Конспекты лекций составлены преподавателем Финансового Университета при Правительстве РФ Аитовой М.И. (ПФЭК – филиал Финуниверситета, г.Пермь)
Зарегистрировано. Ссылки при перепечатывании обязательны
Тема № 1:
Содержание и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
1. Предмет, метод и приемы анализа деятельности учреждений.
2. Состав периодической и годовой отчетности учреждений.
1. Основная цель анализа в системе государственного управления - обеспеченье функционирования управляемого объекта.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
· выявление потребностей общества в услугах бюджетного учреждения
· изучение полноты удовлетворения потребностей общества в услугах бюджетного учреждения и проверка соблюдения установленных нормативов
· оценка эффективности использования ресурсов
· выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственной деятельности от нормативных или плановых и определение резервов
· подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений
Предметом анализа является финансово-хозяйственная деятельность бюджетных организаций.
С помощью экономического анализа, можно вскрыть причины перерасхода или недоиспользование средств утвержденных в смете бюджетной организации, причины нарушения финансовых дисциплин, выявить все имеющиеся резервы, принять необходимые меры к устранению недостатков и улучшение работы бюджетных организаций.
Экономический анализ играет огромную роль для планирования, финансирования и контроля за деятельностью бюджетной организации.
|
Методом анализа является совокупность приемов и способов изучения деятельности учреждений.
Основные приемы и способы:
· сравнение
· сопоставление
· определение отклонений
· метод цепных подстановок
· группировка
· детализация
В процессе анализа бюджетной организации можно применить любой прием экономического анализа. Рациональными являются методы сопоставления, отклонений, группировки, метод составления аналитических таблиц, логический анализ.
2. Материалы используемые при анализе:
· годовая, периодическая бухгалтерская и финансовая отчетность.
Бухгалтерская отчетность как метод учета представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщение информации в денежном выражении об имущественных обязательствах организации и их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
· сметы бюджетных организаций
· бухгалтерские, финансовые документы и регистры
· информация по результатам проведенных контрольных процедур (акт ревизии)
· статистические данные
· законодательные, нормативные и инструктивные материалы и др.
Состав и содержание бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций составляется и представляется в соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ № 128н от 13.11.2008 «Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджета бюджетными учреждениями».
Состав годовой отчетности бюджетных учреждений:
|
1. баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета форма 0503130
2. отчет о финансовых результатах деятельности главного распорядителя, (распорядителя), получателя средств бюджета форма 0503121
Этот отчет содержит данные о финансовых результатах деятельности получателя средств бюджета при исполнении бюджетом, в разрезе кодов классификации, операций сектора государственного управления по бюджетной деятельности, а так же по предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
В соответствии с классификацией операций сектора государственного управления в отчете о финансовых результатах приводятся операции с расходами, чистый операционный результат, операции с нефинансовыми активами, операции с финансовыми активами, операции с обязательствами.
Главный распорядитель и распорядитель средств бюджета составляют отчет о финансовых результатах деятельности распорядителей и получателей на основе отчетов, составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета путем консолидации.
3. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, (распорядителя) и получателя средств бюджета форма 0503127.
В отчете указывается наименование показателей в следующей структуре:
· доходы бюджета
· расходы бюджета
· источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета
В разделе «доходы бюджета» отражаются данные по кассовым поступлениям.
В разделе «расходы бюджета» отражаются данные по кассовым расходам.
В разделе «источники финансирования дефицита бюджета» формируются данные по поступлениям и выбытия источников финансирования дефицита бюджета.
|
В отчете отражаются «неиспользованные назначения», где указывается разница соответственно по разделам отчета.
4. Пояснительная записка форма 0503160.
В пояснительной записке уточняются формы отчета. Пояснительная записка составляется по следующей структуре:
· «Общие вопросы организации деятельности», где указывается организационная структура учреждения, сведения о количественном составе учреждения, система внутреннего контроля, организация бюджетного учета.
· «Результат деятельности учреждения в отчетном периоде», где указываются цели деятельности учреждения, основные результаты деятельности, меры по повышению эффективности использования бюджетных средств.
· «Анализ отчета об исполнении бюджета», где указываются сведения об изменении бюджетной росписи, сведения о кассовом исполнении бюджета, анализ исполнения целевых программ, анализ исполнения текстовых статей, законов о бюджете.
· «Прочие вопросы деятельности учреждения», где указываются меры, принимаемые по результатам контрольных мероприятий, сведения о проведении инвентаризации по итогам годам, сведения о недостачах и прочие сведения.
Тема №2:
Организация анализа деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
1. Организация аналитической работы, порядок проведения анализа.
2. Счетная проверка годового отчета.
3. Оформление результатов анализа.
1. Анализ можно подразделить на внутренний и внешний.
Внутренний анализ - это анализ, проводимый самой организацией. Анализ проводится в общем порядке, и результаты анализа представляются в пояснительной записке в составе годового отчета.
Внешний анализ - это анализ, проводимый главными распорядителями средств, распорядителями, органами, организующими исполнение бюджета соответственно, при представлении им отчетности нижестоящими бюджетополучателями.
Внешний анализ осуществляют так же контрольно-ревизионные органы при проведении контрольных мероприятий.
Ежегодно внешнему анализу предшествуют следующие мероприятия, проводимые органами и организациями, которые и осуществляют анализ:
· Составление плана основных вопросов экономической и контрольной работы;
· Проведение семинаров, совещаний, курсов для ответственных лиц, принимающих отчетность;
· Изучение инструктивного, законодательного материала по вопросам составления и представления отчетности;
· Проведение счетных проверок;
· Оформление результатов счетных проверок.
Этапы аналитических работ:
1. Подготовка к проведению анализа (см. выше)
2. Проведение анализа:
- анализ производственных показателей бюджетного учреждения
- анализ финансовых результатов
- анализ статей баланса
3. Оформление результатов анализа.
2. Счетная проверка проводится с целью подтверждения достоверности отчетности. Счетная проверка состоит из следующих этапов:
1. проверка соблюдения срока представления отчета
2. проверка полноты представления форм отчета
3. проверка итогов во всех формах отчетности
4. проверка соответствия плановых показателей, отраженных в отчетности показателям в плановых документах
5. проверка соответствия показателей на начало года по данному отчету с данными на конец года по отчету за прошлый год
6. проверка правильности составления пояснительной записки
7.проверка полноты и своевременности проведения годовой инвентаризации
8. взаимоувязка и согласованность показателей, приведенных в различных формах годового отчета
3. Результаты счетных проверок оформляются актами, справками, обзорными письмами.
Тема №3:
Анализ производственных показателей деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
- Анализ производственной деятельности учреждений здравоохранения.
- Анализ производственной деятельности образовательных учреждений.
1. Источником информации для проведения анализа служит бюджетная смета расходов (2 часть), где отражаются плановые показатели, а также соответствующие разделы пояснительной записки, где представлены исполненные производственные показатели.
Производственные показатели - это показатели, характеризующие вид деятельности бюджетной организации.
Каждая бюджетная организация имеет ряд показателей по сети, штатам и контингентам. Ряд показателей являются расчетными и определяются в процессе анализа. В содержание анализа производственных показателей входит проверка правильности составления сметы, проверка правильности определения величины производственных показателей, утвержденных в смете установленным нормативам, разработка мероприятий по улучшению работы учреждения.
Задачами анализа являются:
· Принятие мер по расширению или ликвидации сети учреждения по результатам деятельности;
· Вскрытие причин изменения производственных показателей.
Основные показатели, характеризующие деятельность учреждений здравоохранения- это количество учреждений, количество амбулаторных посещений, количество коек-дней, количество штатных должностей, количество врачебных должностей, фонд заработной платы, среднемесячная заработная плата.
В целях анализа определяется следующие параметры:
· Развернутая койка.
· Приставная койка (не считается развернутой).
· Койко–день
Экономический анализ производственных показателей учреждения здравоохранения проводится в следующем порядке:
· Анализ коечного фонда;
· Анализ загрузки медицинского персонала;
· Анализ штатов и фонда оплаты труда.
Анализ коечного фонда.
Анализ начинается с сопоставления плановых показателей и фактических показателей по числу коек. Определяется среднегодовое количество коек и производится сопоставление с производственными показателями.
Интенсивность использования коек анализируется с помощью расчетного показателя- число дней функционирования одной койки в году.
Число дней функционирования койки определяется путем деления количество койко-дней на среднегодовое количество коек. Определяются плановые и отчетные показатели.
Для определения эффективности использования койки необходимо рассчитать оборачиваемость одной койки путем деления числа дней функционирования одной койки на число дней пребывания одного больного в стационаре. Число дней пребывания одного больного в стационаре определяется путем деления числа койко-дней на число больных, прошедших лечение.
В процессе анализа выявляются причины отклонений фактических показателей от плановых. Причинами неудовлетворительного использования коечного фонда могут вялятся:
· Неудовлетворительное развитие сети учреждений здравоохранения
· Длительность проведения текущих и капитальных ремонтов
· Недофинансирование
· Не укомплектованность штатов
· другие причины.
Проанализировать производственные показатели учреждения здравоохранения.
Показатели | План | Факт | Отклонение |
Число койко-дней | |||
Число коек | |||
Число дней функционирования одной койки |
Анализ загрузки медицинского персонала проводится по категориям персонала. Загрузка определяется по каждой категории персонально.
Загрузку медицинского персонала в стационаре характеризует количество коек и койко-дней.
Показатель загрузки определяется путем деления количества коек (койко-дней) на количество штатных должностей. Анализ осуществляется путем сопоставления и сравнения, данных отчета и плановых данных.
Проанализировать загрузку медицинского персонала.
Показатели | План | Факт | Отклонение |
Среднегодовое количество врачебных должностей | |||
Число койко-дней | |||
Число коек | |||
Число дней функционирования одной койки | |||
Загрузка медицинского персонала |
Анализ штатов и фонда оплаты труда проводится по каждому учреждению в обязательном порядке, поскольку расходы на оплату труда занимает наибольший удельный вес в смете.
Задачи анализа:
· Оценка обеспеченности учреждения работниками
· Анализ состава работников
· Анализ использования рабочего времени и загрузки медицинского персонала
· Правильности формирования и использования фонда оплаты труда.
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами проводится путем сопоставления фактических показателей с плановыми.
Для оценки используются следующие показатели: списочная численность, среднесписочная численность. А так же категории, профессия, должность, квалификация, стаж, совмещение должностей и укомплектованность.
В процессе анализа рассчитываются следующие коэффициенты: использование номинального фонда рабочего времени, потери времени, эффективность труда (определяются в зависимости от производственного показателя).
Анализируя фонд оплаты труда, определяют абсолютное и относительное отклонение. На изменение фонда оплаты труда влияет количественный показатель- число штатных единиц, и качественный показатель - средняя ставка заработной платы.
Проанализировать ФОТ учреждения здравоохранения по категориям медицинского персонала.
Показатели | Среднегодовое кол-во штатных единиц | Среднемесячная заработная плата | Фонд оплаты труда | Относительное отклонение | |||||||
План | Факт | Отк. | План | Факт | Отк. | План | Факт | Отк. | За счет среднег. кол-ва штат. ед. | За счет измен. сред. ставки | |
Врачи | |||||||||||
Ср. мед. персонал | |||||||||||
Мл. мед. персонал | |||||||||||
всего |
2. Анализ производственных показателей образовательных учреждений.
анализ производственных показателей деятельности образовательных учреждений целесообразно начать с анализа наполняемости классов, так как число классов является основным производственным показателем. Наполняемость рассчитывается путем деления числа учащихся на число классов и анализируется по группам классов. В ходе анализа сопоставляется наполняемость на начало и конец отчетного периода, а также сопоставляется с предельной наполняемостью. При выявлении отклонений, выявляются причины. Причинами могут быть: неудовлетворительное развитие сети учреждений, специализация школ, на каком языке ведутся занятия и др. причины.
Проанализировать производственные показатели школы.
Показатели | с 1-4 класс | с 5-9 класс | с 10-11 класс |
Число учащихся на начало года | |||
Количество классов на начало года | |||
Наполняемость на начало года | |||
Число учащихся на конец года | |||
Количество классов на конец года | |||
Наполняемость на конец года | |||
Предельная наполняемость | |||
Отклонение наполняемости от предыдущей на начало года | |||
Отклонение наполняемости от предыдущей на конец года |
На следующем этапе анализа образовательных учреждений целесообразно проанализировать штаты и фонд оплаты труда. Анализ проводится по категориям персонала. Можно выделить две категории персонала: педагогический персонал, руководящие работники, административно-хозяйственный и учебно-воспитательный персонал.
Фонд оплаты труда анализируется методом сопоставления плановых данных и отчетных. При выявлении абсолютных отклонений рассматривается влияние факторов на изменение. Фонд оплаты труда педагогического персонала изменяется под влиянием среднегодового фонда оплаты труда на один класс, а также среднегодового количества классов. Фонд оплаты труда АХУП изменяется под влиянием среднегодового количества штатных единиц и среднемесячной заработной платы на одну штатную должность.
Проанализировать штаты и фонд оплаты труда по категориям персонала.
Показатели | План | Факт | Отклонение |
ФОТ на 1 класс | |||
Среднегодовое количество классов | |||
Число штатных единиц | |||
Среднемесячная заработная плата | |||
ФОТ педагогического персонала | |||
ФОТ АХУП |
Тема № 4: