Нормативно-правовые и организационные документы в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних




При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Функции муниципальных общеобразовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).

Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.

В муниципальном общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:

Ø Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Ø Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о школьном Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних, о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних и др.).

Ø Организационная структура (схема) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе (компоненты системы, взаимосвязи внутренние и внешние, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).

Ø Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления).

Ø Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество обучающихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе обучающихся школы, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении. Банки данных несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД; несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения и систематически пропускающих учебные занятия без неуважительных причин; обучающихся, состоящих на внутришкольном учете; многодетных семей; семей, имеющих одного родителя; семей с низким материальным уровнем; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; опекаемых детей и детей из патронатных семей; детей-инвалидов.

Ø Взаимодействие с территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органами и учреждениями социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства и др. (повестки заседаний, решения, документы о рассмотрении дел обучающихся школы, информация о совместных акциях, рейдах, переписка).

Ø Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).

Ø Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, попечительского совета).

Ø Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).

Ø Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (протоколы заседаний психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), консилиумов, диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и др.).

Ø Работа школьного Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних (Положение о совете, его состав, план работы, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).

Ø Система учета детей, не посещающих образовательное учреждение, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной профилактической работе с каждым таким учеником, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков детьми и др.).

У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.

В планы воспитательно-профилактической работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.

Организация контроля за осуществлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Одной из важных функций в деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений является контроль.

Контроль – это одна из функций управления, позволяющая иметь информацию о состоянии образовательной системы и корректировать процесс ее функционирования. Благодаря контролю управление приобретает обратную связь, делает управление чувствительным к изменениям.

В ходе реализации функции контроля управленец производит сбор информации, которую должен проанализировать, чтобы систему перевести из одного состояния в другое – более качественное.

Контроль имеет несколько задач, среди которых:

выявление необходимости принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение не соответствует желаемому; формирование информационной базы для оценки работы педагогического коллектива и побуждения его к продуктивной работе; выявление наиболее ценного опыта педагогической и управленческой деятельности.

Контроль способствует сохранению единого образовательного пространства, разграничению компетенций между субъектами управления, правовому регулированию деятельности тех или иных объектов контроля. Виды контроля подробно описываются в педагогической литературе. Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, с учетом складывающейся ситуации и целей управления.

Объектами контроля профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут быть на уровне образовательного учреждения: деятельность заместителей директора, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних, воспитательные системы классов и др. Продуктом контрольно-инспекционной деятельности выступает аналитическая справка – итоговый документ, отражающий результаты аналитической деятельности управленца. Она содержит систематизированные, обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам состояния образовательного процесса (системы).

В компетенцию учреждений общего образования, в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений, входят:

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

− постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

− проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

− разработка индивидуальных программ коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

− привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

− осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.

Работа в этом направлении предусматривает:

- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия обучающегося в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

− направление (ежемесячно) информации о количестве обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образования;

− совершенствование системы воспитательно-профилактической работы в образовательном учреждении;

− обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

− разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»;

− организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

− проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Работа в этом направлении предусматривает:

− организацию рейдов в микрорайоне образовательного учреждения самостоятельно или совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и др.;

− создание банка данных по семьям «группы риска» в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;

− привлечение субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов родительского комитета, попечительских советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию, обучению детей;

− своевременное принятие необходимых мер по устройству детей из семей социального риска в государственные учреждения;

− организацию индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;

− обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организацию бесплатного питания.

4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:

- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

- разработку и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

- организацию постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:

− организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры обучающихся;

− использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, совместной продуктивной деятельности и т. д.;

− организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций городского, областного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

− организацию деятельности детских общественных объединений правовой направленности;

− привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

− проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

− проведение опросов обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

− создание страницы на школьном сайте, размещение специальных информационных стендов, посвященных формированию законопослушного поведения, толерантного сознания, вопросам личной безопасности обучающихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: