ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ ЛАБЛЮДЕНИЯ





Задание ТК №1 Разработка программы наблюдения на уроке/внеклассном мероприятии (10 баллов)

 

Те, кто работает над проектом, составляют лист наблюдения по выбранной проблеме.

Остальные выбирают цель наблюдения самостоятельно.

Критерии оценки наблюдения:

- грамотность составления листа наблюдения (по структуре) – 0 - 2,5 балла;

- указание цели (ее конкретность) проведения наблюдения и возраст детей – 0 – 0,5 балла;

- учет всех требований, предъявляемых к наблюдению – 7 баллов.

- снижаются баллы за несвоевременную сдачу работы – 1 балл за каждую неделю.

Прочитайте текст о наблюдении.

Составьте Лист наблюдения.

Правила оформления Листа наблюдения:

Лист наблюдения

Цель наблюдения _______________

Объект наблюдения _________________

Протокол наблюдения

Показатели, признаки объекта наблюдения Эту част таблицы оформляете на свое усмотрение (каким образом будете фиксировать данные)
   
   
   
   
   

 

Вопросы для формулирования выводов наблюдения:

  1. ___________________________________________
  2. ___________________________________________
  3. ___________________________________________

НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение — это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.

Восприятие и наблюдение неравнозначны. Восприятие — это психический процесс, в то время как диагностическое наблюдение — это метод познания педагогических процессов. Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании педагога отображаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, его количественно-качественные и другие переменные.

От обычной фиксации событий наблюдение как метод диагностики отличается тем, что ведется по специальному плану, каждый факт фиксируется по продуманной системе, во избежание субъективизма фиксированию подлежат все наблюдаемые факты, а не только те, что совпадают с гипотезой наблюдения, факты и события фиксируются сразу после наблюдения. Наблюдаться могут поведение учащихся, проведение урока, общий распорядок работы школы, воспитательная работа учителей, поведение и настроения учащихся и т.д.

 

К наблюдению предъявляются следующие требования:

1) наблюдение должно быть целенаправленным (например, целями наблюдения могут быть выявление каких-то личностных характеристик, проявляющихся в поведении и действиях человека; проверка частоты каких-то явлений или фактов; определение характера и степени влияния каких-то педагогических действий на состояния учащихся и т. п.);

2) наблюдение должно проводиться по заранее разработанному плану (программе), в котором детализируются и точно определяются объект, предмет, цель, выявляемые параметры и характе­ристики предметов и явлений (критерии и показатели), предполагаемый результат (модель явления или процесса);

3) количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным и строго соответствовать цели наблюдения, а время и длительность наблюдения — точно определены;

4) заранее должны быть разработаны процедура наблюдения и форма фиксации наблюдаемых фактов (протокол наблюдения) и формулирования промежуточных выводов;

5) объекты должны наблюдаться в естественных для них условиях и через равные промежутки времени;

6) получаемые сведения должны подвергаться сравнению, измерению и систематизации;

7) наблюдатель должен знать причины появления ошибок в наблюдении и способы их минимизации.

 

Выделяют несколько организационных этапов наблюдения.

Выделяют следующие этапынаблюдения:

1. Определение цели наблюдения (Зачем будем наблюдать?).

2. Объект наблюдения (Что будем наблюдать?).

3. Способ наблюдения (Как будем наблюдать).

4. Способ регистрации (Каквести регистрацию, записи?).

5. Обработка полученной информации (Каков полученный результат?).

 

- выбор объекта наблюдения (личностные характеристики, проявляющиеся в поведении и действиях человека; поступки, характеризующие какие-то закономерности в формировании личности; любые наблюдаемые предметы и явления) и установление контингента наблюдаемых лиц;

- составление плана наблюдения, для чего определяются параметры наблюдаемых объектов, время и место наблюдения;

- подготовка протокола наблюдения;

- проведение наблюдения и ведение протокола – в протокол записываются ТОЛЬКО те факты, которые имеют непосредственное отношение к цели;

- оформление результатов наблюдения (группировка, классификация, подсчет полученных данных);

- обобщение результатов и формулирование выводов по ним. Для того чтобы на основе наблюдения можно было сделать выводы и принять практические решения, результаты наблюдения должны отвечать требованиям надежности и обоснованности.


ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ ЛАБЛЮДЕНИЯ

НО!!! Это не образец для выполнения! Ориентируетесь на то оформление, которое указано выше!!!

 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ № 1 Мотивация к изучению предмета

Цель наблюдения: Определить мотивацию учащихся к изучению предмета.

Объект наблюдения: поведение учеников в классе

Лист наблюдения:

1. Наблюдайте поведение учеников в классе и контакт с учителем. Например: - активность на уроке, заинтересованность в выполнении задания, взаимодействие с другими участниками учебного процесса.

2. Записывайте свои комментарии в правую колонку таблицы.
Имя ученика Мотивация Мотивация Комментарии
       

Интерпретация данных:

Выписываются все мотивы учащихся к изучению предмета и поясняются возможные причины появления данной мотивации.

 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ № 2 Средства обучения (вспомогательные / дополнительные)

Цель наблюдения: описать функции и определить значение вспомогательных / дополнительных средств обучения на уроке

Объект наблюдения: средства обучения

Лист наблюдения:

1) в колонке Применение отмечайте частоту использования того или иного средства:

2) в колонке Деятельность учащихся кратко описывайте, что делают учащиеся, работая с тем или иным средством (если испытывают затруднения или не выполняют задание, фиксируйте данные) ____________________

Средства обучения Примечание Деятельность учащихся
     

Интерпретация данных:

1) Использовались ли неосновные средства обучения?

2) Они были разнообразные? Привлекательные? Современные?

3) Вы наблюдали использование технических средств обучения (каких) или средств, не требующих специальной техники?

4) В какой части урока дополнительных средств было больше (начало, основная часть или окончание урока? С чем это связано?

5) С какими средствами учащиеся работали с большим интересом?

6) Привлекались ли учащиеся к самостоятельной работе с дополнительными средствами?

7) Как вы думаете, какого эффекта добивался учитель, включая в урок средства обучения дополнительные к УМК?

 

 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ № 3 Обращение учителя к учащимся в ходе урока

Цель наблюдения: определить основные способы обращения учителя к учащимся в ходе урока

Объект наблюдения: способы обращения учителя к учащимся.

До урока: нарисуйте схему расположения столов в аудитории. Каждый квадратик будет обозначать стол учащегося и самого учащегося, сидящего за столом.

Лист наблюдения:

1. Убедитесь, что вы сидите достаточно удобно для того, чтобы вести наблюдение за тем, как учитель обращается к учащимся - по именам, жестами, поддерживает визуальный контакт, вербальными способами и т.д.

2. В течение некоторого времени на уроке отмечайте на схеме (в нужном квадратике, например +) каждое обращение учителя к ученикам.

3. Поскольку учитель называет учеников по именам, у вас будет возможность обозначить это в схеме и запомнить, кто из учащихся где сидит.

4. Обозначьте на схеме пол учащихся.

5. Используя сокращения, постарайтесь зафиксировать способы обращения к учащимся (улыбка, взгляд, имя, жест и т.д.).

Интерпретация:

1. Поделитесь результатами наблюдения с учителем.

2. Какие способы доминировали? Были ли такие учащиеся, к которым учитель обращался больше, чем к другим? Почему?

3. Позволяет ли расположение столов в классе равномерно охватывать весь класс вниманием?

4. Есть ли в классе категория учащихся, к которым учитель обращается больше или меньше раз в течение урока?

5. Слабые учащиеся недоступны вниманию учителя?

6. Есть ли разница в обращении к учащимся в разных классах?

7. Обратите особое внимание на использование имен при обращении к учащимся. В целом, какие задачи могут быть решены через использование имен учащихся на уроке?

 

 





Читайте также:
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.