Тема: Международные посреднические операции.
План:
1.Экономическая целесообразность использования посредников.
2. Виды посредников.
3. Положение посредников на рынке.
4. Вознаграждение посредников.
Экономическая целесообразность использования посредников.
Посредники — это лица и фирмы, содействующие обращению товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Они способствуют совершению сделок купли-продажи, поставки, подряда, развитию арендных и лизинговых операций, обеспечению производственной и сбытовой кооперации, оказанию страховых, транспорт-
ных, туристических, бытовых и других услуг.
Практически невозможно найти область коммерческой деятельности, связанной с обменом товарами и услугами, в которой посредники не играли бы решающей роли. Посредники юридически независимы от произво-
дителей, потребителей и других посреднических организаций. Их связывают с ними договорные отношения.
Любая посредническая деятельность ведется предпринимателями с целью получения прибыли. Однако, несмотря на то, что посредники взимают за свои услуги вознаграждение, их привлечение дает изготовителям, продавцам и покупателям товаров и услуг следующие неоспоримые преимущества:
t посредники, действуя в определенном секторе рынка и специализируясь на определенном наборе товаров и услуг, быстрее, чем сами поставщики, могут найти фирмы, заинтересованные в приобретении данной продукции, обеспечив тем самым ускорение оборачиваемости производственного и торгового капитала;
t постоянно находясь в рыночной среде, изучая динамику спроса и предложения на товары и услуги, посредники могут заблаговременно ориентировать изготовителей, в каком направлении им следует развивать производство продукции и услуг, т. е. вести непрерывный маркетинговый мониторинг рынка;
|
t посредники вкладывают в сферу обращения собственный капитал, т. е. авансируют изготовителей товаров и услуг, создавая им условия для увеличения прибыли за счет экономии производственного капитала;
t посредники нередко принимают на себя финансовые гарантии исполнения платежных и других обязательств сторон, повышая надежность товарного обмена: кооперации, арендно-лизинговых операций и т. д.;
t по желанию продавцов, покупателей, кооперирующихся сторон и других участников рынка посредники могут оказать содействие в организации транспортировки грузов, их растаможивании и страховании;
t посредники повышают конкурентоспособность товаров, сокращая сроки их поставок путем продажи с созданных складов запаса продукции, осуществляя предпродажную доработку товаров и их техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды;
t достаточно эффективна роль посредников в рекламе товаров, которую они осуществляют с учетом национальных и других особенностей рынка;
t специализируясь на работе с определенным набором товаров, посредники способны за счет значительных объемов товарооборота снизить издержки обращения на единицу продукции.
Виды посредников.
В соответствии с положениями ГК ПМР посредники разделяются на следующие категории:
t коммерческие представители — выполняют поручения предпринимателей (принципалов) по поиску для них коммерческих партнеров и участвуют от имени принципалов при заключении договоров (ст. ГК ПМР);
|
t комиссионеры — содействуют по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими фирмами (гл. ГК ПМР);
t поверенные — содействуют по поручениям предпринимателей (доверителей) совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей (гл. ГК ПМР);
t агенты — совершают по поручению предпринимателя (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципалов, либо от имени и за счет принципалов (гл. ГК ПМР);
t дистрибьюторы — оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают товары продавцов путем заключения ими контрактов купли-продажи.
В зависимости от характера совершаемых операций торгово-посреднические фирмы можно классифицировать как чисто торговые, комиссионные, агентские и брокерские.
Особую роль во внешнеэкономической деятельности приднестровских организаций играют торгово-посред-
нические фирмы или дома, число которых во многих странах достигает нескольких сотен тысяч, а иногда и миллионов. В США, например, число торгово-посреднических фирм — 3 миллиона. Именно торгово-посредни-
ческие фирмы в подавляющем большинстве случаев являются иностранными контрагентами приднестровских организаций на внешних рынках.
|
Торговый дом — это тип внешнеторговой организации, осуществляющий экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг. В Великобритании, например, крупные торговые дома взяли на себя роль посредников.
Основными функциями торговых домов являются:
² организация сети специализированных предприятий и фирменных магазинов по розничной торговле товарами;
² оказание различных услуг в сфере бытового обслуживания, общественного питания, отдыха и т. п.;
² развитие новых услуг (интеллектуальных, по обучению кадров и др.);
² создание предприятий (в том числе и совместных) по производству товаров, техническому обслуживанию и ремонту этих изделий;
² осуществление закупок товаров за счет собственных средств, а также на условиях комиссии (консигнации), организации аукционной, комиссионной и посылочной торговли, продажи товаров по каталогам, других современных форм торговли;
² выполнение посреднических услуг предприятиям;
² строительство жилых домов, других объектов социального и культурно-бытового назначения;
² выполнение работ и услуг, связанных с их основной деятельностью.
Положение посредников на рынке.
Определяя свои взаимоотношения, посредник и продавец товаров исходят каждый из своих интересов. Так, посредник обычно хотел бы иметь как можно более широкую номенклатуру товаров, неограниченную территорию сбыта и исключительное, т. е. монопольное, право сбыта, чтобы ни сам продавец, ни другие посредники не создавали ему конкуренцию на рынке. Продавцы, наоборот, не всегда заинтересованы предоставить посреднику такую свободу.
Посредники делятся на несколько категорий по праву продажи:
t с неисключительным правом продажи (посредник имеет право сбывать товары по поручениям продавца на договорной территории, но продавец имеет право сбывать товар не только через этого посредника, но и через других, а также действовать самостоятельно);
t с исключительным (монопольным) правом продажи (продавец не имеет права самостоятельно или через других посредников сбывать на договорной территории товар, входящий в номенклатуру посредника);
t с преимущественным правом продажи (правом первой руки) (продавец в первую очередь обязан предложить товар посреднику с преимущественным правом продажи, а в случае отказа — предложить тот же товар другому посреднику или непосредственно покупателю).