Развитие речи детей через театрализованную деятельность




 

Из всех…знаний и умений

самым важным, самым необходимым

для жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв

 

 

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

На практике мы видим, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, сверстников (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи дома – вообще редкость.

К моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3) Засорение речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5) Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

 

Всем известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

А театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.), совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

 

Задачи театрализованной деятельности:

1. Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.

2. Формировать грамматический и лексический строй речи.

3. Развивать навыки активной, разговорной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать выразительную, интонационную сторону речи.

5. Пополнять и активизировать словарь детей (за счет слов, обозначающих название предметов, действий, признаков).

6. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.

7. Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе.

8. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников.

 

В ходе работы по театрализованной деятельности, педагог использует для развития речи детей артикуляционную гимнастику, чистоговорки и скороговорки, загадки, различные упражнения на воображение, на напряжение и расслабление мышц, на имитацию движения. А также игры со словами и без слов, хороводные игры, подвижные игры с героями. Дети обыгрывают различные эпизоды сказок, потешек, стихов, показывают театрализованные представления.

 

Все это помогает не только развивать и совершенствовать речь детей, но и воспитывать творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

 

В детском саду используются различные виды театров, каждый из которых по - своему интересен и важен для развития ребенка.

 

Настольный театр

Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол.

Для спектакля рекомендуется брать сценки, специально написанные для показа их игрушками: «Матрёшка и Катя», «Игра в прятки», «Приключения игрушек» и другие. Подобные сценки для театра кукол можно придумывать самим или использовать отдельные сюжеты из детской литературы. Только надо помнить, что содержание их должно быть предельно простым, без трудных, невыполнимых для игрушек действий и движений. Такой театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения рук речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Пальчиковый театр

Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Каждый ребёнок, занятый в спектакле, работает только с одной куклой. Интонации, движения того или иного персонажа дети находят самостоятельно или с помощью взрослого. Спектакль хорошо сопровождать музыкой или песнями, которые знают дети.

 

 

Театр кукол би-ба-бо

(или театр «Петрушки»)

Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Кукла надевается так: на указательный палец – голова, а на большой и средний – руки или лапки. Если кукла тяжела для маленького ребёнка, то на помощь приходит гапит (деревянный стержень с удобной закруглённой рукояткой).

Кукольный театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх.

 

Театр теней

Теневой театр является радостным и желанным развлечением.

Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д. При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.

Теневой театр стимулирует инициативу детей в театрализованной деятельности, развивает фантазию, творческие способности, артикуляционный аппарат, побуждает к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог, развивает игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: