Образы Пресвятой Троицы.




Символика древнерусского иконописания.

Образы Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещение – принесение архангелом Гавриилом «благой вести Деве Марии о рождении, о воплощении от нее Спасителя». В честь этого события с древнейших времен весной, 25 марта (7 апреля по новому стилю), справляется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Широко и разнообразно (в стенных росписях, в иконописи) изображалось Благовещение в древнерусском искусстве.

О событии Благовещения рассказывает один из авторов Евангелия – евангелист Лука. Это повествование и легло в основу живописных изображений. Евангелист Лука повествует, что «был послан архангел Гавриил к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве – Мария. Явившись к Марии, архангел сказал ей: «Благословенна Ты между женами, Ты обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, которому дашь имя Иисус. Сын этот будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». В ответ на слова архангела Мария спросила: «Как будет это, когда я мужа не знаю?». И архангел ответил ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». И тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И отошел от нее архангел» – заканчивает рассказ евангелист.

До наших дней дошли образы Благовещения начиная с самого раннего, домонгольского периода древнерусского искусства. В их числе не только фресковые изображения, сохранившиеся в храмах той эпохи. На сюжет Благовещения написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон «Благовещение Устюжское» (ГТГ), датируемая 12 веком. Свое имя эта икона, созданная, очевидно, новгородским художником, получила в связи с легендой, что ее вывез из Устюга в 16 веке Иван Грозный.

В основе «Благовещения Устюжского» лежит очень простой и очень древний извод (общая композиция иконописного изображения), восходящий к раннехристианскому искусству. Крупно, в полный рост, почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события – принесший весть архангел Гавриил и принявшая ее Богородица. Никаких предметов и деталей, обозначающих место действия, ничего отвлекающего от них внимания здесь нет. Спокойно, недвижимо стоит архангел, Гавриил, опущены его золотые крылья. Но он чуть повернулся к Богородице, и его правая рука поднята в жесте обращенного к ней благословения – как безусловный и ясный знак принесенной им вести. Прямо перед собой смотрит стоящая на невысоком подножии Богородица, но голова ее наклонена в сторону архангела Гавриила в знак того, что внимает она принесенной им вести. И как зримый итог этого обретения – изображен на ее груди, поверх складок мафория, обнаженный младенец, на которого указует она рукой. Нить в руке Марии и кудель – это таинственное прядение из материнской крови плоти младенца.

Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем «небесном сегменте» изображен сидящий на алых херувимах (одна из категорий ангелов) Вседержитель с ликом Иисуса Христа.

 

Образы Пресвятой Троицы.

Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. По христианским представлениям, это Бог, единый в трех лицах, трех ипостасях. Образ Троицы воплощал христианский идеал высшего единения в любви и согласии.

Христианские представления о Святой Троице родились из ветхозаветного предания: явился к бездетному столетнему старцу Аврааму и его жене Сарре Бог, но в обличье трех ангелов-путников. Авраам, не скупясь, устроил для гостей трапезу, накрыв стол под дубом Мамврийским. В благодарность за добрый прием один из ангелов предсказал Сарре рождение ребенка, что и сбылось.

Вершиной русского истолкования «Троицы» стала икона XV века, принадлежавшая кисти А. Рублева. Согласно историческим источникам, в 1427 году, по заказу Никона, игумена Троице-Сергиевой Лавры, Андреем Рублевым была написана икона Святой Троицы, в память основателю монастыря Сергию Радонежскому, великому почитателю Святой Троицы.

Для изображения Троицы Рублев избирает древний, но редкий в то время вариант изображения; в нем нет Авраама и Сарры, нет бытовых подробностей их гостеприимства; остаются лишь 3 ангела, восседающие за трапезой.

Три ангела на иконе Рублева располагаются не по одну сторону трапезы, а как бы окружают ее. Чуть выше двух других сидит средний ангел. На его багряном хитоне лежит широкая золотистая полоса (клав) – это царственный знак, которым в живописи отмечались только одежды Иисуса Христа.

Покоя исполнена поза левого ангела, и словно идущая от него энергия, проступает через его хитон сияющая лазурь. Это Бог Отец. Он указует на жертвенную чашу и благословляет ее. Бог Сын отвечает ему согласием и тоже благословляет чашу. Присоединяется к ним и третий ангел – Дух Святой (Дух Утешитель).

Соединяя трех ангелов, мастер вписывает их фигуры в незримый круг – знак безначальной и не имеющей конца вечности.

Форме жертвенной чаши вторят фигуры двух боковых ангелов, и словно погруженным в нее предстает третий ангел.

Знаком «божественного домоустроительства», как называли в старину устроение Вселенной, подымается за левым ангелом, Богом Отцом, дом. Как напоминание о «древе Креста» (или древе жизни) встает дерево за средним ангелом, Богом Сыном. А гора за третьим ангелом, Духом Утешителем – знак всего возвышенного, возвышающего и утешающего сердце (в некоторых трактовках это знак высшего, горнего мира).

Усиливает ощущение светлой гармонии, которую несет икона – ее цвет – багрянец, сияющая лазурь, золото, нежная зелень. Недаром, все, кто размышлял о ней, единодушны в том, что необычайно точно воплотил здесь мастер краски сияющего летнего дня, на который приходится праздник Троицы: голубизна неба, зелень травы и деревьев, золото зреющей ржи, сияние солнца.

С XVII века в древнерусском искусстве под прямым влиянием западной культуры появляется «Троица» получившая название «Троица Новозаветная». Одна из таких икон хранится в Центральном музее имени А. Рублева. На этой иконе, на белом фоне – фоне райского сада, представлен Спас, увенчанный короной, обнаживший свои раны, и сидящий рядом с ним в виде старца – благословляющий его Бог Отец. На престоле между ними лежит Евангелие, а вверху в сфере парит голубь – Дух Святой. Торжественная, ясно выстроенная, благородная по цвету, эта икона является выразительным символом, своего рода точной аллегорией Троицы, но в ней нет той глубины образа, которую несли в древнерусском искусстве образы Троицы Ветхозаветной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: