Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Мораль – понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей.Первобытный человек не мог выжить в одиночку, а необходимость коллективного существования в тот период времени требовала определенных правил общежития, которыми должен был владеть каждый член рода. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись (становились традициями) определенные требования и нормы в поведении людей. Совместный труд требовал согласованного поведения, следования каждого и всех определенным правилам. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразно и сознательной деятельности. Многие элементарные требования морали, которые возникли в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время.Мораль изначально, в силу своего назначения, была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек –коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила общежития, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение. Биологическое наследование уступало место реализации социальных программ, в содержание которых, в качестве необходимого элемента, включалась мораль как механизм социальной преемственности. Возникнув из потребности в регулировании отношений между людьми и управлении общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных интересов, она имеет социальное содержание, является важнейшим признаком духовного мира человека как социального существа. Эта потребность существовала на всем протяжении развития общества, определяя его гуманистическую сущность.
|
В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода:
религиозный - возводящий мораль к божественному началу
натуралистический - выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции
социальный - рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В
первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу.
Исторические этапы развития морали:
I. На заре человеческого общества, когда интенсивно шел процесс биологического формирования человека, а элементы первичной социальной регуляции в праобщине были вплетены в биологическую, естественно-природную форму организации жизнедеятельности
2. Исторически первым типом становящейся социальности, достигшей развитой социальной организации, было родовое общество, а специфической формой социальной регуляции - архаический синкретический обычай - монообычай.
|
3. С переходом общества на следующую историческую ступень - позднеродовое общество - возникают первичные моралевидные признаки.
4. Завершающим этапом /сравнительно кратковременным относительно предшествующих исторических эпох/ "соперничества" двух типов социальной регуляции явилась эпоха военной демократии.
5. С переходом к классовому обществу мораль впервые в истории обретает самостоятельное значение, раскрывает собственную качественную специфику, отсюда берет начало длительный период исторического развития моральных систем.
6. Завершающим процессом становления стало появление этической рефлексии, высшей формы морального сознания
Признаки нравственного прогресса являются:
• возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования;
• усиление воздействия нравственных начал на все сферы общественной жизни;
• способность морали преодолевать конфликтные ситуации;
• повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма;
• дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки;