II. Финансирование отраслей социальной сферы




СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

 

Серия: Основные проблемы социального развития России - 90

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

№ 27 (279)

 

 

Социальные аспекты
проектов федерального бюджета
и бюджетов государственных
внебюджетных фондов на 2006 год

 

 

Москва


Над выпуском работали:

И.В. Барбашин, начальник отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат исторических наук – ответственный редактор вестника;

В.Д. Роик, советник отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, доктор экономических наук – редактор и составитель вестника;

С.И. Иваненко, советник отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, доктор философских наук – редактор вестника;

С.Н. Титов, консультант отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – компьютерная верстка и техническая редакция.

Авторы вестника:

В.Д. Роик, советник отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, доктор экономических наук – руководитель авторского коллектива

И.В. Барбашин, начальник отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, кандидат исторических наук

Т.А. Федотовская, заместительначальника отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, кандидат экономических наук

С.И. Иваненко, советник отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, доктор философских наук

О.В. Павленко, советник отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

О.Б. Аникеева, консультант отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

С.Н. Титов, консультант отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Т.В. Боргоякова, специалист-эксперт отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации

103426, Москва, Б. Дмитровка, 26, Совет Федерации,

Телефон: 203-49-36, 203-54-45

Адрес в Интернет:www.council.gov.ru

Данную версию Аналитического вестника можно получить на сервере Совета Федерации в сети Интранет в разделе «Совет Федерации»

Подписано в печать 02.12.2005 г.

При перепечатке и цитировании материалов ссылка на настоящее издание обязательна

Аналитический вестник «Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2006 год» посвящен анализу ситуации в сфере бюджетного регулирования, которое представляет собой важнейший механизм государственной социальной политики. Принятие федерального бюджета на очередной финансовый год – одно из ключевых государственных решений, определяющих не только состояние экономики и финансов страны, но и динамику ее социального развития в ближайшем будущем.

В предлагаемом вестнике нашли отражение вопросы, посвященные анализу повышения качества жизни и формирования человеческого капитала, на которые обратил внимание 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с руководством Федерального Собрания Российской Федерации, членами Правительства Российской Федерации и членами президиума Государственного Совета Российской Федерации.

Авторы вестника – сотрудники отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.

Материалы вестника могут быть полезны членам Совета Федерации, законодательным и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в их законотворческой деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение............................................................................................................. 5

I. Проект федерального бюджета на 2006 год: приоритеты и основные социальные параметры............................................................................................................. 8

II. Финансирование отраслей социальной сферы........................................................................................................... 18

III. Проекты бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов........................................................................................................... 33

IV. Бюджетные проектировки 2006 года: вопросы повышения качества жизни населения и формирования человеческого капитала........................................................................................................... 42

V. Формирование цивилизованных институтов доходов населения – неотложная задача государства и структур гражданского общества........................................................................................................... 56

Приложения........................................................................................................... 67

Приложение 1. Структура совокупных расходов «расширенных правительств» в России и в некоторых зарубежных странах (в процентах к общей сумме расходов)................................................................................................................................ 68

Приложение 2. Исходные данные для определения зависимости величины налоговой нагрузки от размера затрат, выделяемых рядом государств на образование................................................................................................................................ 69

Приложение 3. Совокупные расходы «расширенных правительств» России и ряда зарубежных стран (в процентах к ВВП)................................................................................................................................ 70


Введение

В основу бюджетных проектировок на 2006 год и на период до 2008 года положен среднесрочный метод бюджетного планирования, исходящий из целей государственной политики на три ближайших года. Расширение периода бюджетного регулирования и придания ему финансовой устойчивости опирается на объективные предпосылки: достижение в последние годы сбалансированности бюджетной системы страны и повышение эффективности ее функционирования.

Проект федерального бюджета на 2006 год ориентирует на
8-9%-ный рост реальных доходов населения. В среднесрочной перспективе номинальный размер средней заработной платы в целом по народному хозяйству должен вырасти в 2 раза (с 6,7 тыс. рублей в 2004 году до 13,5 тыс. рублей в 2008 году), а в реальном выражении - в 1,4 раза. При этом в 2006 году средняя зарплата составит 10,1 тыс. рублей и возрастет по сравнению с 2005 годом на 20,1% (рост в 2005 году относительно 2004 года – примерно 25%).

Индексация пенсий в 2006 году планируется в пределах инфляционных ожиданий. Более высокие темпы повышения размеров пенсий намечены на 2007 год. Рост среднего размера трудовой пенсии в реальном выражении за период 2005-2007 годы составит 34%.

Продолжится процесс перевода натуральных льгот в денежные выплаты, что позволит за период 2005-2008 годов повысить в 2,04 раза общий размер социальных трансфертов населению.

Таким образом, бюджетные проектировки 2006 года и на два последующие года свидетельствуют о существенном повышении расходов на социальные цели. Вместе с тем, по оценкам экспертов, данная благоприятная тенденция в значительной степени нивелируется из-за все еще сохраняющегося высокого уровня инфляции, а также перманентного увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования.

На встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил осуществить в ближайшие годы крупную, национального масштаба программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства. Речь идет о необходимости преобразований в базовых сферах жизнедеятельности населения страны, которые определяют состояние его здоровья, образования и обеспеченность жильем.

В своем выступлении В.В. Путин подчеркнул: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше».

Следует в этой связи отметить, что сложившаяся в нашей стране структура бюджетных расходов еще не отвечает этому требованию. Социальные расходы федерального и региональных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов составляют в стране порядка 17% совокупных бюджетных расходов, что в 1,5-2,0 раза меньше, чем в странах Западной, Центральной и Восточной Европы.

На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов 29 ноября 2005 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что были доработаны основные контуры и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и соответствующие корректировки внесены в проект федерального бюджета на 2006 год. Только на реализацию самих национальных проектов будет выделено около 138 миллиардов рублей дополнительно, а с учетом средств внебюджетных фондов и предоставляемых государственных гарантий – около 180 миллиардов.

Президент России подчеркнул, что эти ассигнования не заменяют, а дополняют плановое финансирование соответствующих отраслей. В результате в 2006 году общие расходы федерального бюджета на образование и сельское хозяйство увеличатся более чем на треть, в здравоохранении – на 60 процентов, в жилищной сфере – в четыре раза.

Ключевой вопрос – рациональное использование выделяемых средств, организация и контроль: по каждому проекту должна быть сформирована сквозная система управления, включающая планирование и организацию работы на региональном уровне.

Особое внимание при реализации проектов Президент России призвал уделить административным процедурам, неэффективность которых неоднократно сводила на нет самые благие начинания. Практическая деятельность по текущей реализации принятых решений, ответственность за эффективное вложение средств лежит в первую очередь на Правительстве Российской Федерации.

«Реализация планов в рамках обозначенных так называемых общенациональных проектов не может и не должна подменять собой плановые работы по развитию экономики и социальной сферы, - сказал Президент России В.В. Путин в заключении вступительного слова на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов. - У нас в целом выстроены соответствующие задачи по модернизации и образования, и здравоохранения, и сельского хозяйства, и по всем другим направлениям, причем в масштабах гораздо больших, чем то, что нами заявлено в рамках этих национальных проектов. Одними этими проектами мы всех задач и проблем страны не решим. Вместе с тем благоприятные экономические условия, имеющиеся в современной России, позволяют уже сегодня сделать масштабные инвестиции в повышение качества жизни граждан, позволили уже сейчас совершить серьезный поворот к насущным нуждам людей. И надеюсь, что эти инвестиции будут использованы рационально в целях долгосрочного развития страны».

Раскрытию важнейших направлений бюджетного регулирования государственной социальной политики и посвящен данный вестник.


I. Проект федерального бюджета на 2006 год:
приоритеты и основные социальные параметры

Проект федерального бюджета на 2006 год сформирован исходя из стратегических задач и ориентиров бюджетной политики, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2006 году", нацеленных на повышение благосостояния населения, сокращение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечение доступности и качества услуг здравоохранения и образования.

Особенностью проекта федерального бюджета на 2006 год стало применение прогрессивного среднесрочного метода бюджетного планирования, который основан на четко заданных целях и приоритетах государственной политики на три последующих года, а также на увязке расходов федерального бюджета с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти. Так, совокупные бюджетные расходы на душу населения намечено повысить с 3,5 тыс. рублей в месяц в 2005 году до 5,8 тыс. рублей в 2008 году.

Важнейшими мерами государственной социальной политики в период до 2008 года должны стать:

· удвоение по сравнению с 2005 годом заработной платы работников бюджетной сферы и денежного содержания военнослужащих или, с учетом инфляции, увеличение их покупательной способности не менее чем в 1,5 раза (см. Таблицу 1);

· повышение размеров пенсий, которое позволит довести соотношение между средней трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера со 107% до 126,5%;

· снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения с 15,8% до 9,7%;

· повышение качества и доступности жилья, услуг образования и здравоохранения;

· создание к 2008 году 300 тысяч новых рабочих мест.

 

Таблица 1

 

Показатели роста заработной платы работников
бюджетной сферы в период 2005-2008 годов

  2004 г. (отчет) 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб.          
Превышение темпов роста заработной платы темпов инфляции   1,14 1,12 1,07 1,10
Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в месяц          
Соотношение зарплаты и прожиточного минимума 1,95 2,08 2,25 2,34 2,50

Источник: Бюджетная политика 2006-2008 годов. Министерство финансов Российской Федерации. М., август 2005 г.-С.8.

 

Заявленными Правительством Российской Федерации социально-экономическими приоритетами при формировании федерального бюджета на 2006 год являются:

· обеспечение последовательного курса на снижение инфляции;

· повышение оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц;

· увеличение финансовой поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· проведение индексации минимальных размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат;

· обеспечение устойчивого функционирования пенсионной системы;

· проведение модернизации инфраструктуры таких социальных сфер, как образование и здравоохранение.

Решение вышеуказанных крупномасштабных экономических и социальных задач намечено осуществлять с помощью совершенствования механизмов применения программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов, а также, формировании Инвестиционного фонда.

Однако, по оценкам ученых Института экономики РАН,[1] в экономике России явно обозначились черты стагфляционного развития, когда нарастание инфляционных процессов сопровождается торможением роста производства, готовым перерасти в спад. Факторы благоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители и их высокий уровень уже не оказывают стимулирующего влияния на развитие главной экспортной отрасли страны – топливно-энергетического комплекса – и на ощутимое увеличение экспорта.

Это признают и разработчики проекта федерального бюджета на 2006 год и прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

Однако, по оценке большинства экспертов, они не предлагают каких-либо действенных мер.

В проекте федерального бюджета на 2006 год и прогнозе социально-экономического развития до 2008 года не предусмотрены финансирование разработки и реализации средне- и долгосрочной стратегии развития экономики, а также эффективной государственной социальной политики.

Основными социальными последствиями стагфляционного типа функционирования экономики являются:

· сохраняющийся и фактически поддерживаемый Правительством страны низкий уровень цены рабочей силы, что не позволяет в обозримой перспективе преодолеть суженный тип ее воспроизводства как с позиции качественных, так и количественных характеристик;

· сравнительно высокий уровень инфляции, при котором стоимость кредита превышает уровень рентабельности большинства предприятий и препятствует кредитованию обновления основных фондов, а также делает кредит практически недоступным для приобретения жилья и предметов длительного пользования подавляющим большинством населения;

· высокие темпы роста тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, а также все возрастающая стоимость медицинской помощи и образования.

Таким образом, эффект от существенного повышения объемов финансовых ресурсов, направляемых в социальную сферу, в значительной мере обесценивается в результате инфляционных процессов, а самое главное - не позволит ощутимо изменить ситуацию в области доходов населения, здравоохранении, образовании и ЖКХ из-за распыления средств по широкому кругу затрат. При благоприятной экономической конъюнктуре стратегическая задача повышения цены рабочей силы и перехода к расширенному типу ее воспроизводства разработчиками проекта федерального бюджета на 2006 год и прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу не только не решается, но даже не ставится в качестве стратегической цели социальной политики.

В 2006 году будет продолжена бюджетная политика, ориентированная на дальнейшую передачу расходных полномочий на уровень субъектов Федерации. В связи с этим по большинству составляющих социальной сферы все большая финансовая нагрузка ложится на бюджеты территорий.

Так, в 2006 году на территориальные бюджеты приходится 76,7% всех рассматриваемых социальных расходов консолидированного бюджета, в т.ч. 93,7% по ЖКХ; более 76% - на здравоохранение и образование; 65% - на социальную политику. В целом расходы на социальные цели в территориальных бюджетах составляет в
2006 году 8,7% ВВП, в федеральном – 2,6% ВВП, а в консолидированном – 11,3% ВВП. Эти показатели несколько ниже, чем в 2005 году. Имеющиеся данные свидетельствуют, что существенных сдвигов в социальной защите и поддержке населения через территориальные бюджеты не пока происходит (см. Таблицу 2).

Законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, включая принятие и реализацию Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, еще не обеспечено в полной мере сбалансированным финансированием всего круга потребностей регионов в социальной сфере. Например, 62 субъекта Российской Федерации имеют дотационные бюджеты. В этой связи уровни заработной платы работников бюджетной сферы, а также размеры тарифов в жилищно-коммунальной сфере существенно различаются по регионам.

Таблица 2

 

Структура бюджетного финансирования отраслей
социальной сферы в 2006 году

 

Отрасли социальной сферы Федеральный бюджет Бюджеты территорий Консолидированный бюджет
млрд.руб. в % к 2005 г. млрд.руб. в % к 2005 г. млрд.руб. в % к 2005 г.
Образование 206,0 133,3 678,5 106,4 884,5 111,7
Здравоохра-нение и спорт 145,6 176,4 461,6 115,7 607,2 137,2
Культура, кинематогра- фия, СМИ 50,4 130,8 103,9 130,6 154,4 130,8
Социальная политика 209,9 122,0 397,6 109,4 607,5 113,4

 

Кроме того, намечаемое в 2006 году повышение заработной платы работникам бюджетной сферы потребует значительных финансовых ресурсов за счет средств бюджетов субъектов Федерации. Однако в проекте федерального бюджета на 2006 год финансового обеспечения передаваемых полномочий не предусмотрено.

По мнению представителей законодательной и исполнительной власти ряда субъектов Федерации, у большинства территорий собственных доходных источников на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы недостаточно. Это потребует выделения из федерального бюджета дополнительной финансовой помощи на указанные цели.

Как свидетельствует структура расходов консолидированного бюджета, Россия относится к числу стран, в которых посредством государственных финансов перераспределяется сравнительно невысокая доля ВВП. Особенно низкий удельный вес затрат на социальные цели в структуре совокупных расходов так называемого «расширенного правительства» Российской Федерации[2]. Так, крайне низка доля расходов на здравоохранение, которая составляет всего 5% от совокупных расходов «расширенного правительства» России по сравнению с 17% в Австралии, 13% - в Австрии, Германии, Швеции, Италии, Бельгии, 14% - в Чехии и 12% - в Литве. Российский показатель - самый низкий среди стран Центральной и Восточной Европы.

Если же проводить сравнение по доле этих затрат в ВВП, то положение еще более неблагоприятное. В России эта величина составляет в последние годы чуть больше 3% ВВП, по сравнению с 6,7% в Германии, 5,8% в Дании, 6,6% - в Бельгии, 7,7% - в Швеции[3] (см. Приложение 1).

Аналогичная картина по финансированию образования. Доля расходов на образование в совокупных государственных расходах России составляла в последние годы около 8,1%, в структуре совокупных расходов так называемого «расширенного правительства» к ВВП – 3%. Для сравнения: в Австралии они равнялись в 2002 году 14,4% совокупных расходов «расширенного правительства» и 5,2% ВВП, в Дании – 15,3% соответственно и 8,8% ВВП, в Бельгии – 16,3% и 8,1%, в Швеции – 13,5% и 7,7%, в США – около 8% ВВП (см. Приложения 2 и 3)[4].


Что касается расходов на социальную защиту, то в России за последние пять лет они составляли примерно 25% совокупных правительственных расходов и чуть больше 9 % ВВП.

Справочно: в Бельгии данные расходы равнялись 45,3% общих расходов государства и 22% ВВП; в Швеции – 42% и 24% соответственно; в Германии – 46% и 25%, в Дании – 43% и 25% [5].

Таким образом, Россия выделяет на социальные нужды самую низкую долю средств среди стран Западной, Центральной и Восточной Европы - всего около 17% ВВП. Для сравнения, в странах Западной Европы социальные затраты составляют 30-40% ВВП, а в странах Центральной и Восточной Европы – 20-30% ВВП[6].

 

Повышение оплаты труда работникам организаций
бюджетной сферы

Повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в 2006 году будет осуществляться в рамках решения поставленной в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2005 год) задачи по повышению в течение трех лет доходов указанных работников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза.

Справочно:

В соответствии со 122 Федеральным законом, с 1 января 2005 года на федеральном уровне определяются размеры и условия оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений. С 1 января 2005 года размер тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки (ЕТС) был увеличен в 1,2 раза. С 1 сентября 2005 года осуществлено повышение размера тарифных ставок (окладов) ЕТС в 1,11 раза, что позволило увеличить размер заработной платы работников федеральных государственных учреждений в 2005 году в номинальном выражении на 33,3%, а в реальном выражении, по предварительной оценке, на 21%.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно, при формировании проектов бюджетов, определяют размеры и условия оплаты труда соответственно работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и работников муниципальных учреждений.

В проекте федерального бюджета на 2006 год индексацию заработной платы работников федеральных государственных учреждений в следующем году предусматривается провести в три этапа.

На первом этапе, с 1 марта 2006 года, увеличиваются тарифные ставки всех 18 разрядов на 8%, т.е. на прогнозируемую величину инфляции в 2006 году. Все тарифные ставки увеличиваются равномерно, межразрядные коэффициенты не изменяются. Это повышение предусмотрено как мера поддержания реальной заработной платы.

На втором этапе, с 1 мая 2006 года, предполагается провести дифференцированное повышение тарифных ставок по следующей схеме:

1-й и 18-й разряды – на 27,3%;

2-й разряд – на 19,3%;

3-й разряд – на 11,8%;

с 4-го по 17-й разряды – на 4,4-4,6%.

Такое повышение приведет к изменениям межтарифных коэффициентов у работников, имеющих разряды со 2-го по 17-й. При этом тарифная ставка 1-го разряда становится равной минимальному размеру оплаты труда – 1100 рублей, а соотношение между тарифными ставками 1 и 18 разрядов сохраняется в размере 1 к 4,5.

На третьем этапе, с 1 сентября 2006 года, повысятся тарифные ставки со 2-го по 17-й разряды (для 1-го и 18-го разрядов ЕТС не будет увеличиваться). Наименьшее повышение предусмотрено для второго разряда – на 3,8%, наибольшее – для 16-го разряда – на 7,8%.

Среднее повышение тарифных ставок на третьем этапе для 2-17 разрядов составит 6,8%.

В результате поэтапного повышения тарифные ставки Единой тарифной сетки увеличатся в среднем на 20% (от 20,1% у работников, имеющих 17 разряд, до 37,5%, у работников 1-го и 18-го разрядов).

По экспертным оценкам, предложенный механизм повышения оплаты труда работников бюджетной сферы не сможет обеспечить ощутимого приближения размеров основной части тарифных ставок ЕТС (с 1-го по 14-й разряд) к величине прожиточного минимума. Среднегодовое увеличение заработной платы, например, учителей 10-14 разрядов, составит всего 140-160 рублей, или 6,5-7,0%. Поэтому заявляемый уровень повышения ставки на 20% будет достигнут в лучшем случае во втором полугодии 2006 года.

Кроме того, среднегодовое повышение заработной платы у большей части работников бюджетной сферы составит не более 8-10%, что позволит лишь компенсировать инфляционные издержки.

При этом следует отметить растянутость во времени и низкие абсолютные размеры повышения заработной платы у бюджетников, что на фоне инфляционных ожиданий будет малоощутимым для семейного бюджета. Так, у работников 5 разряда повышение с 1 мая 2006 года составит лишь 59 рублей, а у работников 2 разряда повышение с
1 сентября 2006 года составит всего 44 рубля.

В этой связи представляется целесообразным дополнительно рассмотреть алгоритм повышения тарифных ставок ЕТС с целью упрощения процедуры и более весомого повышения размера заработной платы работников бюджетной сферы.

Проектом федерального бюджета на 2006 год предусмотрены средства на индексацию в размере 15% фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов с целью повышения денежного содержания государственных гражданских служащих.

В части повышения денежного содержания судей и связанных с этим выплат пожизненного содержания и пенсий проектировки федерального бюджета на 2008 год исходят из проведения индексации с 1 июля 2006 года в 1,32 раза.

Индексацию денежного довольствия военнослужащих предусмотрено осуществить с 1 января 2006 года на 15%.

 

II. Финансирование отраслей социальной сферы

 

Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в проекте федерального бюджета на 2006 год определены в сумме 643,65 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составит 0,2 процентных пункта и достигнет 2,65% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшится на 0,8 процентных пункта: с 15,0 до 14,2% (см. Таблицу 3), что по крайней мере в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.

 

 

Таблица 3

 

Динамика расходов на финансирование социальной сферы
в федеральном бюджете в 2005-2006 гг.

Раздел 2005 г. (закон) 2006 г. (проект) Темпы роста, %
млрд. руб. % к расходам (всего) % к ВВП млрд. руб. % к расходам (всего) % к ВВП
всего расходов на отрасли социальной сферы 465,19 15,0 2,45 643,65 14,2 2,65 138,3
в том числе:              
ЖКХ 8,64 0,3 0,05 31,63 0,7 0,1 в 3,01 раза
образование 155,34 5,1 0,8 206,03 4,8 0,8 132,6
здравоохране- ние и спорт 85,67 2,8 0,5 145,84 3,4 0,6 170,0
культура, кинематогра- фия, СМИ 39,17 1,3 0,2 50,45 1,2 0,2 139,1
социальная политика 167,37 5,5 0,9 209,9 4,9 0,9 125,4

Расходы на ЖКХ. Расходы федерального бюджета по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в размере 31,63 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,07 раза.

Расходы данного раздела в основном носят инвестиционный характер и будут обеспечивать реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" (23,08 млрд. рублей) по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе обеспечением жильем молодых ученых, судей, беженцев и вынужденных переселенцев, а также восстановление жилья в Чеченской Республике.

Поставленная Президентом Российской Федерации задача увеличить в 2007 году на треть объемы жилищного строительства требует уже в 2006 году решать сложные проблемы ипотечного кредитования, для чего потребуются дополнительные ресурсы и в федеральном, и в территориальных бюджетах.

Расходы на образование. Расходы на образование предусмотрены в размере 206,03 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование связан с планируемым улучшением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%).

Инвестиции в данной сфере составят 13,3 млрд. рублей, которые обеспечивают выполнение федеральных целевых программ (ФЦП).

Справочно. В число ФЦП входят:

· "Развитие образования на 2006-2010 гг.";

· "Русский язык" (2006-2010 гг.);

· "Дети России";

· "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (2005-2009 гг.).

Предусмотрены рост оплаты труда работников образования, повышение стипендий, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер стипендии студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, был повышен с 1 сентября 2005 года до 600 рублей. В 2006 году минимальный размер стипендии данной категории студентов предусматривается сохранить на существующем уровне.

Стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций с 1 января 2006 года предусматривается повысить соответственно до 1500 рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов.

Предполагается увеличить в 2006 году размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей.

В 2006 году на эти цели выделяется 956 млн. рублей, в том числе 766 млн. рублей – на учреждения среднего профессионального образования и 189,7 млн. рублей – на учреждения начального профессионального образования.

Справочно:

Из общих расходов на образование на обеспечение предоставления профессионального образования предусматривается выделить в учреждениях:

· начального профессионального образования 6728,5 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 57,7%);

· среднего профессионального образования – 21840,8 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 6,9%);

· высшего профессионального образования – 158922,9 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 38,6 %);

· на переподготовку и повышение квалификации кадров – 3912,6 млн. рублей (прирост по сравнению с 2005 г. на 65,7%).

При формировании проекта федерального бюджета 2006 года были учтены дополнительные расходы на:

· увеличение денежного поощрения в размере месячного денежного оклада по воинской должности с 1 марта 2005 года военнослужащим, работающим на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений в сумме 37,4 млн. рублей.
- на повышение оплаты труда работников образования, занятых в федеральных государственных образовательных учреждениях гражданского назначения – 11 751,5 млн. рублей;

· повышение размера стипендий аспирантам, докторантам федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся и студентам начального и среднего профессионального образования в 1,5 раза с 1 января 2006 года - 1 785,1 млн. рублей;

· повышение размера стипендий Президента Российской Федерации и государственных специальных стипендий Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в 2 раза с 1 января 2006 года – 33,2 млн. рублей;

· обеспечение 48,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием, обмундированием, проездом на внутригородском, пригородном транспорте и один раз в год туда и обратно (с учетом ежегодного прироста численности этой категории детей на 10 процентов), во исполнение Послания 2005 года Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации - 617,4 млн. рублей;

· переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, в целях реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» - 498,4 млн. рублей;

· реализацию Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства - 28,3 млн. рублей;

· компенсацию расходов для оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работникам образования, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - 1 032,6 млн. рублей.

А также, в связи с введением в 2006 году в эксплуатацию в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) учебно-лабораторных площадей и общежитий, на увеличение численности обслуживающего персонала в количестве 1810 человек и коммунальные услуги - 62,6 млн. рублей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: