II. Значение учебного предмета «Обществознание» в современной системе образования




КОНЦЕПЦИЯ преподавания обществознания в Российской Федерации

I. Общие положения

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания обществознания в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), в Российской Федерации.

II. Значение учебного предмета «Обществознание» в современной системе образования

Современное развитие мира, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к их преподаванию в образовательной организации.

Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по учебному предмету должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Учебный предмет «Обществознание» даёт возможность обучающемуся оценить себя как личность, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде, найти свой путь. Обучающийся приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Обществознание является стержнем, вокруг которого формируется понимание российской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны.

Учебный предмет направлен на освоение на уровне функциональной грамотности системы об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

Кроме того учебный предмет направлен на формирование опыта применения полученных знаний для решения актуальных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Изучение общества осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего возраста, но большое внимание формированию базовых знаний и социальных компетенций необходимо уделять на уровне общего образования.

III. Цели и задачи Концепции. Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания обществознания в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Основной целью учебного предмета «Обществознание» является воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Задачи обществоведческой подготовки можно отобразить содержательными блоками, каждый из которых включает прогнозируемый результат в овладении соответствующими способами деятельности и формированием социально-значимых компетенций, а также выработку определенных ценностных ориентиров.

Концептуальный блок направлен на решение следующих задач: развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации; развитие у обучающихся способности к самоопределению, самореализации и самоконтролю;

формирование у обучающихся:

интереса к науке и повышение мотивации к высокопроизводительной и инновационной трудовой деятельности;

целостной картины общества на основе современных научных знаний и методик;

духовной культуры, основанной на нормах морали, принципах толерантности и равенства, уважения к традиционным для России религиям;

политической культуры, основанной на принципах демократизма и плюрализма, повышение мотивации к участию в политической жизни страны.

Учебно-методический блок, обеспечивающий необходимыми знаниями, включает:

знания о человеке как единстве природного и социального начал, о его способностях, потребностях, возможностях и интересах, о путях развития и совершенствования;

представление о многообразии социальных общностей и особенностях механизма социализации, о различных типах общественных связей и отношений, о структуре и значении первичных коллективов, о социальных статусах и социальных ролях личности в обществе;

знания о различных способах регулирования общественных отношений и поведения личности, нормативных структурах, символах культуры; знания о целостности общества и соотношении его основных структурных элементов, об основных тенденциях развития общества и его современном состоянии, общественном прогрессе и его критериях; понимание соотношения необходимости и свободы в общественном развитии и деятельности людей;

знания о чертах и особенностях развития нашего общества, об особенностях формирования российской идентичности, о его месте и роли в общецивилизационном процессе, в мировой истории, в культурном развитии человечества, о возможных перспективах будущего;

представления о некоторых направлениях в развитии общественной мысли прошлого и современности, о различии в методологических подходах и оценках общественных явлений;

знание о современном социальном, экономическом и политическом устройстве Российской Федерации, знания о государственно-правовой системе, включая знание основного закона - Конституции России, федеральных конструкционных законов, уважение к государственным символам, представление о системе органов государственной власти. Указанные задачи должны служить ориентиром как при отборе содержания школьного обществоведческого образования в целом, так и в рамках отдельных учебных предметов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: