ПАМЯТНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ (только существующие объекты)




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Реферат на тему: «Историко-культурные памятники и ценности»

 

Выполнил:

Студент4-го курса

61 группы

Вечёрко Роман

Минск БГАТУ 2018

ЛЕГЕНДЫО ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ

Когда-то на месте города существовало большое озеро, в котором однажды выловили 100 линей.

По реке Горынь располагалось 7 городков, в которых княжило 12 братьев. Их место собрания, то есть стол, за которым собирались братья-княжичи находился на месте современного Столина.

Место древнего города находилось на левом берегу р. Копанец, в районе хлебозавода. В переводе с древнеиндийского языка это слово обозначает возвышение, земляную насыпь, а так как древний Столин располагался на высоком обрывистом берегу старицы р. Горынь, р. Копанец, то высокий речной берег мог обусловить и происхождение названия города.

ИСТОРИЯ

Первое письменное упоминание о местечке Столин найдено в Писцовой книге Пинского и Клецкого княжеств и датируется 1555 г. Однако, по мнению ряда археологов, город имеет более древние корни, на что указывает более ранний сохранившийся культурный слой на обрывистом берегу реки Горынь.

В XII – XIII вв. территория района входила в состав Турово-Пинского княжества, с середины XIV в. – в состав Великого княжества Литовского.

 

Stolin

В XVI в. Столин - частнособственническое местечко, принадлежало магнатам Соломорецким, Вишневецким, Пацам, Солтанам, Скирмунтам, Стаховским.

В 1569 г. между Польшей и ВКЛ была заключена Люблинская уния, и территория современной Столинщины вошла в состав Речи Посполитой.

В XVII в. Столинщина стала ареной жестокой борьбы между украинскими казаками, к которым присоединились и местные православные жители, и войсками Речи Посполитой. Восстание 1648-1649 гг. было жестоко подавлено.

Военные действия во время войны 1654-1667 гг. между Россией и Речью Посполитой снова затронули Столинщину. В 1655 г. Столин был захвачен и сожжен в ходе рейда русского отряда под командованием князя Д. Волконского. В то время Столин являлся небольшим местечком с тремя-четырьмя десятками жилых домов, с населением в 300 человек.

После военных событий, произошедших в середине XVIII в., когда феодальная Речь Посполитая стояла на краю гибели и вела непрерывные войны - с Россией, Швецией, турками, татарами, Столин пришёл в упадок. Город стал пробуждаться и восстанавливать былую значимость в конце XVIII в.

В 1792-1793 гг. Столин становится центром Запинского повета Брестского воеводства. В 1792 г. он стал местом сеймиковых съездов, которые были перенесены из Мозыря, занятого Россией.

В 1793 г. после второго раздела Речи Посполитой Столинщина вошла в состав Российской империи. В 1795 г. Столин становится волостным центром Пинского уезда Минской губернии.

В 1886 г. в Столине насчитывался 121 двор, где проживало 815 человек, действовали церковь, синагога, еврейские молитвенные дома, часовня, волостное управление, земское народное училище, конная почтовая станция, винокуренный и чайный заводы, корчма, 20 лавок. Население занималось земледелием и животноводством, рыбной ловлей, лесозаготовками.

Согласно переписи 1897 г. в Столине было уже 250 дворов, количество жителей возросло до 3,3 тысяч. В начале XX в. в местечке на 471 двор насчитывалось 4,7 тыс. жителей.

Экономическому развитию региона поспособствовало строительство железнодорожной ветки Лунинец-Ровно, которая пересекла край с юга на север, что стало значительным событием в жизни Столинщины.

Большое влияние на развитие Столина оказывало также соседство с имением магнатов Радзивиллов, которое находилось в деревне Маньковичи неподалеку от городка. В 1885 г. в имении был заложен пейзажный парк. Несколько позже возведен великолепный дворец, разрушенный в годы Второй мировой войны. Последний владелец имения Кароль Николай Радзивилл управлял им вплоть до 1939 г.

В ноябре 1917 г. в Столине была установлена советская власть. С февраля 1918 по декабрь 1919 г. город оккупирован немецкими войсками. Согласно Рижскому мирному договору 1921 г. Столин вошел в состав Польской Республики. 6 декабря 1925 г. был образован Столинский повет в составе Полесского воеводства.

В сентябре 1939 г. Столинский район вошел в состав БССР. К 1941 г. в Столине проживало 12500 человек.

6 июля 1941 г. Столин был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Фашистская оккупация продолжалась до 7 июля 1944г.

АРХЕОЛОГИЯ

На территории Столинского района зафиксировано около 150 археологических памятников, которые представлены селищами, могильниками и отдельными находками.

В разное время исследования археологических памятников на территории Столинщины проводили В.С. Вергей, М.М. Кривольцевич, Ю.В. Кухаренко и И.П. Русанова.

На территории города Столина найдены следы древней стоянки эпохи неолита и бронзы, средневекового поселения, которые проникают и в восточную часть города, на берегу р. Горынь, от дороги на д. Струга до площади перед исполкомом. Найдены каменный сверленый топор, подвеска из гальки, кремневые изделия.

Недалеко от аграрно-экономического колледжа в парке «Маньковичи» нашли обработанный кремень и лепную керамику зарубинецкой культуры.

СВЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Еврейская общественная и социально-культурная жизнь в начале ХХ в. была достаточно насыщенной и интересной. Как и во многих общинах, распространенным явлением была благотворительность. С середины ХІХ в. она приобретает организационные формы. В 1908 г. жителями местечка Столин И.А. Каштаном, И. Деревенским, В.М. Плотником, С.Ш. Фурманом, М.Э. Пильчиком, С.Н. Готлибом и И.С. Шклявером была учреждена касса взаимопомощи. Организаторами ставилась цель выдавать единовременное денежное пособие дочерям и родственницам учредителей и членов кассы, которые выходят замуж. Членами кассы могло становиться неограниченное количество лиц обоего пола без различия вероисповеданий, всех званий и состояний.

После февральской революции 1917 г. усилилось влияние сионистских идей. Именно в это время столинские сионисты загорелись идеей создания школы, призванной воспитывать еврейских детей в духе сионизма. Первым учебным заведением такого рода стала школа «Тарбут» для мальчиков и девочек с преподаванием на иврите. Несмотря на ряд сложностей: отсутствие денежных средств и помещения для школы, негативное отношение со стороны некоторой части местного еврейского населения и нехватку квалифицированных учителей, летом 1917 г. состоялось открытие школы. На должность директора был приглашен учитель Файнштейн, который прибыл в город с книгами и учебными пособиями.

Список потенциальных учащихся в короткое время вырос до 70-80 человек. По результатам экзамена дети были разделены на 3 класса. В скором времени школа уже не могла принять всех желающих. В первый год работы школу посетил представитель «Тарбута» из Москвы. Ученики школы показали высокий уровень знаний. Результатом явилось обещание перевести школе значительную денежную сумму, которая так и не была получена в результате смены правительства в России.

Классы школы были рассредоточены по двум частным квартирам. Это отрицательно сказывалось на учебном процессе и развитии школы в целом. Был приобретен участок земли под строительство здания школы, собраны денежные средства для этой цели и для приобретения учебных пособий. Через некоторое время после строительства здания школы «Тарбут» возникла необходимость в строительстве второго корпуса школы. Неоценимый вклад в осуществление этого дела внес сын местного раввина Агарон Фиалков, который был сионистом-идеалистом и поборником иврита. В Столине действовал детский сад, языком общения и обучения в котором также был иврит.

Действовала иешива, которую в 1922 г. организовал раввин Моше Перлов. Здесь занималось до 100 молодых людей. В 1920-1930-е гг. в Столине действовали 17 общественных и религиозных организаций, в том числе и молодёжные: «Шват Цион» («Возвращение в Сион»), «Ха-Шомер Ха-Цаир», «Гордония», «Халуц» («Пионеры», готовили себя к освоению Палестины), «Поалей Цион» (сионистская организация левого направления), «Бейтар» (сионистская организация правого направления), молодёжная организация «Львята».

Действовало также отделение партии «Бунд». Бунд ещё в начале ХХ в. привлек в свои ряды сотни и тысячи еврейских юношей и девушек из малообеспеченных слоев общества. Основная деятельность бундовцев сводилась к агитации за переустройство общества. Их деятельность активизировалась в период первой русской революции 1905 г. С началом еврейских погромов в России Бунд организовал отряды еврейской самообороны в Столине. Из-за преследования царских властей деятельность Бунда постепенно сворачивалась. Через несколько лет, с победой социалистической революции 1917 г., деятельность Бунда вновь активизировалась. Однако с началом гражданской войны Бунд вновь вынужден был уйти в подполье. И лишь с установлением власти Польской Республики деятельность Бунда, как и других политических партий и движений, была восстановлена и продолжалась до установления советской власти в 1939 г.

В период первой русской революции в Столине оформилось движение Поалей Цион. Однако после поражения революции 1905 г. организация прервала свою деятельность в связи с политическими репрессиями со стороны царского правительства. Свою работу столинская группа «Поалей Цион» возобновила в 1925 г. Во главе движения стояли учитель школы «Тарбут» Шапиро и Моше Мильман. Отношения Поалей Циона с Бундом складывались непросто. В 1930 г. во время чтения лекции о крахе сионистского движения представителем Бунда, прибывшим в Столин из Варшавы, началась массовая драка. Полиция разняла дерущихся и арестовала представителей обоих лагерей.

В Полесском воеводстве действовали юношеские организации Бейтар (Союз имени Трумпельдора) и Фрейгайт («Вольность»). Первая добивалась еврейского присутствия в Палестине военным путём. Её члены собирали средства на создание национальной армии, много внимания уделяли военной подготовке. Вторая содействовала переселению в Палестину и имела целью построение там социализма. Сионистская организация правого толка Бейтар была основана в Столине в 1931 г. Она не пользовалась популярностью у еврейского населения города. Преданным приверженцем данной партии являлся Песах Фишман.

Организация Ха-шомер Ха-цаир ставила своей задачей подготовку гражданина будущего еврейского государства в Палестине, прививала любовь к исторической родине, языку иврит, воспитывала патриотические чувства вместо классового сознания. В организацию принимали детей 9-13 лет, а из достигших 16 лет формировали отряды шомеров. История столинской группы Ха-шомер Ха-цаир берёт начало в 1920-е гг., когда была организована молодежная скаутская группа имени Иосифа Трумпельдора. Сарэль Каштан был человеком, стоящим у истоков движения Ха-шомер Ха-цаир в Столине. Сарэль родился в типичной еврейской семье в конце XIX в. и получил традиционное еврейское воспитание и образование. Будучи фотографом, он обеспечивал свою большую семью. Сарэль Каштан пользовался непререкаемым авторитетом среди единомышленников.

Руководство столинской группы Ха-шомер Ха-цаир потребовало от учителя школы «Тарбут» Чуднера больше времени уделять продвижению сионистских социалистических идей в среде скаутов. Чуднер не согласился, что привело к разделению скаутов на две группы, одна из которых объединилась с Ха-шомер Ха-цаир. Это активизировало сионистскую деятельность и способствовало репатриации молодых людей из Столина в Землю Израиля.

В 20-30-е гг. ХХ в. набирает популярность движение Хе-халуц (основанное в начале ХХ в), конечной целью которого была подготовка еврейских юношей и девушек к трудовой деятельности в Земле Израиля.

Успешно действовали также фонды помощи воссоздания Палестины «Keren-Kajemet» и «Keren-Hajesed», касса взаимопомощи, женская общественная организация, еврейская пожарная команда.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Формирование планировки города связывают со столинским помещиком (предположительно Стаховским), у которого были крепостные рабочие. Они жили недалеко от поместья, их амбары стояли рядом и тем самым образовывали форму улицы. Со временем эту улицу её жители-белорусы стали называть ул. Столинской, она протянулась до улицы, прежде называемой Выгонной, в последнее время это улица Полесская.

Не будет преувеличением сказать, что Столин строили евреи, хотя они и не были первыми его жителями. Переселившись в Столин, они продолжили деревенскую улицу Столинка на запад, расселились вдоль реки с одной стороны и в противоположную сторону, к полям и окружили озеро. Чтобы его осушить или предотвратить наводнение, евреи вырыли канаву между озером и ручьём на границе с кладбищем. И действительно, озеро ушло, стало меньше и почти пересохло. Живущие рядом с озером стремились отвоевать у него территорию. Со временем еврейскими домами был окружён также и кладбищенский холм.

В конце ХІХ столетия крестьяне-белорусы предпочитали селиться на окраине городка, позади еврейских домов, и расселились на территории от берега реки до полей и вдоль еврейского кладбища (на ул. Домбровича (современная ул. Горынская), ул. Кривая (современная ул. Дзержинского) и заняли несколько переулков). Здесь они построили свои дома, устроили подворья и хлевы, и только их поля находились вне города.

К началу ХХ в. Столин как населенный пункт приобрел форму прямоугольника, расширяющегося к востоку. Улицы были прямые. Здания строились в большинстве своём из дерева, и постепенно стали возводиться дома из кирпича, но их количество было невелико. Под властью Польши (1920 - 1939 гг.) Столин продолжал развиваться и своим видом стал похож на большой красивый город с шоссе, тротуарами, красивыми зданиями, деревьями на улицах и т.д.

Таким образом, городок рос и по занимаемой площади, и по количеству населения. В течение многих лет еврейское кладбище служило границей местечка с западной стороны, пока не появилось какое-то количество крестьян, которые поселились и позади кладбища по дороге ведущей из Столина к железнодорожной станции Горынь.

ЭТНОГРАФИЯ

Для жителей Столинщины был характерен традиционный комплекс народного костюма Восточного Полесья. Этот костюм резко отличался среди остальных оригинальностью, усложненным силуэтом женского костюма, головными уборами замужних женщин. В изготовлении и украшении одежды горожане широко использовали мануфактурные ткани, драгоценные ювелирные украшения, искусно выделанную кожу и др.

Существенные декоративные элементы костюма – нагрудные ювелирные украшения. Женщины носили массивные чеканенные кресты из латуни местной работы, бусы из натуральных камней и металла, иконки на цепочке, а также кольца. Зажиточные горожане могли позволить себе дорогие украшения, которые заказывали у местных кузнецов. Расширение материальных и эстетических потребностей деревни вызвало не только увеличение ассортимента кузнечных изделий, но и улучшение их качества, усовершенствование технологии изготовления и оформления.

М. Романюк заметил схожесть форм и мотивов украшения каменных литых надмогильных крестов середины ХІХ в. с нагрудными. В своих трудах этнограф писал:

«Надгробие в форме крестов, отлитых из песчано-известняковой массы, - явление редкое и локально ограниченное территорией Столинского района… Фактически это единственный известный случай, когда композиция надгробного креста повторяет форму древнего, XVII-XVIII вв., нагрудного ювелирного креста».

Таким образом, по декору и художественным формам этих надгробий можно судить о возможных вариантах рисунка нагрудных крестиков. Узор на одном из литых крестов напоминает структуру соцветия цветка василька, типичного белорусского растения, а на горизонтальных перекладинах объёмно, как и фигура Христа, показаны головы ангелов с крыльями. Крестики были наиболее распространенной группой культовых подвесок в Беларуси во все времена. Известные со времен принятия христианства, они сохранились и в современном быту.

Среди жителей Столина были популярны занятия ремеслом и торговлей. Старожилы вспоминают, что в Столине славились своими работами столяры и портные, которые шили верхнюю одежду. Свою продукцию ремесленники реализовывали не только вдалеке от дома, но и на ярмарках в Столине и Давид-Городке, которые приурочивались к государственным и религиозным праздникам.

С давних времен традиционной формой торговли являлись ярмарки. В ведомости за 1837 г., направленной для отчёта минскому губернатору, отмечается, что ярмарки здесь проводились 13 марта, 23 апреля, 29 июля и 6 августа. На них было привезено товара на сумму 2028 руб., продано на 1881 руб., участников-торговцев было 350 человек. В 1893 г. проводилось 6 ярмарок в год.

На территории региона проживали представители разных национальностей и вероисповеданий, которые мирно жили по соседству. Они могли отличаться друг от друга по внешнему виду. Евреи-хасиды, которые в местном варианте называются «кітаёўцы», носили определённую форму одежды, которая порядком отличалась от одежды местных иудеев-миснагидов, не говоря уже об одежде христиан. По рассказам местных жителей хасиды носили чёрную одежду, очень напоминающую фраки, и круглые чёрные шапочки.

Живя рядом, невозможно было не замечать особенности в культурах и обрядах друг друга. Уроженка Столина Вера Яковлевна Цупа вспоминает:

«Отец мой много лет в синагоге тушил свечки. Был такой еврей Янкель, он его звал. Целую ночь они молились и нужно было целую ночь смотреть за свечками. Потом папа не захотел и пошёл другой человек на эту работу. А у них так: положат “аброк” и он должен всё время лежать. Перед Пасхой хорошее снимают, а плохое вынимают и сжигают. Пошёл другой человек и стал это воровать. Янкель сказал этому человеку: «Уходите!». Мой отец никогда не брал этого, он говорил: «Это люди кладут, это люди просят у Бога. Зачем это брать».

Столинские евреи соблюдали правила кашрута. Из воспоминаний местных жителей известно, что на кухне у них была одна лавка для приготовления мясных блюд, а одна – для молочных. Употреблять мясную и молочную пищу вместе запрещалось, если евреи ели молочное, то полоскали рот перед употреблением мясного. А если ели мясную пищу, то молочную только через шесть часов. Если тарелка лопнула, то она считалась трефной и из неё уже нельзя было употреблять пищу.

Не всегда совпадали праздничные дни у иудеев и христиан, но в любой ситуации можно было расчитывать на помощь соседей. Одним из таких дней была суббота, когда христиане работали, а евреи отдыхали. Они ставили и зажигали свечки, ужинали, а чтобы не совершать греха, тушить свечи звали белорусов.

Свадебный и похоронный обряды евреев существенно отличались от христианских, поэтому остались в памяти жителей Столина. Вере Яковлевне Цупа удалось эти обряды наблюдать. Она рассказывала: «Когда евреи женились, то они хупились. У Тыцина сын женился, было много народа, они поехали в бор, где ставили хупу1. А когда кто-либо из евреев умирал, то покойника заворачивали в саван, клали на землю, а вокруг ставили горящие свечи, потом несли на кладбище. Били новую посуду и накладывали на лицо, потому что не в гробу хоронили».

ПАМЯТНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ(только существующие объекты)

Белая каменная синагога (1792 г.).

Большая синагога в Столине является самым древним каменным сооружением, сохранившимся до наших дней не только в Столине, но и во всем Столинском районе. Здание синагоги было возведено в 1792-1793 гг. Большая синагога Столина является единственным памятником синагогальной архитектуры XVIII в. в стиле позднего барокко с элементами классицизма, сохранившемся на территории Беларуси.

С конца XVIII в. в архитектуре каменных синагог Беларуси наблюдается отход от традиционного центрического типа. Синагоги приобретают черты светских зданий, их внутренняя планировка лишается своеобразия. В синагоге Столина отсутствует традиционная бима (амвон) со столбами, поддерживающими своды. Столинская синагога двухэтажная. Вытянутое прямоугольное здание выделяется главным фасадом, который также имеет нетрадиционное решение. Фасад расчленен на два яруса, имеет скошенные углы и невысокий треугольный фронтон. Подобные архитектурные решения встречаются в дворцовых постройках того времени.

На первом уровне здания пилястры отсутствуют, окна имеют лучковое завершение с имитацией замкового камня. Первый и второй этажи разделены карнизами. На втором уровне имеются плоские пилястры по углам, пары пилястр, расположенные в каждом простенке, и высокие арочные окна с сандриками.

Внутри прямоугольное в плане здание поперечной стеной разделено на входные сени, куда вели три входа с главного фасада, и квадратный мужской молитвенный зал. Над входными сенями и боковыми нефами вокруг пространства центрального нефа находилась галерея для женщин, на которую вела лестница. Сохранившиеся фрагменты росписи на внутренних стенах позволяют судить о том, что синагога была богато украшена алфрейной живописью и лепниной. Вальмы кровли имеют различную крутизну. Над главным фасадом склон более крутой, форма крыши усложняется наличием фронтона.

Из-за пожаров здание Столинской синагоги неоднократно перестраивалось в XIX и в первой половине XX вв. Во время пожара 1827 г. сгорела бима и сорок свитков Торы в серебряных футлярах, украшенных позолоченными корешками. Несмотря на то, что зданию синагоги присвоен статус историко-культурной ценности, оно находится в неудовлетворительном состоянии.

Дом раввина (иешива)

Напротив синагоги находится бывшая иешива. Это бело-розовое здание с балконом и покатой крышей. Раньше здание было оснащено специальным механизмом, который поднимал обе покатые части и открывал крышу. Использовали его во время праздника Суккот. По некоторым данным в здании также жил раввин – Моше Перлов (1892-1942 гг.)

Церковь Вознесенская – построена в 1938 г. из дерева. Церковь четырёхсрубная, продольно-осевой композиции. Основной квадртаный в плане объём и пятигранная апсида равны по высоте и объединены многогранной крышей и общим карнизом. Над основым объёмом возвышается световой восьмерик, накрытый пологим шатром с головкой. Трапезная (более низкая) и притвор имеют взаимосвязанную компоновку объёмов. Небольшие вспомогательные помещения по бокам притвора продолжены арочными порталами, которые образуют боковые входы в трапезную. Над притворами возвышается трёхъярусная шатровая колокольня с главкой, которая доминирует в композиции. К апсиде с обеих сторон примыкают низкие симметричные пристройки. Оконные проёмы прямоугольные и с полуциркульными завершениями. Фасады горизонтально ошалёваны, декорированы резным накладным фризом. Интерьер основного объёма двусветный. Четыре круглых столба при помощи консольно-балочных парусов поддерживают восьмерик. Над трапезной расположены хоры. Церковь – памятник эклетичной архитектуры, сочетающий элементы белорусского полесского и русского деревянного зодчества.

Парк “Маньковичи”

История его тесно переплетается с историей княжеского рода Радзивиллов. В XVI в. при Николае Радзивилле Черном была основана Давид-Городокская ординация Радзивиллов. Однако до конца ХІХ в. ординация не имела своей резиденции. Когда созрела необходимость строительства новой усадьбы в связи с разделением несвежско-клецко-городокских владений между сыновьями Антония Радзивилла (1833-1904 гг.), выбор пал на необычайно живописное место на высокой террасе над староречьем Горыни в имении Маньковичи. Большой закладной камень в парке хранит имя основательницы – Марии Дороты де Кастелян (1848-1915 гг.), жены Антония Радзивилла, и дату – 1885 г. Основой парка послужил старый дубовый лес. Берлинский архитектор Венцель построил здесь необарочный дворец. Стиль парка был близок парку в Несвиже. В его ландшафте нашли воплощение мотивы романтизма, идеи натурализма, черты регулярности. Самое экзотичное место в парке – гребень террасы с мысовидными выступами и склон, изрезанный глубокими оврагами и заросший дубами, грабами и елями.

Дворец, построенный Станиславом Радзивиллом (адъютантом Ю. Пилсудского), после его гибели перешёл к племяннику, Каролю Радзивиллу – последнему давид-городокскому ординату, а в 1943 г. сгорел. На его место указывает красивый дуб с широкой кроной в центре большой парковой поляны.

В Столине также сохранились:

здания производственного корпуса, построенного в первой половине ХХ в.,

здание староства (первая половина ХХ в.);

торговые ряды (ХІХ-первая половина ХХ вв.);

здание винокурни (конец ХІХ-начало ХХ вв.);

здание спиртохранилища;

конюшни (конец ХІХ-начало ХХ вв.);

кинотеатр Рухоцкого – здание РДК (современный отдел культуры);

мануфактура Тухмана – здание Детского Мира, современный бар «Славянский»;

мануфактура Фикангора - сегодня здание Райпотребсоюза;

аптека Черника – бывший книжный магазин, современный «Паритетбанк»;

двухэтажный дом Крупника – центр занятости (1-й этаж занимали: Айзенберг - склад виноводочных и железных изделий; Гонский - закусочная; Моторин - канцпринадлежности). С 1935 по 1939 гг. в здании располагался магистрат.

МЕСТА ПАМЯТИ

В Столине находится могила раввина Столинской общины, ученика раби Шломо из Карлина, Мордехая Леховичера, умершего 13 швата 5570 (1810 г.).

Урочище «Борок» (д. Хотомель) – уничтожены 53 человека старше 14 лет; расстрелы проводились 10 августа 1941 г.

Урочище «Хиновск» возле г. Давид-Городка – уничтожены 685 человек от 14 лет и старше (по сведениям еврейской общины, около 3 тыс.). Расстрелы проводились 10 августа 1941 г.

Урочище «Подраличе» возле д. Городная в июле 1942 г. были убиты 200 женщин и стариков, остальные в 3х км. от деревни ещё 400 евреев.

Урочище «Стасино» в 4 км. от г. Столин, всего расстреляно 12,5 тыс. человек, из них 8,5 тыс. евреев; расстрелы проводились 11 сентября 1942 г.

В урочище Стасино в 1960 году на месте массового уничтожения 8500 евреев и 4000 человек нееврейской национальности был поставлен обелиск, который впоследствии был демонтирован. В октябре 1993 г. открыт мемориал, в котором один из памятников в виде раскрытой книги (одна сторона листа – текст на иврите, вторая на русском языке). Второй памятник жертвам Холокоста – скульптурная композиция женщины с ребенком.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Столинщина является родиной известных людей.

Остапчук Надежда Николаевна (род. 28 октября 1980 года в д. Большие Орлы, Столинский район, Брестская область, Белорусская ССР) – белорусская толкательница ядра, бронзовый призёр Олимпийских игр 2008 года, чемпионка мира и Европы. Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь (2005).

Матюшок Владимир Михайлович – доктор экономических наук, профессор, Почетный работник высшего образования РФ, вице-президент Международной ассоциации экономистов CEMAFI-international (г. Ницца, Франция), академик МАОН, заслуженный деятель науки Ингушской Республики.

Чечик Иехошуа (יהושע צ'צ'יק) (1895–1973) – израильский редактор

Кастелянец Двора (דבורה קסטלניץ) (1905–1986) – израильская театральная актриса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: