Смутное время. Понятие и сущность.




В преддверье Смуты. Федор Иоаннович.

Смутным временем в истории Московского государства конца XVI - начала XVII вв. обычно называют период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса российского общества, усугубленного иностранной интервенцией. Исследователи выделяют множество причин Смуты: опричное разорение страны, голод 1601 –1603 гг., противоречия между помещиками и вотчинниками, недовольство крестьян, вызванное процессом закрепощения, падение авторитета царской власти, обусловленное слабостью Федора Ивановича, и борьбу придворных группировок за влияние на государя. Все это, безусловно, подталкивало страну к Смуте, однако главной причиной, по нашему мнению, стало прекращение в 1598 г. династии московских Рюриковичей. Пошатнулись самые основы монархии. Борис Годунов получил царский трон в 1598 г. не по «божьему произволению», а по «земскому избранию». Соответственно, каждый авантюрист теперь мог считать себя достойным «мономахова венца». Первым в ряду подобных соискателей-самозванцев стал, как известно, Григорий Отрепьев. Народ выпал из привычной системы нравственных координат. Всяческие «непотребства», измены, заговоры и бунты стали нормой, а на людей, верных долгу и присяге, смотрели как на умалишенных. Соседние государства (Речь Посполитая, Швеция) также поспешили воспользоваться Смутой, чтобы увеличить свои владения за счет русских территорий. Только стремление народа восстановить привычную жизнь предотвратило окончательный распад государства.

Лучшая периодизация Смутного времени дана известным историком С.Ф. Платоновым в книге «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв.»:

первый - династический период – от смерти Федора Ивановича (1598 г.) до воцарения Василия Шуйского (1606 г.). Его главным содержанием была борьба за власть придворных боярских группировок и начало самозванчества.

второй - социальный - правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.). Это время движения низших слоев населения против высших, ярким примером которого стало восстание под предводительством И.И. Болотникова.

третий - национальный - от установления «семибоярщины» (1610 г.) до избрания на престол Михаила Федоровича Романова (1613 г.). Борьба народа против интервентов и начало новой династии.

Борис Годунов

В ночь с 6 на 7 января 1598 г. умер бездетный царь Федор Иванович (1584-1598 гг.). С его смертью пресеклась московская династия Рюриковичей, что стало страшным потрясением для всего российского общества и поставило страну на грань Смуты. Вопрос об избрании нового царя должен был решить Земский собор. На царский престол претендовали князь Федор Иванович Мстиславский, боярин Федор Никитич Романов, боярин Борис Федорович Годунов и Богдан Яковлевич Бельский. 17 февраля 1598 г. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.), заручившегося поддержкой патриарха Иова.

Главная причина избрания Годунова на престол Земским собором заключается в том, что после поражения политических врагов в опекунском совете при царе Фёдоре, назначенным перед смертью Иваном Грозным, шурин Федора Иоанновича Борис Годунов являлся фактически правителем страны. В 1594 г. он был официально облечён властью регента специальной грамотой. Благодаря живому и гибкому уму, дипломатичности и изворотливости, «печальник земли русской» смог окружить себя преданными людьми в Боярской думе и Государевом дворе. Всецело обязанным Борису своим избранием на патриарший престол был и патриарх Иов, возглавивший народные шествия в Новодевичий монастырь к вдовствующей царице Ирине с просьбой дать «на Московское государство» её родного брата.

Достигнув «высшей власти», Борис Годунов решительно расправился с оставшимися политическими противниками: Б. Бельский был сослан в Царев-Борисов, а затем «лишен чести» и брошен в тюрьму, Ф.Н. Романов по приказу царя был насильно пострижен в монахи под именем старца Филарета, а его братья Александр, Михаил и Василий отравлены в Сибирь, где вскоре умерли.

Положительной оценки заслуживает внутренняя политика Бориса Годунова, проводившаяся при жизни царя Фёдора. Первым крупным успехом было учреждение Московской патриархии (1589 г.), возвысившей международный авторитет русской православной церкви. Заметными были усилия Годунова по стабилизации положения в стране и консолидации господствующего класса, что было особенно необходимо в условиях всеобщего разорения после опричнины. По его инициативе велось активное строительство городов на приграничных территориях (Царицын, Саратов, Самара, Елец, Курск, Воронеж, Белгород, Оскол, Царев Борисов и др.). Преобразилась и Москва: построен Земляной вал, окруживший Белый город и Замоскворечье, возведена колокольня Ивана Великого, появились первые богадельни и др. Последствия хозяйственного кризиса не были преодолены, но некоторый подъём производства был достигнут.

Очевидные успехи наблюдались и во внешнеполитической сфере. В правление Бориса Годунова завершено присоединение Западной Сибири. В результате войны со Швецией (1590-1593 гг.) возвращены Ям, Копорье, Ивангород и Корела. Продлено перемирие с Речью Посполитой. В 1591 и 1598 гг. были успешно отбиты набеги крымского хана Казы-Гирея на Москву.

При венчании на царство Борис Годунов дал обещание, которое не могло быть выполнено ни при каких обстоятельствах: «бог свидетель, что не будет в моём царстве бедного человека!». Хотя первые два года были удачными. Милость к дворянам и приказным людям Годунов сочетал с почестями духовенству, наградами войску и вольностями купечеству. В то же время происходило дальнейшее утверждение крепостного права. Это вызывало массовое бегство крестьян на окраинные земли, прежде всего южные, где из-за экономической неустроенности нарастало недовольство казачества. Окончательно погубил царя Бориса голод 1601-1603 гг., от которого больше всего пострадали крестьяне и тысячами изгнанные хозяевами холопы.

Политическую судьбу Б. Годунова осложняла также «угличская драма» — загадочная смерть царевича Дмитрия в 1591 г. Она наложила на Бориса печать коварного детоубийцы, хотя достоверность этой версии до сих пор остаётся недоказанной. Недоверие общества к легитимности власти Годунова, обусловленное отсутствием кровной связи с Рюриковичами или даже каким-либо княжеским родом, породило слухи о «чудесном спасении» царевича Дмитрия Иоанновича, чем воспользовался беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, заявивший о своих правах на русский престол.

Народная нелюбовь к царю подогревалась новизной проводимых им мероприятий. Среди них — направление молодых дворян на учёбу за границу, приглашение в Россию иностранцев, желание открыть школы и даже университет на европейский манер. Всё это воспринималось традиционным российским обществом как разрушение старины и привело к резкому падению авторитета человека, который мог стать родоначальником новой династии. Как считают некоторые учёные, при более благоприятных условиях Годунов был способен обеспечить стране альтернативный путь развития, начать её модернизацию на сто лет раньше и более мирно, чем это было при Петре I. Однако мощные выступления крестьян, холопов и казаков, обострение борьбы различных групп правящего класса за власть и привилегии, постоянный страх перед созданной Годуновым сетью тайного полицейского надзора, породившей такие общественные язвы, как донос и клевета, привели к всеобщей ненависти к новому царю. Его внезапная смерть в апреле 1605 г. и убийство в результате заговора бояр 16-летнего сына Фёдора Годунова, находившегося у власти всего 2 месяца, облегчили восшествие на престол Лжедмитрия I. Началась эпоха самозванцев, появлявшихся в разных районах страны.

Лжедмитрий I

С именем Лжедмитрия I некоторые историки связывают вторую альтернативу Смутного времени, считая, что личность его была хорошим шансом для страны. Решительный, самостоятельный, образованный в духе русской средневековой культуры и одновременно прикоснувшийся к западноевропейской, он мог осуществить необходимые стране реформы.

Незаурядная личность Лжедмитрия I интересовала и интересует историков, драматургов, поэтов и композиторов. Существует несколько версий о его происхождении. Наиболее доказанной представляется версия о том, что Лжедмитрий I - это беглый дьякон Чудова монастыря Григорий Отрепьев, состоявший при патриархе Иове «для письма». Будучи до пострижения холопом Романовых, попавших в немилость к Борису Годунову, он, возможно, готовился ими для роли претендента на престол и сам верил в своё царское происхождение.

Объявившись в Речи Посполитой в 1602 г, он добился расположения короля Сигизмунда III, обещая полякам русские земли и введение католицизма, поддержку самозванцу оказал и сандомирский воевода Юрий Мнишек, на чьей дочери Марине Отрепьев обещал жениться в обмен на содействие польского дворянства. Лжедмитрий I собрал 1,5-тысячное войско «охочих людей», в которое вошли польские авантюристы и русские эмигранты, примкнули запорожские и донские казаки, киевское ополчение. В октябре 1604 г. армия самозванца перешла границу Русского государства. Крестьяне и горожане, видевшие в «чудесно спасшемся царевиче Дмитрии» борца за правду, поддержали его, на его сторону переходили казацкие и дворянские отряды. Не встречая достойного сопротивления, постоянно растущее войско Лжедмитрия I весной 1605 г. подошло к Москве. В апреле 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, и хотя москвичи присягнули его 16-летнему сыну Федору, они только и ждали случая перейти на сторону самозванца. 1 июня 1605 г. в Москву прибыли послы Лжедмитрия I с «царской» грамотой, в которой он прощал народу присягу, данную Годуновым «по незнанию». Подстрекаемая сторонниками самозванца толпа ворвалась в Кремль, горожане схватили Федора Борисовича, его мать и сестру и взяли их под стражу. 10 июня один из приспешников Лжедмитрия I задушил сына и вдову Бориса Годунова. 20 июня самозванец торжественно въехал в Москву. Для пущей убедительности было разыграно «признание» Дмитрия его матерью — Марией Нагой (в иночестве Марфой). Допросили и боярина В. И. Шуйского, возглавлявшего расследование смерти царевича Дмитрия. Опасаясь за свою жизнь, Шуйский заявил, что в 1591 г. царевич остался в живых и был спрятан, а под его именем похоронен сын некоего священника. 22 июля 1605 г. самозванец венчался на царство под именем великого государя Дмитрия Иоанновича (патриарх Игнатий).

Лжедмитрий I быстро завоевал себе славу хорошего и доброго правителя: отменил казни, возвратил из ссылки бояр, преданных опале Борисом Годуновым, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихоимством, охотно раздавал дворянам земли и деньги, пытался даже ограничить холопство. Однако большинство изменений, проведенных в период его короткого царствования, имели декоративный характер. Он переименовал Боярскую думу в Сенат, изменил дворцовый этикет, постаравшись приблизить его к западному образцу и т. д. При этом ни один серьезный государственный вопрос не был им решен.

Вскоре новым царём были недовольны все: бояре, над которыми он смеялся в Боярской думе; духовенство, не доверявшее «тайному католику»; крестьяне, для которых он ничего не сделал… Но более всего возмущало столичных жителей вызывающее поведение нового царя, демонстративно нарушавшего русские культурные нормы и традиции, а также бесчинства поляков, приехавших с самозванцем. Особенно они буйствовали в Москве в период свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, состоявшейся 8 мая 1606 г. «на пятницу и на Николин день», что было против устава и обычаев православной церкви. Не нашлось сил для поддержки Лжедмитрия I и за пределами России, так как он не отдал Сигизмунду III Смоленск и Северскую землю; не разрешил строить в России католические храмы; конфликтовал с Речью Посполитой, не желавшей признать царский титул за русскими государями.

Блестящие способности, начитанность, находчивость. Деятельный, энергичный, решительный, стремился создать образ доброго царя. Мнение историков: хороший шанс для страны, был способен осуществить необх. реформы
Выход за рамки традиционных представлений о царе (лишен церемонности, подвижен, без свиты, не спал после обеда, редко посещал церковь) Недовольство всех
Пристрастность к иноземному (женитьба на некрещеной польке Марине Мнишек, несоблюдение православных обрядов, польская одежда, бритье бороды) Недовольство православного духовенства, бояр.
Отмена казней, возвращение из ссылки опальных бояр, бесплатный суд, борьба с лихоимством, ограничение холопства; препятствование закрепощению крестьян Меры имели декоративный, популистский характер. Бояре – противодействие.
Раздача земель и денег служилым дворянам и польской шляхте Недовольство боярства
Окружение – поляки (бесчинства) Недовольство всех
Не торопился выполнять обещания, данные полякам (католичество + Смоленск и Северскую землю + после смерти – завещание престола Польше) Недовольство поляков
Ориентир на запад. Авантюризм – лавирование между различными силами. Недовольство всех
Противоречия с боярами Заговор против Лжедмитрия I

Таким образом, сложились благоприятные условия для придворного заговора, организованного Василием Шуйским. 17 мая 1606 г.– открыты тюрьмы, выпущены преступники, роздано оружие – набат – вооруженный поход к Кремлю. Выпрыгнул в окно – сломал ногу – застрелен – труп на поругание – закопан у дороги – выкопан – сожжен – пепел в пушку – выстрел в западную сторону («откуда пришел»).

Василий Шуйский

Василий IV Иванович Шуйский (1606-1610 гг.) получил престол при уникальных обстоятельствах. Для его избрания даже не созывался Земский собор. Все решила толпа, собравшаяся на Красной площади 19 мая 1606 г. Подстрекаемые людьми Шуйского, москвичи «выкликнули» Василия Ивановича на царство. В отличие от Бориса Годунова, в свое время демонстративно не решавшегося принять власть, боярин Шуйский сразу же согласился стать государем.

Вступая на престол, новый царь дал своеобразную присягу - «крестоцеловальную запись», в которой провозглашался принцип наказания по суду «с боярами своими», таким образом, верховным судебным органом становилась Боярская дума. Немало претерпевшие от произвола власти при Иване Грозном и Борисе Годунове, бояре обеспечили себе личную и имущественную безопасность. Но «крестоцеловальная запись» никоим образом не коснулась основ государственного порядка.

 

Давно стремившийся к верховной власти, Василий Шуйский получил ее в тот момент, когда страна все глубже погружалась в пучину Смуты. Ограниченный Боярской думой, он не мог принимать серьезных самостоятельных решений, имея разоренную казну, не имел возможности «жаловать» приближенных и увеличивать количество своих сторонников. Поэтому очень быстро народ возненавидел его, и даже времена Лжедмитрия I многими вспоминались с ностальгией.

Теряя сторонников, царь Василий постепенно терял и власть: больше хитростью, чем силой ему удалось справиться с восстанием И. Болотникова, охватившим юг России и осенью 1606 г. докатившимся до Москвы. А для борьбы с очередным самозванцем - Лжедмитрием II, обосновавшимся (июнь 1608 г.) в селе Тушино под Москвой, ему пришлось использовать иностранную помощь. «Тушинского вора» поддержали многие, недовольные правлением Шуйского. К его двору переходили московские бояре и духовенство. Разогнать тушинский лагерь удалось только в 1609 г., но цена этого успеха оказалась велика. Своими действиями Василий Шуйский дал повод к началу интервенции в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: