с педагогическим коллективом




Учебно-просветительская работа

Орешина А.В., педагог-психолог

Ющенко С.Г., соц.педагог

МОУ СОШ с.Озёрки

 

Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов школы и носит системный характер. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях: индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы.С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости. Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психолог, логопед, фельдшер и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.

Методическое объединение классных руководителей (МО), направлено на оказание помощи педагогам-предметникам, классным руководителям в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем ребенка.

Заседания носят практическую направленность и проводятся в различных формах: тренинги, дискуссии, деловые игры, педагогические мастерские. Учителям предлагается методический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы.

социально-педагогические консультации включают в себя вопросы социального и педагогического характера направленные на решение конкретной проблемы; выступление на педагогических советах, рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся социализации личности учащегося, а так-же педагогический совет направлен на решения проблемы учащегося и роль социального педагога заключается в стратегии решения проблемы в интересах ребенка.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога обусловлено, прежде всего тем, что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель работы – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

На основании социальных паспортов класса, составленных классными руководителями, социальный педагог формирует списки семей

«группы риска», в которых уже изначально заложены социальные проблемы.

Это неполные семьи, где дети обделены вниманием, безнадзорны.

Это малообеспеченные, многодетные, где родители не могут обеспечить детям полноценное питание, отдых летом, занятие в секциях, кружках. Опекунские семьи, где по мере взросления детей опекаемых возникают конфликтные ситуации, проблемы во взаимоотношении с опекунами.

Семьи детей инвалидов, которые нуждаются в особой поддержки.

Но особенно пристального внимания и изучения требуют

неблагополучные семьи, где дети находятся в неблагоприятных социальных для их развития условиях.

Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми «группы риска». Без организации и мобилизующей помощи (которую им не могут предоставить родители в неблагополучных семьях) дети не в состоянии преодолеть трудности. В семьях они терпят грубость, пьяные разборки родителей, рукоприкладство.

Такие дети, как правило, уже в начальных классах демонстрируют трудности в общении, в учебе, они быстро утомляются, не способны к длительным нагрузкам, более раздражительны. В подростковом возрасте они начинают прогуливать занятия, предпочитают улицу, где подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми можно самоутвердиться.

Проблемы детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях

и отношением к ребенку в семье. Поэтому профилактическая и коррекционная работа проводится одновременно в течение ни одного года и с детьми и их семьями.

На первом подготовительном этапе идет сбор информаций о семье и социальном окружении ребенка с помощью несложной социально – педагогической диагностики:

· Изучение личных дел

· Опроса, анкетирования

· Контактных бесед, наблюдений, посещений семей

Его выполнение полностью ложится на плечи классного руководителя и социального педагога. На каждую конкретную семью и ребенка заводится «папка семьи», в которой фиксируется вся информация и дальнейшая совместно проводимая работа и классного руководителя, и социального педагога

На втором организационном этапе вся собранная информация обобщается, анализируется, выявляются ресурсы семьи, проблемы, негативно влияющие на ребенка, составляется план индивидуальной профилактической и коррекционной работы. На протяжении уже нескольких лет самой большой группой неблагополучных семей является группа, где оба родителя злоупотребляют алкоголем или неполные семьи, где пьет мать.

Третий этап социально педагогического сопровождения – это реализация планов коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. И классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении проблем. В совместной работе используются уже проверенные формы и методы работы:

· Социально – педагогические беседы

· Консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности

· Обязательный патронаж семей

· Метод кризисного вмешательства

· Применение при необходимости строгих мер

Социальным педагогам готовятся документы на КДН, ПДН, в охрану прав детства.

Наша не менее важная задача оказать помощь ребенку в этой семье, защитить его, научить жить, бороться с трудностями. А главная цель взаимодействия классного руководителя и социального педагога – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях в воспитании и обучении, основанное на доброжелательном отношении.

Помощь подростку объединяет нас, хотя каждый из нас в этой работе выполняет свою функцию. Классный руководитель владеет информацией об учащихся, о его семье, досуговой занятости, о здоровье, круге общения, он знает проблемы детей и обращается за помощью к социальному педагогу, психологу.

Для выявления причин девиантного поведения, неуспешности в учебе, пропусков занятий, бродяжничества, агрессии, конфликтности с учителями, учащимися, совершение правонарушений составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений, которые заполняется раз в четверть совместно классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом.

В процессе социально – педагогического сопровождения проводится промежуточный мониторинг посещения занятий, успеваемости и сведений о совершенных проступках и правонарушениях.

Так же для определения причин и возникновения проблем у ребенка совместно с классным руководителем посещаются семьи ученика, составляются акты социально – бытовых условий его проживания, условий воспитания и взаимоотношений в семье.

Такой тщательный сбор информаций о ребенке и его семье помогает выявить причины проблем и разработать план индивидуальной реабилитационной и профилактической работы, в которой мы должны предусматривать степень эффективности и результат, а это:

· возможность получения образования

· обеспечение благополучия, развития ребенка

· защита его прав и интересов

Трудностей у детей «группы риска» действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле, внимании и помощи. Исходя из проблем учащихся, определяются наиболее эффективные направления, формы и методы работы социального педагога и классного руководителя:

*материальная необеспеченность неблагополучных семей отрицательно влияет на здоровье и развитие детей, поэтому все дети обеспечены бесплатным питанием, посещают все развлекательные мероприятия бесплатно, многие семьи получают адресную помощь (вещами, постельными принадлежностями, мебелью, дровами)и.т.д.

*Как правило, дети из неблагополучных семей имеют низкую учебную мотивацию, пропускают уроки. Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в школе, могут вовремя не разбудить ребенка утром не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость. Поэтому совместно с классным руководителем осуществляется контроль посещаемости и успеваемости детей через ежедневный контроль посещаемости и выяснения причины пропуска занятий. Поддерживается связь с медработниками.

*По результатам проводятся беседы с учеником, учителем – предметником, администрацией, инспектором ПДН, организуется помощь по ликвидации пробелов в знаниях, включающую индивидуальные дополнительные занятия, зачеты. Итоги четверти успеваемость и посещаемость фиксируются в информационном листе, который заведен на ребенка.

Для профилактики безнадзорности контролируем занятость учащихся во внеурочное время. Беседуем и привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и спортивных секциях.

Особое внимание уделяем занятости детей в летние каникулы. Классные руководители подают информацию о предварительной занятости. Социальный педагог оказывает помощь родителям в устройстве детей в пришкольные и загородные лагеря по бесплатным путевкам через центр помощи семьи и детям. Ежегодно 4-5 учащихся отдыхают в летних оздоровительных лагерях бесплатно, организованная летняя занятость составляет 85%, внеурочная занятость 60%

Некоторые дети из неблагополучных семей проявляют агрессивность в отношениях с ровесниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.

В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как социального педагога, так и классного руководителя. И осуществляется оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.

Тем более, что любая проблемная ситуация создается несколькими участниками, а не одним ребенком. Это может быть учитель, одноклассник, семья или кто-то из его близкого окружения.

Поэтому в своей практике мы решаем возникшую проблему со всеми ее участниками с всякими вариантами решений, чтобы дать возможность ученику осмыслить ситуацию и собственное поведение.

Классные руководители привлекают педагогически запущенных школьников к организации общих дел класса, дают разовые поручения. Именно в общественной работе улучшается характер межличностных отношений трудного ученика с товарищами по учебе, изменяется его поведение, формируются положительные морально-волевые качества и навыки подчинения сознательной дисциплины

Такие приемы и формы совместного педагогического воздействия на трудного школьника дают позитивные результаты. За последние 3 года на учете в ПДН не стоит ни один ребенок из неблагополучных семей, заметна тенденция понижения нарушителей дисциплины.

Обобщая вышесказанное, хочу отметить, что от совместной деятельности социального педагога и классного руководителя, учителя предметника многое зависит в работе с неблагополучными семьями и детьми, но нельзя игнорировать тот факт, что без помощи специалистов охраны прав детства, инспектора ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних, мы не смогли бы решить многие жизненно важные проблемы семьи и детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: