РАСИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.




В современном мире мы часто сталкиваемся с проблемами в обществе: различные социальные конфликты между индивидами или определенными группами людей, социальная стратификация, расхождение политических взглядов, гендерное неравноправие и т.д. Однако, наравне со всеми проблемами в социуме, одной из наиболее глобальных является расизм в современном обществе.

Слово « расизм » впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение неизменно, но в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными [2].В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбера Мемми.

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется следующим образом: любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.

Представления об изначальном неравенстве различных рас появились давно. Ещё в XVI—XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.[6]

Попытка обосновать расизм с научной точки зрения была предпринята французским историком Жозефом де Гобино, выделившим в качестве господствующей нордическую расу — высоких бледнокожих блондинов с вытянутым лицом и голубыми глазами.

Позже данное учение легло в основу официальной идеологии Третьего Рейха, когда арийцы, считавшиеся потомками нордов, были провозглашены высшей расой. К чему привело такое толкование теории Гобино, мы знаем из истории: массовое уничтожение евреев в гетто, принудительная стерилизация цыган, геноцид в отношении славян[8].

 

В последние несколько лет обострились конфликты на почве межнациональной розни. Выйдя сейчас на улицу, можно встретить представителей расистских, националистических, фашистских, неонацистских группировок. Так же особняком держатся футбольные группировки, которые в последнее время межнациональную рознь увязывают с их любимым спортом, отчизной, справедливостью и всем, чем только можно. К таким относятся скинхеды. Скинхеды (Skinheads) - представители маргинальных неформальных объединений, как правило, ультраправого, крайне националистического толка [1].Внешний вид скинхедов: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвернутые джинсы (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля).

В Казахстане закон против расизма. Статья УК РК 164 грозит наказанием за ущемление прав расовых меньшинств. Не смотря на это, вспыхивают конфликты, носящие расистский характер. Вот недавние примеры, как раз из мира футбола. Бывший нападающий казахстанского футбольного клуба «Атырау» Майкл Антуан-Кюрье заявил, что столкнулся с расизмом во время своего выступления в КПЛ [5].«У меня действительно плохие впечатления от Казахстана. Там расизм везде. Я не хочу туда возвращаться. Там расисты не только фанаты, там он просто везде», сообщил француз». По словам Антуан-Кюрье, болельщики «Атырау» даже встречались с руководством, требуя, чтобы в их команде не было темнокожих футболистов. Еще один конфликт на расовой почве был замечен между спортсменами прямо на футбольном поле, где казахстанский игрок оскорбил футболиста из Африки, указав его расовую принадлежность.

Стоит отметить, что подобные случаи случаются не только в странах СНГ, где люди с темной кожей не частые гости, но в Европе и Америке.

На сегодняшний день в футболе во всю борются с этой социальной проблемой. В последние годы искоренение расизма, дискриминации и нетерпимости в футболе стало приоритетным направлением работы УЕФА. Европейский футбольный союз по максимуму использует самые широкие платформы, чтобы твердо заявить: "Нет расизму"(#NOTORACISM).Организация проводит мероприятия и распространяет публикации, призывая к полному неприятию любых форм расизма и дискриминации, а также к уважению различий. Многочисленные мероприятия проходят по всему континенту и включают в себя семинары, круглые столы, мини-турниры. В них вовлечены болельщики, клубы, национальные ассоциации, этнические меньшинства и молодежные организации.

 

Борьба против расовой дискриминации является целью всех демократических государств. Ограничение прав и свобод человека противоречит ценностям современного общества. В период с 1951 по 1995 год международными организациями был принят ряд документов, осуждающих и запрещающих дискриминацию по какому-либо признаку (расовому, половому или религиозному). Положение о недопустимости лишения свобод присутствует в Европейской конвенции о правах человека. Во многих современных странах в международный день борьбы с расовой дискриминацией (21 марта) проводятся массовые митинги и выступления.

Вот примеры борьбы с расизмом и расовой дискриминацией:

Генеральная Ассамблея ООН в 25 сессии (1970 год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества»[3].

В 1966 году Генеральная Ассамблея установила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости ».

В 2001 году Генеральная Ассамблея провела слушания комитета по ликвидации расовой дискриминации, где было отмечено, что действия по борьбе против расизма и расовой дискриминации ведутся уже в течение третьего десятилетия[4].

 

 

В борьбе с расизмом социальная работа представляет социальную профилактику и пропаганду равенства рас. Профилактика занимает особое место. Именно с помощью профилактических мер можно устранять социальные проблемы личности или группы лиц в период зарождения проблематики, тем самым создавая основу для снижения темпов прироста проблемного поля социума. В общем виде социальную профилактику можно представить как совокупность государственных, общественных, организационно-воспитательных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера, в данном случае неприязнь к другим расам.

Профилактика несет идею о том, что все люди, независимо от цвета кожи равны.

Осуществляется с целью просвещения того, что расизм- бич современного социума, придерживающегося «принципа, по которому нравственная, социальная или политическая значимость человека приписывается его происхождению; принцип, гласящий, что интеллектуальные свойства и черты характера порождаются и передаются внутренней телесной структурой. Как всякая форма детерминизма, расизм отрицает то особое свойство, которое отличает человека от всех живых существ, - его способность мыслить. Он игнорирует два аспекта человеческой жизни, разум и выбор, иначе говоря, сознание и нравственность, заменяя их телесной предопределенностью…»[7].

Социальная профилактика может выглядеть как комплекс мероприятий, направленных на население, не имеющего или имеющего ложное представление о расах. Эта форма является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогическое, психологическое и социальное влияние.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга. Профилактика должна применяться во всех сферах жизни: в семье, в образовательной среде, в общественной жизни в целом.

Пропаганда в социальной работе это комплекс мероприятий и создания проектов в защиту расовых меньшинств. Создание и разработка таких материалов как видеоролики, билборды и т.д. показывающие и доказывающие, что цвет кожи не влияет на интеллектуальные способности, физические показатели и многое другое, а также, что вне зависимости от расы люди могут жить в мире и согласии. Пропаганда несет идею о равенстве, за которую боролись такие личности как учёный и путешественник Н. Н Миклухо –Маклай, самый известный афроамериканский баптистский проповедник Ма́ртин Лю́тер Кинг, южноафриканский государственный и политический деятель Не́льсон Манде́ла.

 

 

Некоторые рекомендации для каждого по борьбе с расизмом:

 

Расизм — не что иное, как проявление человеческой ограниченности и скудоумия. Среди других рас и национальностей есть масса талантливых и высокоинтеллектуальных людей, чей вклад в развитие науки, культуры и искусства ничуть не меньше, чем их белых коллег: Нельсон Мандела, Махатма Ганди, Тони Моррисон, Мэй Кэрол Джемисон, Дерек Уолкотт, Гранвилл Вудс и другие – те, кто заставит вас изменить идею о превосходстве белой расы.

 

Список использованных источников

1.Большая актуальная политическая энциклопедия // URL: https://politike.ru/dictionary/839/word/skinhedy

2.Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip’s Millenium Encyclopedia), М., Астрель, 2003

3.Двадцать пятая сессия на сайте ООН.

4.Доклад комитета по расовой дискриминации, 58-я,59-я сессия ООН

5.Express.co.uk.

6.Малахов В. С. Скромное обаяние расизма

7.Рэнд А. О расизме // URL: https://thefreeman.ru/rasizm/

8.Шидер Л. Encyclopedia of the Third Reich. NY.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: