Примерный сценарий тематического классного часа для подростков




«Как не стать жертвой манипулятора»

Цель: создать условия для укрепления личностных ресурсов противостояния негативному влиянию и насилию, профилактика буллинга в школьной среде

Категория: обучающиеся подросткового возраста (12-16 лет).

Информация для учителя:

При подготовке к проведению тематического классного часа учителю рекомендуется ознакомиться с материалами:

1. Кривцова С.В. Азбука буллинга. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - https://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/start.html

2. Кривцова С.В. Буллинг в классе. Как избежать беды? - Пособие для родителей. – М.: Русское слово: 2018.

3. Петрановская Л. Как можно и нельзя противостоять школьной травле. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://changeonelife.ru/2016/02/04/lyudmila-petranovskaya-kak-mozhno-i-nel-zya-protivostoyat-shkol-noj-travle/

4. Руководство по противодействию и профилактике буллинга для школьной администрации. Учителей и психологов. - /под ред. Реана А.А – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://воспитание21век.рф/uploads/s/v/m/b/

 

Вступительная часть классного часа предназначена для актуализации проблемы манипуляции в современном обществе, механизмах её влияния на личность. Классный час может проходить в виде беседы, одновременно с анализом информации педагогу необходимо обеспечить обучающимся возможность для рефлексии своих мыслей и эмоционального состояния.

Вступительная часть:

Сегодня мы поговорим с вами о том, что же провоцирует непонимание между людьми и что заставляет нас становиться нетерпимыми, агрессивными и порой жестокими. Находясь в обществе, мы сталкиваемся с ситуациями, когда кто-то пытается нами манипулировать в своих корыстных интересах, убеждать в чем-либо, чего мы не хотим.

Как вы понимаете термин «манипуляция»? (Ответы учеников)
Информирование педагога:

Манипуляция – это прием общения, при котором один человек использует другого, стараясь достичь собственной цели, получив житейский или психологический выигрыш.
Таких историй в жизни бывает много и от того, как вы себя поведете в той или иной ситуации, зависит порой ваша судьба или даже жизнь. Сегодня мы попытаемся на примерах различных ситуаций научиться сопротивляться негативному давлению окружающих и правильно отказывать убеждающему нас человеку.

 

Какие манипулятивные приемы можно встретить у подростков? (Ответы учеников)

Достаточно распространенный прием - «а слабо», который можно расшифровать так: «Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это…». Также, используются приемы, связанные с недостатками (часто мнимыми), особенно физическими: «С таким ростом, как у тебя, только на девочек засматриваться».

В таких ситуациях, как правило, проявляется групповое давление. Например, класс решил уйти с уроков, но находятся несколько человек, которые не хотят этого делать, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»:

· «Ты будешь предателем!»,

· «Ты боишься! Ты трус!»

· «Ну, что тебе трудно, что ли?»

· «Если настоящий друг …» и т.п.

Рассмотрим основные виды манипуляций:

· Шантаж: «Если ты не…, то я…».; «Сделай мне это, тогда я сделаю то».

· Давление: «Сделай так. Сделай, так будет лучше. Сделай, я тебе говорю!»

· Уговоры: «Помоги мне, а в следующий раз я помогу тебе!»

· Запугивания: «Если не пойдешь, то будет хуже!»

· Манипуляции чувствами: «Да как же тебе не стыдно?»

· Сомнение в возможностях другого: «Слушай, а ты точно уверен, что сможешь сделать эту задачу?»

· Неистовый гнев и яростный напор.Лучшая защита это нападение!

Приведите ситуации из жизни, когда необходимо сказать категоричное «Нет». (Ответы детей).

Информирование педагога:

Когда вы сталкиваетесь с такими ситуациями, важным навыком становится ассертивное поведение. Ассертивное поведение – уверенное, позитивное поведение человека, который проявляет уважение к своей личности, понимает собственные цели и права, но при этом учитывает цели и права других людей. Ассертивность не является синонимом грубости, она подразумевает настойчивость и вежливость.

Правила ассертивного поведения при разговоре с собеседником:

1. Слушайте собеседника внимательно, это будет говорить об уважении к нему.

2. Стойте спокойно и прямо.

3. Смотрите собеседнику в глаза.

4. Говорите спокойным, но твердым тоном, не стоит переходить на повышенный тон.

5. Проявляйте вашу готовность с ним сотрудничать.

6. Проявляйте к своему Я уважение: «Я считаю», «Мне хотелось бы».

7. Четко и уверенно говорите о том, чего вы хотите и чего не хотите.

 

Подростки, обладающие знаниями и навыками использования подобных техник, чувствуют себя более уверенно в ситуациях проявления агрессии в их адрес и чаще могут дать обидчику отпор. Когда ученик в ситуации проявления агрессии в его адрес ведет себя ассертивно, это значит, что он отстаивает свои права, не нарушая права другого ученика. Такой ученик отвечает на запугивания и агрессию, ясно и прямо заявив о своих намерениях, желаниях и чувствах. Он остается устойчивыми к манипуляциям и агрессии.

Психологи рекомендуют использовать следующие приемы отказа:

· Привести веские контраргументы (назови причину, почему не можешь этого сделать)

· Быть уверенным в себе (спасибо, нет!)

· Уйти из ситуации (уйти)

· Смените тему: придумайте что-нибудь, что тоже интересно (пойти в спортзал, на танцы и т.д.)

· Упереться: отвечать "НЕТ" не смотря ни на что.

 

ВАЖНО! Ты не должен объяснять всем свои причины. Просто скажи «Нет!» Имей какое-нибудь дело. Если ты занят, то это уже будет причиной отказа. Даже если ты скажешь, что просто хочешь пойти поесть, это уже возможность избежать ситуации, где ты находишься «под нажимом».

Работа в группах:

Далее рекомендуется разделить обучающихся на группы. Каждой группе дается задание проанализировать предложенную ситуацию и сформулировать конструктивный отказ.

Ситуация 1. Одноклассник просит пойти с ним на групповую драку, которая состоится по его инициативе. Как отказать ему?
Ситуация 2. Ваш одноклассник постоянно просит у вас какие-либо вещи, но отдавать не спешит. Как сформулировать отказ?
Ситуация 3. Подруга один раз попросила вас помочь сделать упражнение по анг­лийскому. Вам было некогда долго ей объяснять правило – и вы просто выполнили за нее упражнение. Теперь она ежедневно прихо­дит к вам с такой просьбой. Как в очередной раз отказать ей?

 

К сожалению, распространенным проявлением группового давления и насилия становится такое явление, как психологическая травля.

Показ ролика из к/ф «Чучело» Р.Быкова

Вопросы обучающимся при обсуждении ролика:

· Что чувствовала главная героиня?

· Почему возникла травля?

· Какую тактику героиня выбрала для решения конфликта? Помогла ли ей эта тактика?

· Как бы вы поступили на ее месте?

Бывает так, что психологическая травля в учебном заведении становится достаточно распространенным явлением. В чем причина возникновения неприятия между учениками и к чему может привести данная ситуация – это те вопросы, на которые мы попробуем ответить. Давайте познакомимся с некоторыми понятиями.

Информирование педагога:

- Что такое буллинг?

В переводе с английского буллииг (от «булли» - бычок, задира), причины которого связаны с агрессивным поведением отдельных личностей и группы. Буллинг - это вид группового насилия, когда один человек намеренно и неоднократно заставляет другого человека чувствовать себя плохо, и при этом жертве трудно защититься.

Подвергая человека травле, над ним смеются, издеваются, его подчеркнуто игнорируют, оскорбляют, унижают, толкают, бьют, удерживают силой, отнимают, прячут и портят вещи и т. д. Формы данного поведения используются деструктивным лидером при поддержке группы и носят регулярный характер.

Проявления буллинга могут наблюдаться в различных организованных коллективах. Приведите примеры (примеры детей)

· буллинг в школе;

· буллинг на рабочем месте;

· буллинг в армии («дедовщина»);

· кибербуллинг (насилие в информационном пространстве).

 

Выделим основные проявления буллинга:

· Словесный буллинг

Это когда кто-то обзывает другого человека неприятными для него словами, дразнит или шутит о нем жестоким образом. Это то, что может сильно ранить чьи-то чувства. Такого рода обидные слова особенно неприятны, если речь идет о чьей-то семье, национальности или религии, о внешнем виде человека.

· Физический буллинг

Этот вид буллинга может включать в себя пощечины, толчки, пинки ногами,

подножки и т.п. Физическим буллингом можно назвать и такую ситуацию, когда намеренно повреждается одежда или другое личное имущество жертвы.

· Кибербуллинг

Жертва подвергается травле по телефону или в Интернете, ей отправляются

угрожающие или оскорбительные сообщения, фотографии публикуются в Интернете, делаются «фотожабы» и т. д.

Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации, в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, вы оказались в подобной ситуации?

Задание для обучающихся: Познакомьтесь с памяткой, на основании предложенных рекомендаций, дополните и сформулируйте свои правила «Как вести себя, чтобы не стать жертвой буллинга»

Памятка для обучающихся

КАК ВЕСТИ СЕБЯ,

ЕСЛИ ВЫСТАЛИ ЖЕРТВОЙ БУЛЛИНГА

 

1. БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ!

Сначала вы можете попробовать игнорировать хулигана. Это работает, когда агрессор все еще пытается понять, можно ли над вами издеваться. Это может не помочь, если агрессор уже начал вас травить или даже атакует физически.

 

2. УХОДИТЕ!

Если возможно, необходимо уйти от агрессора. Избегайте ситуаций и мест, где хулиган обычно нападает на вас или где нет людей. Держитесь рядом с другими людьми, особенно взрослыми и учителями. Если на пути в школу есть место, где над вами часто издеваются, подумайте о том, можете ли вы

использовать другой маршрут по пути в школу и из школы.

 

3. РАССКАЖИТЕ ИМ, ЧТО ВАМ НЕ НРАВИТСЯ!

Скажите агрессорам ясно и спокойно, что вам не нравится то, что они делают, используя выражения, такие как «Стоп!», «Прекрати!» и «Это больно!»

 

4. РАССКАЖИТЕ КОМУ-НИБУДЬ О БУЛЛИНГЕ!

Никто не может справиться с издевательствами в одиночку. Найдите кого-то, кому вы доверяете, желательно взрослого. Разговор помогает лучше понять ситуацию и справиться со сложными чувствами Если кто-то скажет вам: «Это ваша вина!» знайте, что они не правы! Иногда взрослые не знают о реальной природе буллинга и его последствиях. Никто не сможет вам помочь, если вы не скажете кому-то, что над вами издевались - ваша семья и учителя не умеют читать мысли.

 

5. НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА КАК-ТО САМИ «УЙДУТ» -

ПЛОХОЙ ВАРИАНТ

Ситуация почти наверняка ухудшится, если вы будете молчать, потому что

агрессор поймет, что ему это сходит с рук.

 

6. В СЛУЧАЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СОХРАНЯЙТЕ СООБЩЕНИЯ

И ПЕРЕПИСКИ В ИНТЕРНЕТЕ

Даже если вы хотите избавиться от вещей, которые причинили вам боль как

можно скорее. Таким образом, вы всегда сможете предоставить сохраненный

материал в полицию, чтобы остановить хулигана. Кроме того, в случае, если хулиган попытается «отфотошопить» вашу переписку с целью оболгать вас, вы всегда сможете доказать свою невиновность.

7. ИНФОРМИРУЙТЕ ПОЛИЦИЮ!

Возможно, вам придется сообщить в полицию в случае очень серьезного эпизода буллинга. Вы можете сделать это сами, позвонив в полицию по телефону 102, или вы можете попросить своих родителей или учителя сделать это за вас. Вы не должны стесняться из-за того, что вы позвонили в полицию - у вас есть право на то, что вы делаете!

Большое значение для профилактики буллинга имеют групповые нормы, принятые в любом коллективе. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также система санкций в случае их нарушений.

Задание в группах: «Правила в группе и заключение контракта»

Оборудование: лист формата А-3, маркеры.

Учащимся предлагается обсудить и разработать перечень правила коммуникативного взаимодействия в группе и санкций, в случае их нарушения. С учетом мнений всех участников, итоговый вариант выписывается на большом листе, который выносится на голосование. Таким образом, группа заключает контракт по обязательному соблюдению и выполнению правил.

Примерные «Правила поведения и общения в классе»

- Обращаться к одноклассникам по имени, не используя кличек, обидных прозвищ, нецензурных выражений;

- Относиться бережно к чужой собственности: без разрешения не брать вещи, одежду, школьные принадлежности одноклассников;

- При проявлении агрессивных действий в отношении кого-либо из одноклассников, не поддерживать такое поведение;

- Иметь возможность в классе обратиться за помощью к учителю, когда права нарушаются;

- Соблюдать равные права детей с разными умственными способностями и физическими особенностями на общение с одноклассниками;

- Решать путем диалога возникающие споры, конфликты в классе, обсуждая позиции всех сторон;

- Если принятые групповые правила кем-то нарушаются - открыто сказать «нарушителю» об этом факте, описывая его действия: «Мы договорились, что ….. А ты нарушаешь правила, делая …….»

 

В завершение, предлагается всем учащимся поставить свою подпись под правилами, как свидетельство и согласие их соблюдать. Целесообразно повесить правила в классе и ориентироваться на них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: