которых охватывает безопасность жизнедеятельности.

3. Обоснуйте основные задачи безопасности жизнедеятельности.

4. Назовите основные положения теории безопасности жизнедеятельности и важнейшие выводы.

5. Какие из наук является основой безопасности жизнедеятельности?

6. Охарактеризуйте “Охрану труда” как составляющую предмета БЖД.

7. Охарактеризуйте место “Экологии” в структуре БЖД.

8. Охарактеризуйте место “Гражданской обороны” как составного предмета БЖД.

9. Охарактеризуйте “Эргономику” и “Инженерную психологию” как составные предмета БЖД.

10. Охарактеризуйте роль физиологии, психологии работы и гигиены в системе знаний о БЖД.

11. На достижениях каких наук базируется система управления БЖД?

12. Раскройте понятие “Опасность”.

13. Что такое таксономия опасностей?

14. По каким признакам классифицируются опасности?

15. Объясните значение идентификации, номенклатуры и квантификации опасностей.

16. Дайте определение понятию “риск”.

17. Назовите виды рисков и охарактеризуйте методы определения риска.

18. Назовите принципы обеспечения безопасности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: