Вопросы к семинарскому занятию:
1. Инвестиционная привлекательность проекта.
2. Простые методы оценки эффективности.
3. Чистая текущая стоимость проекта (NPV).
4. Внутренняя норма прибыли (IRR).
5. Дисконтированный период окупаемости (PBP).
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы
Обучающихся по дисциплине
Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Основная цель самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «Бизнес-планирование» — закрепить теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий. Глубоко изучить, использовав рекомендованную литературу, а также лекции по курсу, основные теоретические аспекты дисциплины, связанные с современными проблемами бизнес-планирования.
В процессе самостоятельной работы студенты должны овладеть практическими навыками использования методов стратегического анализа, решив практические задачи, представленные в методических указаниях кафедры. Самостоятельная работа студента в процессе изучения дисциплины включает:
- освоение рекомендованной преподавателем и методическими указаниями по данной дисциплине основной и дополнительной учебной литературы;
- изучение образовательных ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки, электронные видеокурсы и др.);
- работу с компьютерными обучающими программами (КОПР);
- выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач;
- самостоятельный поиск информации в Интернете;
- выполнение контрольной работы;
- консультации по наиболее сложным вопросам;
- участие в работе научного кружка по кафедре и ежегодных студенческих научных конференций;
- подготовку к экзамену.
|
На самостоятельную работу студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профили «Управление проектами», «Маркетинг», отводится 128 часов учебного времени (таблица 5.1), а профиль «Финансовый менеджмент» отводится 96 часов (таблица 5.2)
Таблица 5.1 – Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бизнес-планирование» для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профили «Управление проектами»
№ темы дисциплины | Форма внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-11 | Работа с учебной, научной и справочной литературой; изучение материалов интернет-ресурсов; разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины; изучение рекомендованных к занятию нормативных правовых актов, подготовка к решению ситуационных задач и тестированию. | |
4,6, 9, 10 | Подготовка к практическим занятиям | |
Выполнение контрольной работ | ||
Выполнение курсовой работы | ||
Подготовка к экзамену | ||
Итого: |
Таблица 5.2 – Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бизнес-планирование» для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Финансовый менеджмент»
№ темы дисциплины | Форма внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-11 | Работа с учебной, научной и справочной литературой; изучение материалов интернет-ресурсов; разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины; изучение рекомендованных к занятию нормативных правовых актов, подготовка к решению ситуационных задач и тестированию. | |
9, 10 | Подготовка к практическим занятиям | |
Выполнение контрольной работ | ||
Выполнение курсовой работы | ||
Подготовка к экзамену | ||
Итого: |
|
Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Перечень вопросов для компьютерного тестирования:
Тест 1
1. Дефиниция термина бизнес:
1) Приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность
2) Совокупность отношений между участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода организации
3) Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под свою имущественную ответственность в пределах, определяемых ОПФ предприятия
2. Участниками бизнеса являются:
1) Менеджеры
2) Предприниматели
3) Коллективные потребители продукции
4) Главы государств
5) Гос. органы, когда они выступают непосредственными участниками сделок
3. Бизнес, как система, наделен четырьмя свойствами:
1) Реактивность
2) Противоречивость
3) Беспринципность
4) Самосохраняемость
5) Целостность
6) Активность
7) Целесообразность
4. Инфраструктура предпринимательства:
1) Союзы предпринимателей
2) Детские сады
3) Консалтинговые фирмы
4) Банки
5) Муниципалитет
5. Факторы создания благоприятного предпринимательского климата:
1) Рост доли сферы услуг
2) Льготный налоговый режим
3) Создание инновационных центров
4) Повышение качества рабочей силы
5) Психология исключительности
6. Отрицательное воздействие на создание благоприятного предпринимательского климата оказывают:
|
1) Высокая норма накопления
2) Недостаточное гос. регулирование
3) Инфляция
4) Враждебное отношение к частному сектору
7. Виды планирования:
1) Формальное и неформальное
2) Общее и частное
3) Успешное и безуспешное
8. Для успешной организации БП необходимо наличие следующих обязательных условий:
1) Внутренняя информация о деятельности предприятия
2) Соответствующая организационная структура
3) Новейшие программные продукты
4) Наличие консультационной услуги
5) Методологическая база контроля и анализа БП
9. Основные стадии процесса БП:
1) Разработки БП
2) Реализации БП
3) Контроля БП
4) Подготовительная
10. Принципы реализации БП как процесса:
1) Принцип многовариантности
2) Принцип гибкости
3) Принцип непрерывности
4) Принцип интерактивности
11. Основная цель БП:
1) Получение прибыли
2) Организация и планирование хоз. деятельности на отдельные периоды
3) Развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя
4) Развитие контактов предпринимателя
12. Кто является заинтересованными сторонами создания БП:
1) Конкуренты
2) Поставщики
3) Инвесторы
4) Потребители
5) Органы исполнительной власти
13. ТЭО это:
1) Специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов
2) Краткое и доступное обоснование предполагаемого бизнеса, позволяющее выбрать наиболее перспективные решения
3) Система расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта
14. Отличие БП от стратегического состоит в:
1) Целях
2) Горизонте времени
3) Масштабе контроля
15. Разработчиком БП может быть:
1) Руководитель фирмы
2) Менеджер
3) Гос. исполнительный орган
4) Консалтинговая фирма
Тест 2
1. К основным разделам бизнес-плана не относят:
1. План маркетинга
2. План производства
3. Приложения
4. Титульный лист
5. Оглавление
6. Резюме
2. Титульный лист бизнес-плана содержит:
1. Место подготовки плана
2. Наименование и адрес предприятия
3. Срок окупаемости проекта
4. Ожидаемая среднегодовая прибыль
5. Телефоны предприятия
3. Оптимальный объем аннотации в бизнес-плане
1. 0,5 – 2 страницы
2. 1 – 3 страницы
3. 3 – 5 страниц
4. Термином «новый товар» обозначают:
1. Товар, не имеющий аналогов на рынке
2. Старый товар с новым функциональным назначением
3. Товар, с принципиально новыми свойствами
4. Товар, схожий с товарами-аналогами
5. К факторам привлекательности товаров не относят:
1. Цену
2. Качество
3. Срок службы
4. Себестоимость
5. Цвет товара
6. Самые распространенные методы для сбора и анализа информации:
a) Опрос
b) Эксперимент
c) Эскиз
d) Моделирование
7. Функции маркетинга:
a) Организационная
b) Контрольная
c) Аналитическая
d) Сбытовая
8. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах,
оборотных средствах и прогноз затрат определяется в разделе:
a) Производственный план
b) Организационный план
c) Финансовый план
d) Маркетинговый план
9. Функции ключевых подразделений описываются в:
a) Производственном плане
b) Маркетинговом плане
c) Организационном плане
d) Финансовом плане
10. Система охраны окружающей среды описываются в:
a) Производственном плане
b) Маркетинговом плане
c) Организационном плане
d) Финансовом плане
11. Риск потерь связанных с конкретной операцией называется:
a) Суверенным риском
b) Финансовым риском
c) Производственным риском
d) Трансакционным риском
e) Актуарным риском
12. Риск покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии, называется:
a) Суверенным риском
b) Финансовым риском
c) Производственным риском
d) Трансакционным риском
e) Актуарным риском
13. В разделе бизнес-плана «Характеристика объекта бизнеса организации»
приводятся следующие сведения:
a) Показатели качества товара
b) Потребности, удовлетворяемые товаром
c) Патентная защищенность
d) Емкость рынка
e) Ценообразование
f) Реклама
g) Методы стимулирования продаж
14. В рамках производственной функции маркетинга решаются проблемы:
a) Управления конкурентоспособностью продукции
b) Изучения товародвижения и продаж
c) Обеспечения материально-технического снабжения
15. После титульного листа в бизнес-плане следует:
a) Аннотация
b) Оглавление
c) Резюме
d) Меморандум о конфиденциальности
Перечень вопросов к контрольной работе:
1. Механизм взаимодействия плана и рынка.
2. Сущность и содержание плановой деятельности.
3. Возможности применения теорий планирования, прогнозирования и программирования в современных условиях.
4. Система планов и организации планирования в современных условиях.
5. Организация деятельности органов планирования: цели, задачи и направления деятельности.
6. Программно-целевой метод планирования.
7. Балансовый метод планирования.
8. Сущность и содержание нормативного метода планирования.
9. Экономико-математический метод планирования.
10. Моделирование плановых процессов: характеристика и значение в системе общегосударственного планирования.
11. Сущность и методология индикативного планирования. Его основные принципы в РФ.
12. Организация индикативного планирования: содержание и характеристика основных этапов.
13. Сущность и содержание целевых комплексных программ: основные виды и их назначение.
14. Характеристика этапов разработки целевых комплексных программ.
15. Механизм реализации целевых программ.
16. Понятие прогнозирования, его связь с планированием.
17. Классификация прогнозов.
18. Система методов прогнозирования.
19. Организация и основные принципы прогнозирования в условиях рынка.
20. Прогнозирование деловой среды фирмы.
21. Социально-политическое прогнозирование: понятие и характеристика, его необходимость и значение в современных условиях.
22. Источники ошибок в прогнозировании деятельности фирмы и основные направления их преодоления.
23. Понятие и характеристика внутрифирменного планирования.
24. Система планов предприятия. Ее роль и значение в деятельности фирмы.
25. Организация внутрифирменного планирования: содержание и характеристика основных его этапов.
26. Причины неудач внутрифирменного планирования. Основные направления его совершенствования.
27. Сущность и содержание стратегического планирования.
28. Основные стили стратегического планирования и подходы к нему.
29. Организация стратегического планирования: содержание и х арактеристика основных его этапов.
30. Понятие бизнес-плана, его структура и значение в современных условиях.
31. Организация процесса бизнес - планирования: характеристика основных его этапов.
32. Реализация и контроль за выполнением бизнес-плана
33. Сущность и содержание финансового планирования, его значение в деятельности фирмы.
34. Организация процесса финансового планирования: характеристика основных его этапов.
35. Долгосрочное планирование.
36. Краткосрочное планирование.
37. Организация процесса планирования организационной культуры: состав и характеристика основных его этапов.
38. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности. Характеристика основных его форм.
39. Структура внешнеэкономической деятельности: содержание основных ее элементов.
40. Процесс планирования внешнеэкономической деятельности: характеристика основных его этапов.
41. Сущность и содержание инноваций. Значение и необходимость его плана инноваций в современных условиях.
42. Характеристика основополагающих элементов инновационной стратегии.
43. Организация процесса планирования инноваций: содержание и характеристика основных его этапов.
Перечень эссе:
1.Схема процесса стратегического планирования.
2. Принципы формирования и функционирования бизнес инкубаторов.
3. Конкуренция на рынках сбыта продукции.
4. Бизнес-планирование, как инструмент управления.
5. Необходимость оценки внешней среды в бизнес планировании.
6. Управление реализацией бизнес плана.
7. Продвижение бизнес-плана.
8. Информация как объект планирования бизнеса.
9. Современные концепции бизнес планирования.
10. Перспективное планирование и прогнозирование.
11. Реклама бизнес-плана.
12. Презентация бизнес-плана.
13. Реализация бизнес-плана через Интернет.
14. Анализ внутренней среды фирмы как часть планирования бизнесом.
15. Оценка потребностей рынка в условиях бизнес инкубатора.
16. Инновационная и инвестиционная деятельность прибизнес планировании.
17. Оценка экономической эффективности инвестиций (простые методы).
18. Прогноз развития рынка: приемы и методы.
Перечень докладов и рефератов (с презентацией в PowerPoint):
1. Современные проблемы разработки и внедрения инвестиционного проекта производственного (коммерческого) предприятия.
2. Бизнес-планирование на стадиях жизненного цикла организации.
3. Механизм разработки бизнес-плана организации производственной (коммерческой) деятельности вновь созданного (диверсифицированного) предприятия.
4. Технико-экономическое обоснование привлечения заемного капитала для развития основной деятельности (вспомогательных производств) предприятия.
5. Финансовое планирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия.
6. Обоснование структуры капиталовложений инвестиционного проекта
7. Экономическое планирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия.
8. Разработка операционного плана инвестиционного проекта.
9. Обоснование плана маркетинга инвестиционного проекта.
10. Организационное планирование при разработке инвестиционного проекта.
11. Обоснование бюджета организационно-структурной единицы предприятия
12. Планирование численности персонала производственного предприятия
13. Планирование диверсификации производства (коммерческой деятельности).
14. Планирование реконструкции (технического перевооружения) предприятия.
С целью стимулирования систематической подготовки студентов к практическим и семинарским занятиям по дисциплине вводится комплексный подход к оценке, получаемой студентами по итогам изучения дисциплины. На основании положения о системе оценки знаний студентов в Финансовом университете действует 100-балльная система оценки знаний. Это означает, что оценка, получаемая по итогам изучения дисциплины, состоит из двух частей: текущего контроля студентов – максимальная оценка 40 баллов и результатов работы на экзамене – максимальная оценка 60 баллов.
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:
– обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;
– решение задач, тестов и их обсуждение в точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;
– выполнения контрольных работ;
– обсуждение законодательных, правовых и нормативных актов.
40 баллов, полученные студентом в течение семестра, должны означать самую высокую характеристику его работы. Такой балл получают студенты, которые на семинарских и практических занятиях систематически показывают высокие результаты при опросах, проявляют активность при обсуждении изучаемых проблем, в полном объеме выполняют учебную программу, не имеют пропусков.
Вторая составляющая оценивает работу на экзамене и не может превышать 60 баллов. Каждый вопрос в билете имеет свою долю в общей оценке в зависимости от сложности. Например, первый и второй теоретический вопрос максимально оценивается по 20 баллов, задача — максимально в 20 баллов.
Таким образом, если студент по итогам работы в семестре набирает 26 баллов, а по итогам экзамена — 60 баллов, то общая сумма 86 баллов соответствует окончательной оценке 5 «отлично».
Если студент подошел к экзамену с оценкой 0 баллов, то при безупречном качестве экзаменационного ответа он может получить итоговую оценку по данной дисциплине только 60 баллов, что соответствует оценке 3 «удовлетворительно».
О данном подходе к оценке знаний студентов преподаватель информирует студентов на первом семинарском (практическом) занятии. На последнем семинарском занятии студентам сообщается оценка, которую они получают по итогам работы в семестре. Студенты могут улучшить свою оценку по итогам работы в семестре за счет отработки пропущенных занятий. Отработка пропусков, имевших место по причине работы студентов во время занятий, не допускается.
Промежуточный контроль проводится в форме экзамена. Экзамен по учебной дисциплине «Бизнес-планирование» проводится в устной форме в виде ответов на вопросы билета. Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы
№ п/п | Вид отчетности | Баллы |
1. | Работа в семестре | |
2. | Экзамен | |
3. | Итого: |
Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами вуза.
Рекомендуемая шкала оценок по итогам изучения дисциплины — максимальная оценка 100 баллов:
86—100 баллов — «отлично»
70—85 баллов — «хорошо»
50—69 баллов — «удовлетворительно»
Менее 50 — «неудовлетворительно».