Тема: Звуки к, кь и буква К.




Цель: выделение заданного согласного звука в конце и в начале слов, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков; анализ звукового ряда из двух звуков.

Оборудование: домики для согласных и гласных звуков, буква К большая и маленькая; мяч; картинки: комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок, кит, киса; крольчиха и крольчата, корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козлята, утка и утята; полоски с буквами (К) на каждого ребенка и для педагога; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами: ак, ук, ик, ок, ка, ку, ко, ки.

Ход занятия.

 

1.На места садятся дети, назвавшие слова со звуком К.

Педагог сообщает, что на занятии дети узнают новую букву. Он показывает ее изображение и отмечает, что буква похожа на клоуна, который выставил руку и ногу. Соединяя новую букву со знакомыми, педагог добивается чтения детьми обратных слогов: АК, УК, ИК, ОК. К каждому из слогов добавляется в начале или в конце полоска, символизирующая остальную часть слова, придумать которое педагог предлагает детям, например: мак, рак, сук, сундук, домик, садик, икра, укроп и т.д.)

 

2. Давайте вместе произнесем звук к. Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

 

3. У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звук К слышится в начале или в конце (комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок). Педагог выставляет справа и слева на доску полоски для определения позиции звука; на одной буква К в начале, на другой – в конце. Дети должны выйти, назвать картинку и поставить ее к одной из полосок, в соответствии с позицией звука в слове.

Ребята, какой звук к был в этих словах – мягкий или твердый? (твердый).

Послушайте слова: кит, киса – какой вы слышите звук в начале этих слов? (Звук кь). Какой он – твердый или мягкий? (Мягкий). А мягкие звуки в каком домике у нас живут? (В зеленом). Кь – братец звука к.

 

4. Игра с мячом «Измени слово».

Педагог предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук к (буква перед детьми на доске). Например: лапа – лапка, липа - …, лопата, нота, монета, солома, пена и т.п. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

А потом изменить слово так, чтобы звук к стал мягким (кь). Я произнесу слово и назову один предмет, а вы – когда их много: лапка – лапки, липка – липки и т.д. Обратить внимание на то, что в словах появился мягкий звук кь.

5. Д/п.

Педагог предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука К.

 

6. Игра «Найди маму». Дети распределяются на две группы. Одной дают карточки с изображениями детенышей животных, на другой – их мам.

Помогите детенышам отыскать своих мам.

Дети встают парами. Затем выставляются картинки на наборном полотне, и дети называют ответы.

(У крольчихи – крольчата, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козлята, у утки – утята). Скажите ласково о каждом детеныше (теленочек, козленочек, утеночек).

 

7. Выбор слов со звуком К из стихотворения:

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе капустки –

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка,

Кошке даст молока.

 

8. Чтение слогов: КА, КУ, КО, КИ.

Пишем букву к и слоги.

9.Итог. Оценка деятельности детей.

 

 

Занятие 10.

Тема: Звук т и буква Т.

 

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

 

в конце и в середине слов, из потока слов, из текста;

 

воспроизведение и чтение звуковых рядов и слов из двух и трех звуков; чтение предложений из 2-х слов;

 

анализ звукового ряда из трех звуков, анализ предложений.

 

Оборудование: домик для твердых согласных и гласных звуков, буква Т большая и маленькая; мяч; картинки: творог, компот, вата, бинт, такси, куст, лента, самолет, тапки; полоски с буквами (Т) на каждого ребенка и для педагога; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами, словами и предложениями: ат, от, ут, ит, та, то, ту, так, ток, тут, там, кот; Мама, кот! Кот, мама!

 

Ход занятия.

 

1. Изобразите щенка, по кличке Пит, который мокнет под дождем. Нам жалко Пита. Изобразите провинившегося кота, которого наказала хозяйка. Покажите, как уныло они бредут по улице, какое у них грустное настроение. Улыбнитесь, ваша улыбка поднимет им настроение.

 

2. Это – Тобик, а это – Пит. Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах? (Звук т). Сегодня мы вместе с Питом и Тобиком будем слушать и произносить звук «т».

 

Что делает наш язык, когда мы произносим звук т? (Стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как воздух прорывается наружу? Попробуем спеть звук т. (Он не поется). Вы догадались, какой это звук? (Согласный). В каком домике он будет жить? (В синем).

 

3. Игра «Подставим картинки к схемам».

 

У педагога на столе 8-10 картинок. В названиях изображенных на них предметов звук т находится в разных позициях (творог, компот, вата, бинт, такси, куст, лента, самолет, тапки). Задание: выйти, взять любую картинку, внятно произнести слово, акцентируя звук т, и поставить картинку к соответствующей схеме (звук т вначале, в середине или в конце слова).

 

4. Выбор слов из стихотворения с учетом позиции звука т.

 

Педагог читает стихотворение и просит искать в нем слова со звуком т:

 

День рождения у Толи,

 

Он сказал об этом в школе:

 

«Пусть Виталий принесет

 

Мне и танк, и самолет,

 

Автомат подарит Тая

 

(Тая – девочка простая),

 

А подружки Таня, Света

 

Пусть несут по пистолету!»

 

Толя так друзей зовет.

 

Ну и кто к нему придет?

 

При выборе слов с разной позицией звука т детям помогает карточка с передвигаемой по ней буквой т.

 

5. Д/п. Игра с мячом.

 

Педагог предлагает детям ловить мяч только тогда, когда они услышат в слове звук т. Слова: рос, рост, ворона, ворота, ком, кот, нога, нота, ванна, вата, слон, стол и т.п.

 

6. А это – буква Т.

 

Буква Т стоит на крыше:

 

Телевизор в доме том.

 

Т в антенну превратилась

 

И на крыше очутилась.

 

Чтение слогов: АТ, УТ, ИТ, ОТ, ТА, ТУ, ТО.

 

Анализ слов: КОТ, ТОК, КИТ. Чтение слова ТУТ, ТАМ, КОТ, ТОК, КИТ.

 

Придумайте любое предложение со словом кот.

 

Чтение и анализ предложений: Мама, кот! Кот, мама!

 

(Сколько здесь слов? Какое первое слово? Второе?)

 

Написать букву и слоги.

 

7. Игра «Будь внимательным».

 

У каждого ребенка полоска с буквой. Слушая слова, нужно передвигать букву по полоске (где находится звук т: в начале слова, в середине или в конце): троллейбус, трамвай, букет, канат, салют, батон, космонавт, винт, фонтан, ноты, комната.

 

8.Итог. Оценка деятельности детей.

 

Занятие 11.

 

Тема: Звук и буква ы.

 

Цель: выделение заданного гласного звука

 

в начале и в середине слов, из потока слов, из текста;

 

воспроизведение и чтение звуковых рядов из трех звуков;

 

анализ звукового ряда из трех звуков;

 

понятие «предложение».

 

Оборудование: буква ы, домики для гласных (с гласными А, У, И, О); кукла (Пых); картинки: дубы, березы, слоны, бегемоты, обезьяны, сыр, дыня, тыква; мяч; предметы: часы, весы, цветы, ножницы; полоски с буквами (ы) на каждого ребенка и для педагога; карточки со слогами и словами: мы, ны, ты, Пых.

 

Ход занятия.

 

Выставляются картинки.

 

Какие это деревья? (Дубы, березы). Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол и сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратились в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: «ы-ы-ы».

 

2. Выделение звука ы из слогов и слов дубы, березы. Анализ и синтез слова Пых.

 

Как стонали дубы и березы? Какой последний звук слышится в словах дубы, березы? (Звук ы). Сегодня мы с вами будем изучать звук ы.

 

Обозначьте звук ы красным кружочком. Почему? Определите его место в домике, каком? (Красном домике).

 

«Даю» вам звук в и звук ы. Какой слог получится? (Вы). Какой слог получится, если вы «возьмете» звук м, а я «брошу» вам еще звук ы? (Мы). А если к звуку т придет звук ы? (Ты). Произнесите эти слоги. (Вы-мы-ты). Какое слово получилось? (Вымыты).

 

Какой первый звук в слоге пы? (Звук п). Второй? (Звук ы). Обозначьте слог пы кружочками.

 

Кружочки выкладывают у себя на столе индивидуально, а после педагог выкладывает их на доске.

 

Слышат звуки п, ы, как кто-то пыхтит: «х-х-х». Это звук х скучает. Добавьте к слогу пы звук х. Какое слово получилось? (Пых). Повторите. (Пых, пых).

 

Выставляется сказочный персонаж Пых.

 

А вот и Пых…

 

На самом темном чердаке

 

Живет косматый Пых.

 

На чердаке, на сквозняке

 

Среди забытых книг.

 

Он летней ночью в тишине

 

Картинки смотрит при луне.

 

Он прибыл к нам из дальних мест.

 

Он ветер пьет и воздух ест.

 

3.Игра «Слушай внимательно».

 

Пригласим Пыха на занятие. Скажите ему, какой звук мы изучаем? (Звук ы). Пых говорит, что очень любит этот звук. Где вы услышали звук ы в имени Пых? (В середине слова). Покажем Пыху предметы со звуком ы.

 

Выставляются предметы или картинки. Дети называют их, выделяя голосом звук ы: часы, весы, цветы, ножницы.

 

Где слышится звук ы в этих словах? (В конце слов). Обозначьте место звука ы на полоске. А сейчас предложите Пыху угощение, в названии которого звук ы будет звучать в середине слова. (Сыр, дыня, тыква). Выставляются картинки. Обозначьте место звука ы в домике.

 

4. Игра «Один-много».

 

Дети стоят полукругом. Педагог сообщает, что сейчас будет веселая игра с мячом «Один-много». Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

 

Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.

 

Слон-слоны, стол-столы, столб-столбы, лев-львы, зонт-зонты, коза-козы, коса-косы, пила-пилы, лента-ленты, крокодил-крокодилы, бегемот-бегемоты, жираф-жирафы, обезьяна-обезьяны, телефон-телефоны, акула-акулы.

 

Ребята, где мы с вами слышали звук ы? (В конце слов.)

 

5. Пых загадал нам загадку: «Чем отличаются похожие слова: мишка-мышка? (В слове мишка есть звук и, а в слове мышка – звук ы).

 

6.Физкультминутка «Лесная лужайка».

 

Мы к лесной лужайке вышли,

 

Поднимая ноги выше.

 

Через кустики и кочки,

 

Через ветви и пенечки.

 

Кто высОко так шагал –

 

Не споткнулся, не упал.

 

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, где услышали дети звук ы во время ф/м.

 

7. Упражнение «Придумай предложение».

 

Пых пришел в зоопарк. Там он увидел разных животных. Выставляются картинки. Там были и… (слоны, и… бегемоты, и… обезьяны). Придумайте предложения с каждым из этих слов.

 

Придумывание предложений. Анализ предложений (считаем слова).

 

8. Буква ы. Выставляется домик для гласных звуков и буква О.

 

Педагог знакомит детей с буквой.

 

Это – буква ы. В каком домике будет жить Буква ы? Почему?

 

А бедняжка буква ы

 

Бродит с палочкой, увы.

 

Какие элементы есть в букве ы? (Две палочки и полуовал).

 

Пишем букву ы.

 

8.Анализ и синтез звуковых сочетаний: мы, ны, ты, Пых. Чтение.

 

9.Итог. Оценка деятельности детей.

 

Занятие 12.

 

Тема: Звуки п, пь и буква П.

 

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

 

в конце и в середине слов, из потока слов, из текста;

 

воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков;

 

чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений.

 

Оборудование: домик для согласных звуков, буква П большая и маленькая, домики для гласных и согласных; мяч; картинки: паук, павлин, парус, палка, пальто, укроп, карп, трап, кепка, тапки, пчела, подушка, попугай, платье; игрушка-поросенок, письмо; полоски с буквами (П) на каждого ребенка и для педагога; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами, словами и предложениями: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, ПИК, КАП, КИТ, ПАПА. Папа, кит! Кит, папа!

 

Ход занятия.

 

1. Садятся на места дети, назвавшие первый звук в словах: погремушка, попугай, панама, паста, поросенок, площадь.

 

2. «Знакомство с буквой П».

 

Педагог объявляет, что на занятии дети будут выделять звук п в словах и соединять его с другими звуками.

 

Когда произносится звук п, воздух встречает преграду. Звук п пытается прорваться сквозь преграду – сквозь губы. Произнесите звук п. Чем мы его произносим? (Губами).

 

А это – буква П.

 

Букву П в спортивном зале

 

Перекладиной назвали.

 

3. Игра «Измени слово». Игра с мячом.

 

Педагог предупреждает, что будет произносить слова, добавив в начало которых звук п мы сможем изменить их значение. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку. Например: ушки – пушки. Слова: Олечка, Аллочка, Олюшка, рост, ластик, лоток, лавка (значение некоторых слов уточняется).

 

4. Определение позиции звука п в словах.

 

На доске картинки. В названиях изображенных предметов звук п слышится в начале, в середине или в конце: паук, павлин, парус, палка, пальто, укроп, карп, трап, кепка, тапки и пр.

 

Расставляя картинки в ряд по 4, педагог просит детей выбрать одно слово, позиция звука п в котором отличается от остальных. Например: павлин, пароход, панама, серп (упражнение проводится 3-4 раза на материале различных слов). Полоска с наложенной на нее буквой помогает зрительно закрепить представление детей о позиции звука п, а так же «обосновать» выбор «лишнего» слова.

 

5. Выбор слов со звуком п из стихотворения:

 

От плача наш Антип охрип,

 

Но у него не корь, не грипп

 

И не болит молочный зуб –

 

Не ест Антип молочный суп.

 

В выбранных детьми словах уточняется позиция звука п.

 

6. Физкультминутка «Девочки и мальчики».

 

7. Что принес нам Петрушка-почтальон? (Письмо). Вы хотите узнать, от кого письмо? Тогда отгадайте загадку: «Впереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка». (Это поросенок). Нам пришло письмо от поросенка (появляется поросенок), а зовут его Пик. Какой первый звук в его кличке? (Звук пь). Звук пь – братец звука п. Какой это согласный – твердый или мягкий? (Мягкий). В каком домике у нас живут мягкие звуки? (В зеленом.) Какое еще слово вы слышали с мягким звуком пь? (Письмо).

 

Давайте почитаем, что в письме. А в письме поросенок нам записал разные слоги и слова.

 

Чтение слогов, слов и предложений: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, ПИК, КАП, КИТ, ПАПА. Папа, кит! Кит, папа!

 

Анализ предложений. Написать букву и слоги.

 

8. Игра «Исправь ошибки».

 

Ребята, поэт перепутал слова в стихах. Помогите их исправить.

 

Все уселись мы на песенку…(лесенку),

 

И поем мы дружно лесенку…(песенку).

 

Я нажимаю на медали…(педали),

 

Чтоб первым получить педали…(медали).

 

Далеко идти мне пень…(лень),

 

Лучше сяду я на лень…(пень).

 

Лечит от болезней пекарь…(лекарь),

 

Хлеб печет умелый лекарь…(пекарь).

 

9.Итог. Оценка деятельности детей.

 

Занятие 13.

Тема: Звуки х, хь и буква Х.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

в конце и в середине слов, из текста;

воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков;

чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений.

Оборудование: домик для согласных звуков, буква Х большая и маленькая, домики для гласных и согласных; картинки: тополь, уха, муха, пух, мох; игрушка-хомяк; полоски с буквами (Х), красные, синие и зеленые кружки на каждого ребенка и для педагога; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со словами и предложениями: уха, муха, пух, мох; Мама, муха! Папа, мох!

 

Ход занятия.

1. Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

2. Игра «Хомка-хвастун».

Выставляется игрушка хомячка или его изображение.

Кто это? (Хомяк). Его зовут Хомка. Этот хомка такой хвастунишка! Он утверждает, что все обо всех знает. Хомка, знаешь ли ты, с какого звука начинается слово хомка? (Со звука о). Вы согласны с ним? (Нет). Какой первый звук вы услышали в словах хомка, хвастун? (Звук х). Сегодня мы будем слушать и произносить звук х и звук хь. Хь – братец звука х.

 

Обозначение этих звуков цветовыми символами. Определение их места в Звуко-буквенном городе – звук х располагается в синем домике, звук хь – в зеленом.

Знаете, как смеялись звери над хвастливым хомяком: «Ха-ха-ха!»

3. Анализ и синтез прямых и обратных слогов и слов мох, пух.

Послушайте еще раз: ха. Сколько звуков вы услышали? (Два). Какой звук первый? (Х). Второй? (А). Обозначьте слог ха кружочками. А еще они смеялись: «Хи-хи-хи!» Послушайте еще раз: «Хи!» Сколько звуков вы услышали? Какой звук первый? (Хь). Второй? (И). Обозначьте слог хи кружочками. А это задание потруднее. «Ловите» звук м, звук о, звук х. Обозначьте эти звуки кружочками. Какое слово получилось? (мох).

Выставляются картинки с изображением мха и тополя.

Какое это дерево? (Тополь). Хомяк хомка сочинил чистоговорку: «Ух, ух, ух, с тополей слетает мох». Правильно ли он сказал? Какое слово подходит? (Пух). Каким звуком вы дополнили слог ух, чтобы получилось слово пух? (Звук п). Изменится ли схема слова? Чем похожи слова мох, пух? (Ответы детей).Какой гласный звук вы услышали в слове мох? А в слове пух? Скажите хомке, какие гласные звуки мы знаем?

4. Анализ, синтез и чтение слов: уха, муха, пух, мох и предложений: Мама, муха! Папа, мох!

 

5. Физкультминутка «Хомка».

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют все движения хомяка.

6. Выбор слов со звуками х, хь из стихотворения:

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землей.

В выбранных детьми словах уточняется позиция звуков х, хь.

7. Определение позиции звука х. Выкладывание кружочка, обозначающего звук х, в окошко полоски.

Хрюша хочет, чтобы мы угадали пропущенный звук. Слушайте слова с пропущенным звуком и называйте их: _олодильник, _удожник, _алва, о_отник, му_а, подсолну_, _оккей. _оккеисты, _обот, сме_, пету_.

Хомка предлагает нам послушать стихи, в которых пропущено одно слово. Помогите ему, дополните нужное слово.

Все укутал мягкий снег,

Словно теплый белый…(мех).

От лисицы во весь дух мчится по полю…(петух).

8. Написать букву х и слоги.

9.Итог. Оценка деятельности детей.

 

Занятие 14.

 

Тема: Звук й и буква Й.

 

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

 

в конце и в середине слов, из текста;

 

анализ и чтение слов май, мой; чтение слов майка, мойка;

 

составление предложений, анализ предложений.

 

Оборудование: домик для согласных звуков, буква Й большая и маленькая, домики для гласных и согласных; картинки: баба Яга, йог, йод, лейка, муравей, майка, соловей, воробей, попугай, юрок, зайка, чайка; иллюстрации Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»; игрушки Фея, Баба Яга, стражник, царевна, царь, Дюймовочка; полоски у педагога и зеленые кружки; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со словом МАЙ.

 

Ход занятия.

 

1. Выставляется игрушка Фея.

 

Сегодня Фея сообщила мне плохую весть. Баба Яга похитила новую букву, с которой мы должны познакомиться. Нам надо ее найти. Выставляются картинки: баба Яга, йог. Прислушайтесь к словам: фея, Яга, йог. Какой одинаковый звук вы услышали?(Звук й).

 

2. Характеристика звука й по артикуляционным и акустическим признакам.

 

Давайте произнесем этот звук еще раз. Получится у нас его пропеть? Что нам мешает? (Преграда – язычок выгибает спинку).

 

Какой это звук? (Согласный). Он мягкий или твердый? (мягкий). В каком домике будет жить этот звук? (В зеленом).

 

3. Игра «Запоминай-ка».

 

Фея зеленого замка подарила нам план путешествия, по которому мы будем искать букву й. В путь!

 

По ходу занятия выставляются сказочные персонажи.

 

Нас пропустит стражник Авдей, если мы произнесем пароль. (Значение слова пароль уточняется).

 

Запомните и произнесите 4 слова: йод, лейка, муравей, майка.

 

Определение позиции звука й в словах. Используется полоска и зеленый кружочек (для всех, на доске). Дети определяют место звука в слове и выставляют символ сами, те, кого попросит педагог.

 

4. Игра «Мы в сказке».

 

Авдей говорит – направо пойдете – в райский сад попадете, налево пойдете – к царю Еремею попадете».

 

Дети повторяют и показывают направления.

 

Куда пойдем? (Направо!) Закройте глаза.

 

Выставляются иллюстрации Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

 

А теперь откройте глаза. Куда мы попали? (В райский сад). В каком слове есть звук й? Кого мы встретили? (Дюймовочку). Что мы ей скажем? (Здравствуй, Дюймовочка!) Какая она? (Кудрявая, ласковая, красивая, нарядная).

 

Выставляются картинки: соловей, воробей, попугай, юрок). В названии каких птиц звук й звучит в начале слова? В конце? Спросите, видела ли Дюймовочка букву й? Сейчас наш путь лежит в царство Царя Еремея.

 

Дочь царя Еремея никогда не смеялась. Как ее зовут? (Несмеяна). Покажите, какое лицо было у Несмеяны. Вы можете ее рассмешить, если придумаете смешные предложения со словами: лейка, майка, зайка, чайка.

 

Дети придумывают предложения и определяют место звука в слове.

 

Послушайте, какое стихотворение я вам прочитаю:

 

Синеет море перед нами,

 

Летают майки над волнами.

 

Что не так? Дети заменяют звук м на звук ч в слове «майки».

 

Засмеялась Несмеяна, понравились ей ваши предложения. О чем вы ее спросите? (Баба Яга спрятала букву Й, как нам ее найти?)

 

Несмеяна: «Баба Яга спрятала букву в ящике под елью».

 

Спасибо, Несмеяна! Дети радуются, веселятся.

 

5. Физкультминутка «Волшебник»».

 

Ой-ой-ой-ой!

 

К нам пришел волшебник злой!

 

Он руками помахал,

 

Всех детей заколдовал.

 

Дети головы склонили,

 

Замолчали и застыли.

 

Тут пришли друзья-зверюшки,

 

Вмиг злодея вон прогнали

 

И детей расколдовали.

 

А теперь пора плясать,

 

Нам не надо унывать!

 

Дети имитируют все движения.

 

6. Дети находят ящик с буквой Й.

 

Букву Й зовут «И кратким».

 

Й как И в твоей тетрадке.

 

Чтобы Й не путать с И

 

Сверху галочку пиши.

 

7. Написание буквы Й. Чтение слов май, мой, майка, мойка. Написание слова май.

 

8.Итог. Оценка деятельности детей.

 

Занятие 15.

 

Тема: Звуки с, сь и буква С.

 

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

 

в конце и в середине слов, из потока слов, из текста;

 

понятие «слог»;

 

воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков; слов из трех и четырех звуков;

 

чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений.

 

Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква С большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у педагога); полоски с буквами (С) (у педагога); картонные изображения домиков в 1, 2, и 3 этажа; картинки: сад, самолет, сова, лиса, собака, аист, сорока, гусак, сом, судак, оса, ласточка, соловей, утконос, слон, селедка, лесенка, лось; самолет – утка – пароход, сапоги – осы – корова, скатерть – автобус – молоко, скамейка – улитка – кровать; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами, словами и предложениями: ас, ос, ус, ис, са, со, су, оса, коса, сок, сом, сук, суп, Мама, оса! Тут сук. У нас сок. У нас суп. У нас сом.

 

Ход занятия.

 

1. Садятся на места дети, придумавшие слова со звуком с.

 

2. «Знакомство с буквой С». Деление слов на слоги.

 

Педагог уточняет цель занятия и напоминает детям звук и букву С.

 

Полумесяц в небе темном

 

Буквой С повис над домом.

 

На доску выставляются картинки, на которых изображены сад и самолет. Педагог объясняет, что слова бывают длинные и короткие. Проговаривая слово сад, педагог хлопает в ладоши один раз, произнося слово са-мо-лет – три раза. (Деление на слоги можно закрепить, подкладывая ладонь во время произнесения слов под нижнюю челюсть). Педагог объясняет, что часть слова называется слог и в слове сад 1 слог, а в слове самолет 3 слога.

 

3. Игра «Поселим зверей».

 

Педагог выставляет на доску картонные изображения домиков в 1, 2, и 3 этажа. Показывая детям несколько изображений разных животных, педагог предлагает правильно расселить их в домики. Чтобы догадаться, кто в каком домике будет жить, нужно сосчитать число слогов в каждом слове. Слова: сова, лиса, собака, аист, сорока, гусак, сом, судак, оса, ласточка, соловей, утконос, слон. После того, как все картинки расставлены под изображениями соответствующих домиков, число слогов в названиях животных каждой группы уточняется различными способами.

 

Затем педагог просит выбрать животных с учетом положения звука с в их названии. Для зрительного закрепления можно вновь разделить картинки на 3 группы – выставить 3 полоски, где звук с обозначен в начале слова, в середине и в конце слова.

 

4. Педагог берет в руки карточку с буквой с и предлагает добавить соответствующий звук в начало слова: ехал (съехал), летел, нес, дул, мел, ходил, кинул, тер, плел.

 

5. Педагог ставит на доску картинки: селедка, лесенка, лось.

 

Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). В какой домик мы его поселим (В зеленый). Звук сь – братец звука с.

 

Определяется позиция звука сь в словах.

 

6. Физкультминутка «Буратино».

 

Буратино потянулся,

 

Раз нагнулся, два нагнулся,

 

Руки в стороны развел –

 

Ключик, видно, не нашел.

 

Чтобы ключик нам достать,

 

На носочки нужно встать.

 

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (с или сь) и в каких словах услышали дети во время ф/м.

 

7. Выбор слов со звуками с, сь из стихотворения.

 

Солнце село за селом,

 

Спят синицы, сойки спят,

 

Спит в реке усатый сом,

 

Спят и лес, и степь, и сад.

 

Стадо спит, пастух и пес,

 

Смолкли песни, слово, смех,

 

Сон в страну свою унес всех…

 

Выбираются слова сначала со звуком с, затем со звуком сь.

 

8. «Ребусы».

 

Педагог говорит, что сейчас дети по первым звукам названий 3-х предметов, изображенных на картинках, должны будут составить новое слово, и подробно объясняет, как это делается на примере: самолет – утка – пароход (слово суп). Дети составляют односложные слова по названиям трех других предметов: сапоги – осы – корова, скатерть – автобус – молоко, скамейка – улитка – кровать.

 

Чтение слогов, слов и предложений: ас, ос, ус, ис, са, со, су, оса, коса, сок, сом, сук, суп, Мама, оса! Тут сук. У нас сок. У нас суп. У нас сом.

 

Анализ предложений. Написать букву и слова.

 

9.Итог. Оценка деятельности детей.

 

Занятие 16.

 

Тема: Звуки з, зь и буква З.

 

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

 

и в середине слов, из потока слов, из текста;

 

понятие «слог»;

 

анализ, синтез и чтение слов из 4-х звуков.

 

Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки и квадратики (у детей и педагога); полоски с буквами (З) (у детей и педагога); игрушка «Зима»; картонные изображения домиков в 1, 2, и 3 этажа; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина.

 

Ход занятия.

 

1. Выставляются слоговые домики.

 

Садятся на места дети, придумавшие слова со звуком з. Каждый ребенок называет слово, считает, сколько в нем слогов и определяет, в каком домике оно поселится.

 

2. Характеристика звука з по артикуляционным и акустическим признакам.

 

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки». (Зима).

 

Выставляется игрушка – Зима.

 

А вот и я – Зима. Я принесла вам два любимых звука – з и зь.

 

Какой первый звук в моем имени? (Звук зь). Моя подруга вьюга очень любит звук з. Произнесите его. (з-з-з-з).

 

Обозначение звуков з, зь цветными символами.

 

3. Игра «Поймай звук».

 

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук з, хлопните в ладошки, а если услышите звук зь – поднимите руку: закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра.

 

4. Педагог ставит на доску 5-6 картинок: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей. На столе рядом с доской лежат две стопочки квадратов синего и зеленого цветов (по 8-10 штук).

 

Задача вызванного ребенка: четко произнести название предмета и поставить под каждой картинкой квадрат определенного цвета в соответствии с характеристикой звука з в слове (мягкий или твердый).

 

Следующий ребенок определяет, где находится звуки з или зь в слове (в начале или в середине слова). Третий ребенок определяет количество слогов. И так с каждым словом.

 

5.Выбор слов со звуками з, зь из стихотворения.

 

Занят заклинатель змей

 

Звонкой музыкой своей,

 

А под музыку, друзья,

 

Потанцует и змея.

 

Уточняется значение слов «заклинатель змей». Выбираются слова сначала со звуком з, затем со звуком зь.

 

6. Физкультминутка «Замок».

 

У меня закрыт замок.

 

Кто его открыть бы смог?

 

Повертели, покрутили,

 

Постучали и открыли.

 

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук и в каких словах услышали дети во время ф/м.

 

7. Звуко-слоговой анализ слова «Зима».

 

Зимушка спрашивает: «Зачем вам эти кружочки?»

 

Объяснения детей.

 

Покажите, как можно обозначить слово зима. Сколько слогов в этом слове? (Дети отхлопывают слово – два слога). Обозначьте все звуки в слове зима кружочками. Дети обозначают у себя на столах. Проводится анализ сделанного и педагог на доске выкладывает кружочками это слово.

 

Порадуем Зиму. Обозначим буквами ее имя.

 

Составление из букв слова зима.

 

Какую букву надо заменить, чтобы получилось имя девочки – Зина?

 

Составление из букв слова Зина.

 

Написать букву и слова.

 

8. Дети достают индивидуальный материал и выкладывают по очереди схемы слов: осы, ива, усы. Уточняется количество слогов, гласных и согласных звуков в каждом слове, а так же их порядок.

 

9.Итог. Оценка деятельности детей.

 

Занятие 17.

 

Тема: Звук и буква Ц.

 

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

 

в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

 

понятие «слог»;

 

анализ, синтез и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков.

 

Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Ц большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки и квадратики (у детей и педагога); полоски с символами (у педагога); мешочек, коробка, игрушки: цыпленок, расческа, щетка, полотенце, мыло, ванночка, самокат, санки, мыльница, мочалка; картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами и словами ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, цап, цок.

 

.

 

Ход занятия.

 

1. Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыпленок).

 

Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул голову, потом правое крылышко, затем левое.

 

2. Характеристика звука ц по артикуляционным и акустическим признакам. Появляется цыпленок.

 

Послушайте слова: цыпленок Цып. Какой первый звук вы услышали в этих словах? (Звук ц). Произнесите его еще раз. Какой это звук? (Согласный, твердый). Каким цветом мы его обозначим? (Синим).

 

Обозначение звука ц цветными символами.

 

Сегодня мы будем слушать и произносить звук ц.

 

3. Игра «Будь внимательным».

 

Цыпленок Цып только что вылупился из яйца, поэтому он еще ничего не знает. Давайте расскажем ему, что нарисовано на этих картинках. Дети называют картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец.

 

На доске выставлены 3 полоски. На одной звук обозначен синим цветом в начале слова, на другой – в середине, на третьей – в конце. На столе у педагога лежат картинки. Ребенок, которого вызывает педагог, выходит, берет со стола любую картинку, называет ее и ставит под соответствующую схему, а потом определяет (хлопками) количество слогов в слове.

 

4. Игра «Чудесный мешочек».

 

Давайте назовем эти предметы и объясним цыпленку, для чего они нужны. Перед детьми выставляются предметы и дети называют их: расческа, щетка, полотенце, мыло, ванночка, самокат, санки, мыльница, мочалка. Затем предметы убираются в «чудесный мешочек».

 

Дети по очереди наощупь определяют предметы и придумывают действия, которые можно с ними выполнять. (Я буду купаться, причесываться… и т.д.)

 

5. Игра «Волшебный колодец».

 

В центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица.

 

Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пест



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: