Г.
Тема. Акварельные техники. Упражнения на растяжку цвета.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами изучим несколько акварельных техник, а также, выполним упражнения для закрепления изученного материала.
Внимательно изучаем материал: В Древнем Египте рисовали отточенной палочкой с кусочком верблюжьей шерсти на конце красками из размельченной земли. Это и была первая техника акварели, которой уже около четырех тысяч лет. С тех пор акварельная живопись прочно вошла в употребление в Европе.
Само слово «акварель» имеет латинский корень “aqua” - вода. Поэтому главный принцип техники рисования акварелью - это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги.
Для художника имеется выбор из существующих техник рисунка акварелью:
- aкварель по-сухому (итальянская акварель);
- акварель по-мокрому (английская акварель);
- комбинированная (смешанная) техника;
- акварель по фрагментарно увлажненной бумаге.
Акварель по-сухому (Итальянская акварель)
Acquarello – это слово звучит музыкально для уха. Наносятся слои краски (один, если это однослойная акварель) или несколько (если это лессировка) на сухой лист бумаги.
«Акварель – это нежное обещание масла», и эта техника прямое тому подтверждение.
Тональность краски гуще, цвета ярче, мазки видны словно рисунок написан маслом. Основная трудность в том, что если масло все стерпит, работу можно подкорректировать, то в акварели ошибаться практически нельзя. У итальянцев даже есть термин “A la Prima”, то есть «в один прием». Картина пишется без этапов. Чистыми, неразведенными цветами надо смело схватить суть, сделать зарисовку с натуры.
|
Шаги художника в технике акварель по-сухому:
1. нанесение контурного рисунка, разработка теней;
2. акварель в один слой, или лессировка;
3. мазки непрозрачные, мозаичные, точные;
4. избегать грязных наплывов, большая скорость работы.
У кого поучиться итальянской манере: Российская академическая живопись XIX века. Например, «Итальянский пейзаж» А.А.Иванова, хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Акварель по-мокрому (Английская акварель)
Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)
Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность – непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.
Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
1. добавление воды в краски;
2. смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
3. обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
4. удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
5. рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
6. просушивание рисунка от 2-х часов;
7. проработка элементов переднего плана (если требуется).
У кого поучиться английской манере: у блистательного английского живописца Уильяма Тернера. По свидетелям современников, он создавал сразу по четыре рисунка в этой технике «с удивительной, чудовищной скоростью».
Из российских художников примером является рисунок Максимилиана Месмахера «Вид Кельнского собора».