Кругами намечаем глазные яблоки (глаз человека имеет шарообразную форму), сверху на них попозже наложим веки.




Намечаем ухо, оно приближено по размеру к длине носа. Крупные лобные бугры показываем пока плоскостями - это будет смягчённый переход от висков ко лбу.

Рот по ширине обычно равен расстоянию между зрачками, поэтому от условного центра глазных яблок спускаем вертикальные направляющие до линии рта - это углы губ. Ширину верхней и нижней губ пока намечаем лёгкими штрихами. Переднюю плоскость подбородка строим в соответствии с поворотом головы, относительно носа и рта. Обозначим раскрытие боковых частей подбородка и рубленой формой покажем провисающую часть мышц под подбородком.

Покажем линию роста волос в соответствии с большими формами головы. Верхнюю часть головы, там, где волосы, прорисуем чуть подробнее рублеными формами. Отдельные кудряшки рисовать не нужно - только большую, общую форму.

 

4). Разбираем подробнее большие плоскости и формы. Например, плоскость лба разделяем на 2 зоны: надбровную и лобную. Надбровная зона представляет собой своеобразный козырёк, состоящий из 3 плоскостей: передней прямоугольной и двух треугольных боковых. Лобная часть, таким образом, будет выглядеть отдельным объёмом. Проложим осевую линию середины лица по вновь образовавшимся формам более внимательно.

Объём волос покажем единой большой формой - оденем их на голову как каску.

Нос разделим по передней плоскости на 3 отдельных части - от надбровья до переносицы, от переносицы до кончика носа и переднюю площадку кончика носа. Намечаем размер и характер ноздрей. В соответствии с носом, рисуем основные объёмы в ухе: ушное отверстие, мочку, верхний гребень.

Находим движение формы общего массива нижней части лица - от ноздрей в стороны и вниз к свисающим у краёв рта мышцам. Отделяем сами эти мышцы от плоскости лица и намечаем их объём (переднюю и боковую плоскости). Рисуем едва касаясь карандашом бумаги носогубную мышцу.

Определяем форму подбородка (квадрат со скруглёнными углами), разбираем его по форме на основные плоскости - верхняя, фронтальная, боковые, рисуем их в соответствии с перспективными сокращениями.

В скулах находим саму скуловую кость, её толщину и направление по движению от лицевой части головы к уху, отделяем жевательную мышцу от плоскости щеки (мышца у угла нижней челюсти).

Находим разрез глаз, определяем какого типа из существующих 3 разрез глаз у нашей модели: кошачий (внутренний угол глаза ниже внешнего), классический (оба угла глаза находятся на одной высоте) или европейский (внешний угол глаза ниже внутреннего). Обозначаем ромбовидное раскрытие глаза модели, характер верхнего и нижнего века и видимую толщину века.

Форму век и разреза глаз тоже лучше рисовать более угловатыми формами, а потом скруглить там, где нужно, иначе можно не попасть в характер и модель будет выглядеть не конкретным персонажем, а среднестатистическим лицом.

Укладываем по лицевой части разрез губ (м-образная линия рта), для этого отделяем площадку носогубного фильтра (под носом) от боковых поверхностей всей верхнечелюстной массы. Намечаем форму мышцы под нижней губой. Соответственно им, укладываем верхнюю и нижнюю губы. Верхняя губа значительно тоньше нижней, на ней покажем 2 плоскости у углов губ и 2 плоскости, сходящиеся в выступающей вперёд части. В нижней губе обозначим 2 небольших округлых мышечных «подушки».

Лёгким тоном начинаем отделять теневые части головы от освещённых.

6). Внимательнее разбираемся с объёмами лицевой части. Скулу дробим на небольшие плоскости, укладывающиеся по её форме и движению, подчёркиваем движением этих плоскостей основные лицевые направления. Это нужно для понимания, какие из частей лица как будут выглядеть в сокращении, как они будут освещены и для передачи основных особенностей строениям формы данной головы.

Чуть плавнее по форме и точнее рисуем глазные веки, отделяем слёзную железу от движения век, проверяем сокращение дальнего глаза в повороте относительно ближайшего. Вспоминаем, что верхнее века должно накрывать нижнее, иначе человек не сможет моргать))).

Обозначаем перегиб передней плоскости носа в переносице и боковую часть ноздри - усложняем форму. В ухе находим толщину хрящей и глубину ушного отверстия.

Большой яйцеобразной формой показываем шишки надбровных дуг и их передние площадки. На эти объёмы сверху накладываем брови. Помните, что брови у человека не лежат на одной плоскости, а перетекают с одной плоскости на другую - благодаря этому они и имеют характерный изгиб. Прорисовываем головку, тело и хвост брови, обозначаем объём брови, разделяя общую форму на фронтальные и боковые маленькие плоскости. Хвостик брови, сокращаясь, немного заходит на височную кость - брови достаточно длинные.

Основной объём мышц, находящихся под подбородком разбиваем по форме на более мелкие плоскости, в соответствии с особенностями модели, намечаем объём гортани.

7). Чтобы не запутаться в линиях и сохранить эстетику линейного рисунка, лучше сразу разбирать все линии по толщине и нажиму в пространстве. Ни одна линия не должна повторять другую - все разной темноты, толщины, резкости. Самая ближайшая к нам часть - кончик носа - самые тёмные и широкие линии, по мере удаления формы в пространстве, все линии бледнеют и становятся тоньше. Парные формы, например, глаза, губы, скулы и т.д., следует рисовать одновременно, чтобы не допустить лишних ошибок.

Можно начать чуть подробный тональный разбор: глубокие тени и отвёрнутые от света плоскости штрихуем по форме чуть более тёмным серым. На границе формы - на переломе плоскости - тень более тёмная, по мере удаления от слома формы - светлее. Таким образом, линии построения постепенно начнут растворяться в тоне. Это первый шаг к грамотной тональной моделировке гипсовой головы.

8). Постепенно, по мере прорисовки ослабляем ластиком все линии построения и распределяем тональные отношения в рисунке. Сразу определяемся, что в рисунке гипсовой головы будет самым тёмным, а что самым светлым. Зная это, можно смело распределять разнообразные серые оттенки по всей поверхности головы. Каждую плоскость штрихуем по форме, то есть по движению плоскости. Лучше наносить штрихи не слишком энергично, держа карандаш верхним хватом и поворачивая почти параллельно листу бумаги. В мягкую тушёвку лучше не уходить, чтобы сохранить направление и лёгкую фактуру штриха, так отдельные формы и объёмы головы будут выглядеть убедительнее и рисунок будет стремиться к академической трактовке.

Все плоскости формы головы решаем в разной тональности, в зависимости от их положения в пространстве и степени освещения. Большие части формы, например, боковую часть щеки, можно объединить единым движением штрихов.

Обратите внимание на то, что в голове есть как собственные, так и падающие тени, которые отличаются по тону. Также гипс имеет характерные признаки материальности, например, сильные светлые рефлексы - он как будто светится изнутри. Это тоже влияет на качество тона в тенях. Также у гипса проявляется характерное сгущение тени на границе света и тени в теневой части. Это стоит передать в рисунке.

9). Штриховку наносим мелкой сеточкой под острым углом, движение штрихов по форме. Тени, собственные и падающие, лучше рисовать параллельно, а полутени сравнивать с тенями и тональностью гипса в свету. Несмотря на то, что гипс белый, белой бумаги в рисунке не останется: определитель, где будет самый светлый блик (например, на кончике носа), всё остальное, в сравнении с ним - серое. Так и штрихуем.

Границу слома формы можно слегка смягчить, «соштопывая» 2 плоскости поперечной штриховкой.

Самые контрастные отношения и плоскости лучше подчеркнуть в лицевой части, особенно в выступающих на нас частях лица, под носом, например. По мере удаления от зрителя, тональные контрасты смягчаем.

10). Добавляем тональные отношения предмета и фона. Определяемся, что темнее в целом, фон или предмет. Закладываем общий тон фона вокруг гипса, прорисовываем слегка падающие тени от гипса, отделяем вертикальную предметную плоскость от горизонтальной. Лучше соблюдать единое направление штриховки фона в рисунке или распределить 2 основных направления штриховки по основным плоскостям - предметной и вертикальной плоскости за гипсом. В таком случае, вертикальную плоскость за гипсовой головой можно штриховать вертикально, а горизонтальную под слепком - по диагонали, по движению плоскости.

11). Штрихи наносятся сеточкой по движению формы. Не торопитесь во время штриховки, анализируйте каждый блок формы. Попытайтесь понять, на какую из простейших форм похожа каждая часть головы: мочка уха и глаз - на шар; нос - на половинку шестигранника; шея - на цилиндр и т.д. Штрихуем в соответствии с этими базовыми поверхностями.

12). На последнем этапе рисования сравниваем тональные отношения внутри рисунка с тонами в натуре. Определяем, какие плоскости в самом гипсе светлее или темнее друг относительно друга. Списываем края гипсовой модели: в тени за счёт ухода собственных теней на гипсе в падающие тени от гипса на фон, в лицевой части - за счёт чуть более тёмных оттенков тона на переходе формы от лицевой поверхности в боковую.

Избавляемся от последних не нужных линий. Смягчаем штриховку на дальнем плане и обостряем резкость штриха на передних частях постановки.

Прорисовываем мелкие детали - несколько вихров волос в самых важных для образования формы и контрастных по освещению частях головы, тени от верхних век на глаза, блик на стыке плоскостей подставки под гипсом и другие.

Анализируем, что темнее - гипс или фон - по всему силуэту головы. Это стоит проследить особо внимательно, потому что в рисунке важны не только локальные оттенки, но и качество освещения. Возможно, что в некоторых тенях на гипсе тон будет более тёмный по сравнению с освещёнными частями драпировки на дальнем плане.

Сеточка штрихов покрывает весь лист. Самый яркий белый блик один, остальные блики чуть более серые по сравнению с ним. Не увлекайтесь бликами (рисуем только блики от основного источника свет, без случайных пятен), избавляйтесь от ненужных деталей. Детализация ослабевает по мере удаления от первого плана в глубину - это даст пространство в рисунке.

Убедитесь, что большая форма головы хорошо читается, то есть вся гипсовая болванка не плоская, у гипса есть объёмная крупная затылочная часть, а от головы до вертикальной поверхности фона есть воздушное пространство. Если этого не случилось, ещё раз проверьте по силуэту места касания гипса и фона в соответствии с заданным освещением.

Также рекомендуем почаще проверять рисунок на ошибки в построении и пропорциях - это поможет не сбиваться с выбранного курса на всём протяжении работы над рисунком.

Вот и всё!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: