Бюджетные учреждения производят свои расходы в строгом соответствии с утвержденной сметой. Учет расходов и составление отчетности осуществляется в разрезе показателей сметы. Аналогично осуществляется анализ расходов, утвержденных сметой и исполненных в отчетном году.
В процессе анализа рассматриваются источники образования средств (доходы) и направление, состав и структуру расходов. Материалы, используемые при анализе сметы, баланс и отчет об исполнении бюджета, пояснительная записка, материалы прошлых ревизий, данные бухгалтерского учета (структуру отчета об исполнении бюджета смотри тему № 1).
При анализе, прежде всего, изучается состав и структура доходов и расходов. По отчетам главных распорядителей рассматриваются внесенные изменения по расходам за отчетный период и причины внесений изменений. Сведенья об изменении представлены в пояснительной записке (таблица формы 0503163 «Сведенья об изменении бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета»).
В процессе анализа расходов, они группируются по кодам функциональной и экономической классификации, кроме того, не зависящие и независящие от показателей посети штатов и контингентов.
Анализ исполнения бюджета в бюджетных учреждениях проводится по следующему плану:
1. изучение состава и структуры расходов;
2. изучение причин вызывающих отклонение исполнения расходов от сметных назначений;
3. анализ эффективности использования средств в расчете на производственные показатели
4. анализ соблюдения денежных и натуральных норм расходов.
Анализ состава и структуры расходов проводится путем определения удельного веса каждого вида материалов к общей стоимости веса. Проверяется их составление с показателями сметы и предыдущего года.
|
Анализ состава и структуры расходов.
Код расходов | Вид | по отчету | по смете | отклонение | |||
в руб. | уд. вес (%) | в руб. | уд. вес (%) | в руб. | уд. вес (%) | ||
Оплата труда | |||||||
Начисления на оплату труда | 17,5 | ||||||
Услуги связи | |||||||
Услуги по содержанию имущества | |||||||
Расходы материальных запасов | |||||||
Увеличение стоимости материальных запасов | |||||||
Всего |
Важным критерием исполнения сметы является эффективность использования способов средств в расчетах на основе производственных показателей учреждения. Определяется средний расход на содержании единицы измерения сети или объема работ. Этот показатель засчитывается по каждому коду расходов и по итогу расходов. По данной отчетности средний расход рассчитывается по показателям «утверждено» и по показателям «исполнено» путем деления суммы расходов на соответствующий показатель. Данные о среднем размере бюджетных средств на единицу использования применяется для оценки изменения уровня расходов по сравнению с предыдущим периодом с показателями других учреждений и со сметой. Они характеризуют качество работы учреждения. По уровню среднего расхода можно судить о структуре расходов на услуги на услуги бюджетного учреждения. Для более глубокого анализа при выявлении существенных отклонений по отдельным видам расходов, целесообразно рассмотреть влияние факторов на изменение статьи расходов.
|
Анализ выполнения расходов.
Код расходов | Сумма расходов по смете | Исполнено по отчету | Отклонение | |||
в руб. | в средн. на одну койку | в руб. | в средн. на одну койку | в руб. | в средн. на одну койку | |
17,5 | ||||||
Всего |
Среднегодовое число коек по плану – 380;
Среднегодовое число коек по факту – 370.
Анализ норм расходов.
По отдельным видам расходов устанавливаются плановые нормы расходов, которые подлежат обязательному соблюдению. К таким расходам относятся: командировочные расходы, расходы на топливо, ГСМ, медикаменты и др.
Нормы определяются в стоимостном и натуральном выражении в зависимости от вида ценностей. Анализ норм расходов проводится с целью получения наиболее глубоких выводов.
Информацией служат данные бухгалтерского оперативного учета. Нормы расходов устанавливаются органами исполнительной власти.
Анализ соблюдения натуральных норм расхода продуктов питания.
Наименование продуктов | Норма на 1 койка – день | Расход по норме | Фактический расход | выполнение норм (%) |
Хлеб ржаной | ||||
Хлеб белый | ||||
Мясо | ||||
Рыба | ||||
Масло сливочное | ||||
Молоко | ||||
Овощи |
|
В месяце 660 койко – дней.
Анализ ФА.
Анализ ФА происходит по схеме, аналогичной анализу обязательств в части расчетов с дебиторами по доходам, с подотчетными лицами, т.е рассматривается Д задолженность, образовавшаяся при расчетах денежными средствами. Источником информации служит баланс ф 0503130 раздел «Финансовые активы», ф 0503121 «Отчет о финансовых результатах», ф 0503168 «Пояснительная записка», первичные кассовые документы, авансовые отчеты подотчетных лиц.
Анализируется состав, структура ФА, сроки образования задолженности по выданным наличным средствам в подотчет и сроки сдачи авансовых отчетов, соблюдение лимита кассы при приеме наличных денежных средств кассой учреждения.
@ Аитова М.И. Финансовый Университет при Правительстве РФ ПФЭК – филиал Финуниверситета г. Пермь 2011г