Как добиться глубины звучания микса?
#howtocreatemusic
Добиться глубины звучания микса при помощи реверберации, эквалайзера, задержки и других эффектов – задача непростая. Попробуем дать несколько полезных советов, которые помогут вам сделать микс более глубоким.
В реальной жизни мы слышим звук в трех измерениях, и, хотя стерео позволяет достаточно убедительно передать расположение источников звука слева направо, довольно часто мы сталкиваемся с трудностями при передачи «глубины», то есть ощущения того, какой звук находится к нам ближе, а какой – дальше от нас.
Очевидно, что близкие звуки должны быть громче, чем далекие – с этим проблем нет, но существуют и другие факторы, которые не получится передать при помощи одних лишь регуляторов громкости. Об этих факторах и пойдет речь в этой статье.
Эквалайзер для передачи расстояния
Если вы хотите какой-то звук или инструмент расположить на заднем плане микса, его нужно сделать не только тише, но и слегка прибрать высокие частоты, чтобы эмулировать эффект поглощения воздухом высоких частот.
Также можно слегка прибрать низкие частоты в области 150 – 200 Гц, чтобы усилить эффект дистанции. Если инструмент записывается вживую, есть смысл увеличить расстояние между инструментом и микрофоном при записи – это также усилит эффект расстояния.
Правильная реверберация
Реверберацию к удаленным звукам лучше применять достаточно рассеянную (diffuse reverb) – другими словами, без излишней детализации, и, опять-таки, слегка прибрать верхние частоты, также как вы сделали с источником звука.
Далекие звуки встречают на своем пути к нашим ушам больше отражающих поверхностей, чем близкие, так что к далеким звукам логично применять больше реверберации, чем к близким. Однако, с реверберацией следует обращаться осторожно, ибо тут легко перестараться. Особенно это касается плотных насыщенных миксов – в них стоит использовать реверберацию крайне аккуратно, чтобы микс не превратился в кашу.
|
Эхо
Совмещать эффект эха с реверберацией – это отличный способ передать расстояние, только не стоит путать эффект эха с обычной цифровой задержкой – в случае эха отражения должны быть приглушенные и значительно менее разборчивые, чем исходный сигнал
Модуляция
Такие эффекты как хорус (Chorus) также могут создать эффект удаленности, потому что делают звучание более размытым. Как вариант, можно продублировать сигнал два раза, и на дублях сместить питч примерно на 7 центов, на одном дубле вверх, на другом – вниз.
Контраст
Перспективу создает контраст. Поэтому, если какие-то звуки мы удаляем, делая их менее яркими и размытыми, то мы должны сохранить баланс и вывести более яркие, сухие звуки вперед. Не стоит делать ошибку, пытаясь вывести вперед все элементы – при таком миксе звукам на переднем плане станет тесно, а задний план останется пустым.
Задержки (Delay)
Попробуйте использовать эффекты задержки вместо реверберации, чтобы предоставить вокалу больше пространства. Или, как вариант, комбинируйте задержку с меньшим количеством реверберации, или используйте реверберацию с длинным pre-delay (в районе 90-110 миллисекунд). Поскольку близкие звуки должны звучать ярче, чем далекие, можно попробовать использовать более яркую реверберацию с более разборчивыми ранними отражениями.
|
Также часто бывает полезно использовать две разных реверберации: первую – с характерным звучанием, типа plate reverb, а вторую – богатую ранними отражениями. Таким образом вы можете сбалансировать характер ранних отражений с более отчетливым характерным звучанием plate reverb.
Аранжировка
Планируйте инструментовку и аранжировку таким образом, чтобы звуки, которые вы используете, не мешали сведению. Например, очень яркие синтетические пэды сложнее отодвинуть назад, чем более умеренно звучащие. Также, если бэк-вокал звучит более ярко, чем основной – явно что-то не так. Разумеется, есть исключения, но, как правило, основной вокал – это всё-таки основной вокал. Если добавить к бэк-вокалам реверберации, их будет проще отодвинуть.
Автоматизация эквалайзера
Вместо того, чтобы использовать автоматизацию изменения уровня громкости, попробуйте автоматизировать изменения параметров эквалайзера, чтобы прибрать узкую полосу конкурирующих частот в тот момент, когда вступает другой инструмент. Впрочем, ничто не мешает использовать эту технику в комбинации с легким понижением громкости. Самое сложное здесь – не перестараться с вырезанием частот, а то оно станет очевидным для слушателя, а это не то, чего мы пытаемся добиться.
Ну и напоследок
Попробуйте послушать, что получилось, из соседней комнаты, не закрывая дверь в студию. Если всё у вас получается хорошо, это будет слышно даже из соседней комнаты: общий баланс инструментов должен оставаться вполне читаем.