Типы темперамента
Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)
Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.
Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.
Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)
Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.
Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.
Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.
Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)
Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.
Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.
Ребенок-Меланхолик (слабый)
Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.
Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.
Воспитываем ребенка по типу темперамента
Как воспитывать Сангвиника:
· Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
· Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
· Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
· Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.
Как воспитывать Флегматика:
· Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
· Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
· Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
· Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.
Как воспитывать Холерика:
· Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
· Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
· Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
· Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
· Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
· Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.
Как воспитывать Меланхолика:
· Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
· Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
· Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
· Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
· Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.