Алкоголизм и наркомания
Специалисты организаций, работающих с бездомными, отмечают высокий уровень алкогольной зависимости среди уличных бездомных, часто это становится главным препятствием на пути их возвращения в общество.
Важно различать две проблемы, связанные с алкоголизмом и наркоманией среди бездомных: в первом случае алкогольная и наркотическая зависимость может являться причиной бездомности (разрыва отношений с семьей, выселения), а во втором – последствием потери жилья и адаптации на улице. Сложно оценить, сколько бездомных потеряли жилье и социальные связи из-за алкогольной зависимости, но довольно точно можно сказать, что всеобщая алкоголизация уличных бездомных связана прежде всего со средой, в которой они оказываются, попадая на улицу.
Важно облегчить для бездомных прием в центры лечения людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Дать бездомным информацию о существовании таких центров и возможностях лечения.
^
Соблюдение личной гигиены
Многие уличные бездомные находятся в антисанитарных условиях. Невозможность соблюдать нормы элементарной гигиены вызывает различные болезни (педикулез, чесотка и др.) среди самих бездомных, а также риск распространения болезней среди других граждан. Другим следствием несоблюдения норм личной гигиены является социальная стигматизация и в результате невозможность получить целый ряд услуг, трудоустроиться.
Одной из базовых потребностей бездомного, удовлетворение которой необходимо, в том числе, для выхода из состояния бездомности, является возможность соблюдать нормы личной гигиены.
В городах с большим количеством бездомных целесообразно создать бесплатные дезинфекционные станции, а также дневные центры, где бездомный может принять душ, постирать, высушить или заменить одежду, поесть, получить информацию об услугах для бездомных.
|
В небольших городах достаточно одного такого дневного центра. Центры, для повышения эффективности своей работы, должны вести учет клиентов.
Информирование о дезинфекционных станциях и пунктах, где можно принять душ, должно осуществляться целенаправленно через доступные бездомным средства информации (на вокзалах, в других пунктах скопления бездомных). При информировании о других услугах нужно добавлять информацию о том, где бездомный может предварительно привести себя в порядок.
^
Взаимодействие с сотрудниками милиции
Именно сотрудники милиции, которые чаще всех встречаются с бездомными непосредственно на улице, могли бы стать источником информации для людей, попавших в сложную ситуацию, о службах, помогающих в решении проблем бездомных, а также осуществлять связь между людьми «на улице» и организациями, способствующими вертикальной мобильности. Потенциал милиции в качестве источника профилактической работы сложно переоценить. К сожалению, сегодня этот потенциал во благо не используется.
Милиция не знает, что делать с бездомными, в силу неопределенности полномочий и неразвитости общей системы профилактики бездомности и ресоциализации бездомных.
Из-за неразвитости системы специализированных социальных учреждений доставить бездомных некуда, вызов скорой зачастую ничего не дает. Сотрудники патрульно-постовой службы доставляют лиц без определенного места жительства в районные отделы милиции, снимают у них отпечатки пальцев, проверяют по базам данных причастность к нераскрытым уголовным делам. Никакой связи с организациями, оказывающими помощь бездомным, и с социальными службами нет. Бездомные отправляются обратно на улицу. В существующих условиях единственный способ убрать бездомных с участка для рядовых милиционеров –применить силу. Жестокое обращение со стороны милиции – одна из самых распространенных проблем для бездомных, часто серьезно ухудшающая их положение и состояние здоровья. Можно отметить следующие проблемы:
|
• сотрудники милиции отбирают документы, рвут справки;
• обвиняют бездомных в нераскрытых преступлениях;
• избивают;
• запрещают находиться в общественных местах (метро, подвалы, подъезды, вокзалы и т.д.), что в зимний период может привести к смерти бездомного от переохлаждения;
• недостаточное внимание на вокзалах уделяют случаям воровства, отказывают в помощи пострадавшим.
Есть ряд статей, позволяющих милиции привлекать к административной
ответственности практически любого бездомного. В частности, за проживание без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или жительства и за небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее за собой его утрату.
Милиция в работе с бездомными должна выступать в качестве службы быстрого реагирования и связи бездомного со службами помощи. Необходимо проводить специализированную работу с милиционерами, информировать их о службах помощи бездомным (сотрудник милиции может либо сам туда обратиться, либо сообщить контактную информацию бездомному). В милиции также должны быть адреса и контакты служб (хотя бы в виде брошюрок для распространения среди нуждающихся), куда могут обратиться люди, попавшие в сложную ситуацию и находящиеся на грани бездомности (например, в случае кражи документов, денег и билета на поезд). Многим можно помочь, предоставив элементарную возможность позвонить родным.
|
^
Медицинская помощь.
Исследователи выделяют следующие основные барьеры, препятствующие
доступу бездомных к медицинским услугам:
негибкость бюрократических процедур; негативное отношение со стороны медицинского персонала; отказ поставщиков услуг лечить бездомных. Отмечается также, что психические нарушения, алкогольная или наркотическая зависимость могут затруднить бездомным доступ к помощи, а также создать проблемы с соблюдением предписаний или сохранением необходимого для лечения длительного контакта с медицинским учреждением
Повысить уровень доступности медицинских услуг для бездомных может:
• повышение степени включенности в общую систему здравоохранения,
взаимодействие специальных учреждений для бездомных с системой медицинских учреждений (например, прием бездомных по направлению из специализированного учреждения);
• развитие системы предоставления альтернативных медицинских услуг,
например на базе учреждений для бездомных (в том числе услуг по длительному уходу и реабилитации), организация беспороговых пунктов оказания медицинской помощи, мобильных бригад для оказания первой помощи на улице;
• облегчение для бездомных доступа к услугам специалистов (психологов, психиатров, наркологов, пульмонологов и др.);
• определение в регионах порядка оказания медицинской помощи
бездомным и оплаты оказанных услуг. Принятию такого порядка может способствовать разработка методических рекомендаций Минздравсоцразвития России;
• контроль за отказами в оказании помощи, например организация в этих
целях горячих линий, куда бездомный может позвонить в том случае, если ему отказались помочь;
• работа с медперсоналом: проведение тренингов, разработка инструкций и служебных писем, регламентирующих работу с пациентами без регистрации и/или документов.
^
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБЩЕСТВО
Трудоустройство
Фактически трудоустройство является одним из основных способов ресоциализации бездомного. При этом в настоящее время бездомные могут рассчитывать в основном на временную или постоянную неофициальную работу. По данным исследований вовлеченность бездомных в криминальную активность крайне невысока –им не доверяют, считают ненадежными. Фактически они оказались в маргинальном положении не только в легальной, но в криминальной занятости.
Согласно данным обследования бездомных, проведенного в 2005 году, 43% опрошенных имели временные приработки, 13,6% – постоянную неофициальную работу, 2,8% — постоянную официальную работу При этом,безусловно, бездомные испытывают трудности при трудоустройстве, при обращении в службы занятости. Примеры социальных программ по трудоустройству бездомных единичны. Тому есть несколько объяснений:
1) бездомные, не имеющие никаких документов, удостоверяющих личность,не могут трудоустроиться на законных основаниях;
2) бездомные, не имеющие регистрации по месту жительства, часто не могут
найти работу, кроме самой низко квалифицированной. Кроме того, часто у бездомных утрачена трудовая книжка и документы об образовании;
3) препятствием к трудоустройству является отсутствие возможности соблюдать личную гигиену, а также одежды, в которой можно было бы пойти на собеседование и на работу;
4) проблемы при трудоустройстве могут быть связаны с наличием судимости;
5) можно предположить, что причиной трудностей с трудоустройством
является высокая степень алкогольной зависимости уличных бездомных.
При этом бездомные могут являться квалифицированными работниками. Многие из них - 65,7% опрошенных имеют профессиональное образование. Согласно данным исследования, лишь около 11% опрошенных бездомных не сообщили о профессии, которой они владеют, и своей квалификации.
Трудоустройство граждан, не имеющих места жительства, осуществляется через учреждения социальной защиты населения.
Чтобы решить проблему трудоустройства бездомных, можно рекомендовать целый ряд мер:
• присваивать статус безработного вне зависимости от места жительства;
• организовывать программы временной занятости бездомных с участием
домов ночного пребывания совместно с администрацией города и центрами занятости;
• организовывать специальные программы занятости для бездомных
• создавать условия для самостоятельного трудоустройства бездомных
(например, выделить помещение, где бездомный мог бы хранить вещи и где есть душевые, — для бездомных, ищущих или нашедших работу).
^