ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ




«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Доклад по дисциплине: История садово-паркового искусства

На тему: Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

 

 

Выполнил: Ефанова Е. Н.

гр. ЛА/м 20-1-о

 

Проверил: доц. Попкова М.Д.

 

г. Севастополь 2020


 

Идея создать неповторимый, не имеющий аналогов в мире дворцово-парковый ансамбль Петергоф, принадлежит великому императору Петру I. Комплекс планировалось использовать в качестве загородного дома царской семьи.

Строительство его началось в 1712 году. Изначально работы по возведению ансамбля проводились в Стрельне. К сожалению, воплотить в реальность задумку императора в этом месте не представлялось возможным из-за проблем с подачей воды к фонтанам. Инженер и гидротехник Бурхард Минних убедил Петра I передвинуть строительство комплекса в Петергоф, где природные условия идеально подходили для круглогодичного использования фонтанов. Работы были перенесены и велись ударными темпами. Торжественное открытие дворцово-паркового ансамбля Петергоф произошло в 1723 году. Уже тогда был возведен Большой Петергофский дворец, дворцы – Марли, Менажери и Монплезир, были приведены в действие отдельные фонтаны, кроме того разбили и распланировали Нижний сад.

Формирование Петергофа не завершилось при жизни Петра I, а продолжалось вплоть до начала ХХ века. После Октябрьской революции комплекс стал музеем. Великая Отечественная война стала трагическим моментом в истории дворцово-паркового ансамбля. Войска фашистов оккупировали Ленинград вместе с его пригородами, большинство строений и фонтанов Петергофа были уничтожены. К настоящему моменту удалось восстановить практически весь комплекс. Центральную нишу в композиции дворцово-паркового ансамбля Петергоф занимает Большой дворец. Это одно из старейших зданий, размеры которого изначально были сравнительно небольшие. В период правления Елизаветы I в облике дворца произошли значительные изменения. К нему достроили несколько этажей, а в фасаде здания появились элементы барокко. В Большом дворце находится порядка 30 залов, интерьеры каждого из которых имеют неповторимые украшения из живописи, мозаики и золота. Прямо перед Большим Петергофским дворцом раскинулся Нижний парк. Композиция Нижнего сада исполнена во французском стиле. Сам парк представляет собой вытянутый треугольник, аллеи его также имеют треугольную или трапециевидную формы. В центре Нижнего сада прямо перед Большим дворцом располагается Большой каскад. Он включает в себя комплекс фонтанов, позолоченные античные статуи и водопадные лестницы. Главную роль в композиции играет фонтан Самсон, струя которого бьет на 21 метр в высоту. Функционирует он с 1735 года. В западной стороне Нижнего парка главной постройкой является дворец Марли. Он представляет собой небольшое здание, состоящее из двух этажей, с высокой крышей. Фасад дворца весьма изящный и утонченный за счет балконных решеток из тонкого кружева. Расположен он между двух прудов на искусственном островке. От дворца Марли тянутся через весь сад три аллеи, играющие немаловажную роль в композиции всего ансамбля.

Неподалеку от дворца раскинулся великолепный каскад Золотая гора, представляющий собой позолоченные ступени, с которых вниз стекает вода, и два высоких фонтана. В восточной стороне Нижнего парка прямо на побережье Финского залива расположен дворец Монплезир. Выполнен он в голландском стиле. Монплезир – это изящное длинное одноэтажное строение с огромными окнами. Рядом с дворцом раскинулся роскошный сад с фонтанами. Сейчас в здании находится большая коллекция картин XVII-XVIII веков, которая доступна для посетителей. Симметрично дворцу Монплезир построен Петергофский Эрмитаж. Во времена Петра I здесь проводились поэтические вечера, устраивались застолья и праздники. В настоящее время в здании находится музей. Другие достопримечательности Нижнего сада это множество фонтанов:

Фонтаны «Адам» и «Ева». Находятся в разных концах Марлинской аллеи. Примечательны тем, что сохранили свой неизменный вид еще со времен императора Петра I.

Фонтан «Пирамида». Является одним из самых впечатляющих и оригинальных сооружений Петергофа. В центральной его части мощная струя, бьющая вверх на большую высоту, чуть ниже ряд струй формирует 7 последовательных уровней.

Каскад «Шахматная гора». Наверху расположен грот и три статуи драконов, из пасти которых вытекает вода. Она проходит по четырем уступам, выполненным в форме шахматной доски, и стекает в небольшой круглый бассейн.

«Львиный» каскад. Расположен в дальней части аллеи, ведущей от Эрмитажа. Ансамбль исполнен в виде храма Древней Греции с высокими колоннами. В центре находится скульптура нимфы Аганиппы, а по бокам фигуры львов.

«Римские фонтаны». Построены симметрично слева и справа от каскада «Шахматная гора». Их воды взмывают вверх на 10 метров.

Верхний парк является неотъемлемой частью дворцово-паркового ансамбля Петергоф и располагается за Большим Петергофским дворцом. Он был разбит еще при правлении императора Петра I и служил ему огородом. Нынешний облик парка сформировался к концу XVIII века. Именно тогда здесь начали работать первые фонтаны.

Фонтан «Нептун» является центральным звеном в композиции Верхнего сада. Он представляет собой композицию, в середине которой находится статуя Нептуна. Вокруг него на небольшом гранитном пьедестале расположено еще порядка 30 фигур. Вода стекает в большой пруд, имеющий форму прямоугольника. Еще одним примечательным местом верхнего парка можно назвать фонтаны Квадратных прудов. Их бассейны, по замыслу архитекторов, еще со времен Петра I используются в качестве накопителей для подачи воды к Нижнему парку. На сегодняшний день главное место в композиции занимают статуи «Весна» и «Лето».

Русские усадьбы отличает большая свобода и естественность. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Кроме того, русские усадебные парки и сады отличает особенная лиричность. Это достигается их небольшими размерами и строго выдержанной соразмерностью всех парковых построек человеку. Гроты, беседки, скамьи только подчеркивают эту соразмерность. Придает своеобразную естественность и совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними.

Ничего не пропадало даром у домовитого русского помещика. Так из земли, полученной после рытья прудов, насыпались целые горы, называемые по тогдашней моде Сионом или Парнасом.

Дворцово-парковый ансамбль Петродворца — одно из высших достижений русской национальной культуры, прекрасный пример органического синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства. Он обладает богатейшей коллекцией русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства XVIII - начала XX в. Более двух столетий, из года в год, с начала лета и до самой осени, дворцы, фонтаны и парки Петергофа предстают великолепным зрелищем, где с подлинным триумфом достигнут союз архитектуры, ландшафтного искусства и скульптуры. Каждая деталь, любая часть или фрагмент ансамбля Петергофа - выдающееся творение первоклассных мастеров Европы и России, по красоте и мощи художественного воздействия сравнимые с лучшими произведениями мирового искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: