Проблемы мотивационного характера




Новые задачи учителя обществознания заключаются в том, чтобы поддержать обучающегося в его самостоятельной познавательной деятельности, обеспечить возможность приобретения практического опыта.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентированы на выработку не только знаний, умений и навыков, но и компетенций как динамического набора образовательных достижений, моделей поведения и личностных качеств обучающихся, которые в будущем позволят им быть успешными.

В соответствии с мировыми образовательными тенденциями определены ключевые компетенции:

политические и социальные: способность принимать на себя ответственность, участие в принятии групповых решений, проявление сопряжённости личных интересов с потребностями общества и предприятия, способность разрешать конфликты ненасильственно, участие в поддержании и улучшении демократических институтов;

компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе, позволяющие не допускать проявления расизма и ксенофобии, радикализма и экстремизма. Формирование уважения к другим культурам и традициям;

компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, особенно важные для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция;

компетенции, связанные с информатизацией общества: владение информационными технологиями, понимание их применения, умение анализировать информацию, распространяемую средствами массовой информации и прочими электронными ресурсами (сайты, социальные сети и т.п.);

персональная компетенция: способность учиться на протяжении всей жизни, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

личностные компетенции, позволяющие принимать индивидуальные решения и участвовать в жизни общества на основе моральных и этических норм, принятых в Российской Федерации, а также совершенствовать духовнонравственный мир на протяжении всей жизни в соответствии с общероссийскими нравственными традициями и социальными ценностями.

В структуру содержания учебного предмета «Обществознание» должны быть включены:

формирование общей картины мира, адекватной уровню развития современного знания;

умение работать с информационными потоками в условиях изменяющегося общества, включая получение и анализ нормативной правовой и финансовой информации;

культура коммуникации в системах «человек-человек», «человек- компьютер», «человек-компьютер - человек»;

освоение проектной деятельности как способа изменения действительности; освоение новых социально-экономических реалий; сохранение здоровья;

изучение и освоение собственного человеческого потенциала развития; духовно-нравственное развитие в информационную эпоху.

2. Проблемы содержательного характера. Основные проблемы обществоведческого образования: учебный предмет и учебные материалы являются преимущественно информационными, а не практикоориентированными и не направленными на воспитание;

несоответствие материала возрастным особенностям и культурному уровню обучающихся;

концентрические курсы обществознания в 5-7 и 8-9 классах - конгломерат социальных знаний, весьма условно собранных, содержательно повторяющих друг друга и моделирующих, насколько это возможно, структуру социального образования. Содержание и методический аппарат учебников и учебных пособий не обеспечивает адаптацию сложного материала, включающего категориальный аппарат и понятия высокой степени обобщения;

поверхностное изложение содержания, отсутствие достижения глубокого понимания изученного в 10 - 11 классах, остаются содержательные неточности, несоответствующие изменениям в социальных и гуманитарных науках, праве и т.п.;

низкая сформированность гражданского Самосознания социальной, экономической, правовой и политической культуры.

Получение социальных компетенций происходит за рамками уроков обществознания, как правило в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий.

3. Проблемы методического характера. Форма подачи материала в учебниках и учебных пособиях устарела. В учебниках по обществознанию современному обучающемуся предлагаются готовые материалы высокого теоретического уровня. Нет ни ситуационных задач, ни рассмотрения конкретных примеров/случаев, ни сформулированных тем для дебатов. В учебниках для уровня среднего общего образования отсутствует иллюстративный материал, сравнительные таблицы, схемы, которые бы не просто повторяли теорию, а были бы самостоятельным источником знаний. Современному обучающемуся необходимо дать возможность самому делать анализ, формулировать выводы.

Современный урок обществознания - это площадка для дискуссий, обсуждения в группах, а не монолог учителя, пытающегося объяснить сложные теоретические^ вещи. Современные педагогические технологии (дебаты, / аналитичес кое мышление, р афт-технология и другие) должны стать неотъемлемой частью современного урока обществознания.

В рамках изучения учебного предмета необходимо ориентироваться на формирование общих мировоззренческих ценностей, знания основных законов Российской Федерации, практических навыков жизни в современном государстве и обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: