Материя и Дух – основные категории философии и метанаучной космологии. Отмечу ряд положений, относящихся к данной теме.




Дух и Материя, их соотношение и Единство. Проблема соотношения Духа и Материи – один из вечных вопросов философии. Метанаучная космология исходит из относительности и единства этих категорий. «Дух, – пишет Елена Ивановна, – есть ультимативно утонченная материя » [1, с. 266]. Так же как Материя есть кристаллизованный Дух. «Дух и материя, – продолжает она, – едины и суть лишь дифференциации в состоянии, но не в сущности. Представление чистого Духа как существа или бытия есть химера, гигантская нелепость! Материя неуничтожаема и единосущна с Духом. Лишенный материи Дух не может проявить себя, следовательно, перестает существовать, становится Нихиль [4]! » [1, с. 266].

«То, что в современной фразеологии называют Духом и Материей, – разъясняет Елена Ивановна, – Едино в Вечности как постоянная Причина и есть ни Дух, ни Материя, но ТО, все, что есть, было или же будет, все ТО, что может себе представить человеческое воображение » [1, с. 248].

Эта Беспричинная Причина всего есть Абсолют, Единый Неведомый. «Дух и Материя, – продолжает Елена Ивановна, – суть две грани Непознаваемого Единства, и их видимо противоположные аспекты зависят: (а) от различных степеней дифференциации Материи [5] и (б) от степени сознания, достигнутой самим человеком » [1, с. 249], т.е. его способности вмещать синтез, единство противоположностей.

В связи с понятием Абсолюта очень существенны замечания Елены Ивановны о знании и познании. «Познать Абсолют нельзя, но осознать его возможно ». Почему? «Абсолют вмещает понятие Непроявленного и Проявленного ». При этом, разъясняет Елена Ивановна, «только Проявленный Космос может оявляться на беспредельном раскрывании » [1, с. 252]. То есть его можно познавать, беспредельно раскрывая его содержание. Что же касается Непроявленного, то Непроявленный Космос – «вне Времени и Пространства », и он «не может быть познан, но лишь осознан ». Чем же отличается знание от осознания? «Осознание есть Синтез. Синтез есть обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого. Знание есть ограниченная ступень познания. Само познание явлено вне Времени и Пространства » [1, с. 252]. Осознание – это высшая форма познания, даже Абсолют может быть осознан.

Соотношение дискретности и непрерывности. Материя дискретна или непрерывна? Этот вопрос по-разному решался в различных философских школах. В науке утвердилась точка зрения древних атомистов (Левкипп, Демокрит) об атомной природе материи. Но это относится только к веществу. Полевая форма материи скорее непрерывна (хотя дуализм волна­частица не позволяет говорить об этом с полной определенностью). А.А.Сазанов в ряде работ [например, см.: 8] подчеркивает, что представление о дискретности материи (тела, материальные точки) характерно для классической механики и начинает преодолеваться в квантовой механике и теории относительности. Согласно его интерпретации, тела трехмерного мира являются лишь формами восприятия мировых линий в четырехмерном мире Минковского. При этом Сазанов обращает внимание на то, что классическое представление о вечном существовании неразложимых частиц материи находилось в неразрывной связи с представлениями о вечном существовании Вселенной как бесконечной системы атомов. В этой системе изменениям, возникновению и разрушению могут подвергаться любые конструкции из атомов, но сама Вселенная остается вечной и неизменной. Обнаружение расширения Вселенной и появление современных релятивистских моделей ее эволюции положили конец этим представлениям. В связи со сказанным представляет интерес следующее замечание Е.И.Рерих: «Материя вечна и становится атомной только периодически. Материя вечна, Атом периодичен » [1, с. 248]. Здесь Атом пишется с большой буквы, вероятно, речь идет о Первоатоме. Можно понять это так: проявленный мир, состоящий из атомов, возникает периодически из непроявленного состояния; в отличие от проявленного мира, непроявленный существует вечно, и материя непроявленного состояния не имеет дискретной атомной структуры. Применительно к физическому плану сказанное можно трактовать следующим образом: вакуум, из которого образуются вселенные, – вечен, а сами вселенные возникают периодически, и, следовательно, периодически возникает плазма (первичная материя физического плана), а из нее в процессе дальнейшей эволюции (после рекомбинации) образуются атомы вещества (физической материи).

Элементы Материи и Духа. «Несомненно, – пишет Елена Ивановна, – элементы, известные нам сейчас, как они понимаются и определяются в настоящее время, не есть и не могут быть Первичными Элементами. Эти Первичные Элементы были образованы из “сгустков охлажденной Лучистой Материи” и из “огненного семени Пламенного Отца”, которые едины, или первичны. Эти элементы были зарождены в глубинах Изначального Огненного Тумана в массах раскаленного пара нерастворимой Небулы [6]» [1, с. 249]. Не следует думать, что небула – это газопылевая туманность физического плана, из которой образуются видимые нами звезды. По­видимому, имеется в виду туманность, состоящая из тонкой, даже тончайшей огненной материи – Огненного Тумана.

«Элементы, известные нам сейчас, – продолжает Елена Ивановна, – достигли своего устойчивого состояния в этом Четвертом Круге и в Пятой Расе » [1, с. 249]. О каких элементах идет речь? Можно было бы предположить, что речь идет о химических элементах физического плана. Но, скорее всего, это не так. Елена Ивановна пишет, что они достигли устойчивого состояния в Пятой Расе Четвертого Круга. Из писем Елены Ивановны мы знаем, что физический план на нашей планете окончательно сформировался в Четвертом Круге. Но что химические элементы достигли устойчивого состояния лишь в Пятой расе – это понять трудно. Химические элементы вполне сформировались и были устойчивы не только в Четвертой (Атлантической) Расе, но много раньше. По­видимому, речь все же идет не о химических, а о духовных элементах (монадах). Достигнув устойчивого состояния в Пятой Расе Четвертого Круга, «они пользуются кратким периодом отдыха перед тем, чтобы еще раз быть устремленными к восходящей Духовной Эволюции, в течение которой “Живой Огонь Оркус” разъединит наиболее нерасторжимое и вновь рассеет в Едином Изначальном » [1, с. 249]. Можно понять это так: Огонь разъединяет те формы, которые были образованы в процессе дифференциации (при инволюции духа) и рассеивает материю, из которой они были созданы, освобождая тем самым путь к интеграции, объединению духовных элементов.

Уран. Интересны данные, касающиеся урана. «Уявленная мощь в Атоме, – пишет Елена Ивановна, – не может быть сокрытой из-за космического разложения вещества, находящегося в Уране » [1, с. 249]. Речь, надо думать, идет не о планете Уран, а о химическом элементе уране; космическое разложение – это, видимо, радиоактивный распад. «Уран, – продолжает Елена Ивановна, – является предвестником грозной Силы. Ярая людская ненависть может стать взрывателем планеты » [1, с. 249]. Здесь явно содержится намек на атомную энергию и урановую бомбу. «Насильственное деление Атома, – пишет Елена Ивановна далее, – явление противоестественное и полно опасности » [1, с. 270; 9]. Другое дело естественное разложение (радиоактивный распад). Так, при распаде урана образуются ядра гелия, который, как отмечает Елена Ивановна, «может быть благодетельным для человечества и планеты » [1, с. 270].

«Энергия, уявленная на разложении Урана, – пишет она, – конечно, еще не атомическая энергия, но уже близка ей. Изучать надо магнитные руды » [1, с. 251]. Видимо, речь идет о том, что энергия радиоактивного распада – это еще не атомная энергия, хотя и близка к ней. Но возможно и другое толкование: то, что в Учении называется атомической (или атомистической) энергией, не есть атомная энергия в терминологии физики. Может быть, она лежит за пределом физического плана и относится к планам тонким. Хотя замечание о магнитных рудах скорее заставляет думать все же о физическом плане.

С ураном связаны и некие лучи У. Как известно, при радиоактивном распаде образуются α, β и γ лучи. Но, как говорится в «Космологических записях», при распаде урана образуются еще и лучи У, на которые физики не обратили должного внимания. Речь не идет о γ-излучении, ибо, как сказано, лучи У появляются только при распаде урана. (Возможно, обозначение луча буквой У означает «лучи урана».) Лучи эти отличаются «необычайной мощью » и высокой проницающей способностью (как и γ-излучение). Но обычными методами они неуловимы, поэтому физики проявили «некоторое пренебрежение » к их изучению. «Исследователи обнаружили эти Лучи случайно и усмотрели только их мощь проникновения через все преграды », но от дальнейшего исследования отказались. Елена Ивановна ссылается на опыты профессора С.А.Юрьевича по изучению проницаемости этих лучей и пишет, что он «не выказал интереса к дальнейшему исследованию их качеств » [1, с. 274]. Говорится, что только один Капица понял огромное значение этих лучей и их космическую природу. Имеется ли в виду Петр Леонидович Капица или кто­то другой – мне неизвестно. Это интересная страница из истории изучения радиоактивности. Было бы хорошо, если бы специалисты в области истории физики внесли ясность в этот вопрос [10]. В «Космологических записях» далее говорится, что лучи У могут быть использованы в качестве двигателя (вероятно, движителя), когда будет найден способ конденсации их мощи. «Ученые не знают, на каком новом открытии они скоро уявятся » [1, с. 275]. (Невольно возникает ассоциация с потоком γ-излучения в гипотетической фотонной ракете, но, видимо, эта ассоциация не имеет под собой почвы, учитывая разную природу γ-излучения и лучей У, о чем говорилось выше.)

Знаменательно, что лучи У каким­то образом связаны с огненным опытом Елены Ивановны. Учитель сообщает: «Моя ученица уже является на ассимиляции Луча У, когда она принимает Мои мысли. И новая сила передачи мысленной уявлена на новой силе Луча У » [1, с. 275]. Отсюда можно сделать вывод, что лучи У связаны с ментальной энергией и, следовательно, имеют какую-то «биологическую» составляющую. В этом плане представляют интерес так называемые «митогенетические лучи». Речь идет о слабом УФ-излучении живых клеток, обнаруженном советским биологом А.Г.Гурвичем в 1923 г. Измерить его в то время прямыми физическими методами было невозможно, и оно регистрировалось с помощью биологических детекторов – дрожжевых клеток, в которых это сверхслабое УФ-излучение стимулировало интенсивное деление (митоз), откуда и название: митогенетическое излучение. Впоследствии оно было зарегистрировано физическими приборами [7, с. 183]. Имеет ли митогенетическое излучение какое­то отношение к лучам У – неясно. Этот вопрос также требует изучения.

Лучи У, сообщает Елена Ивановна, могут храниться с помощью особого «изолирующего » вещества, состоящего «из сплава металлов Осьмиридия и новых, недавно полученных П[лутона] и Н[ептуна]. Они уявят ножны Лучу У » [1, с. 275]. Вероятно, имеются в виду первые искусственно полученные 93-й и 94-й трансурановые химические элементы нептуний и плутоний. В природе они не встречаются, т.к. очень быстро разрушаются из-за радиоактивного распада. Что касается упоминаемого здесь осмиридия, то, возможно, речь идет об одном из минералов, являющихся природным твердым раствором осмия и иридия. В природе они встречаются почти исключительно в самородном состоянии, чаще всего вместе. Это очень редкие химические элементы из подгруппы платиновых металлов (Os76, Ir77, Pt78). Считается, что около 65 млн. лет назад, на границе между меловым и третичным периодом, Земля столкнулась с неким довольно крупным небесным телом. Выброшенные из кратера породы как земного, так и космического происхождения были разнесены ветром по всей Земле. В этих отложениях содержится необычно высокий для Земли процент иридия. С осмиридием связан и металл Морий.

Металл Морий. Упоминание о металле Мории имеется в книгах Живой Этики. «Среди аэролитов есть один металл – Морий, обладающий свойством конденсировать электрическую энергию. Обладание этим металлом дает возможность получить сильные вспышки искр и даже пламя. Это насыщенное пламя должно светить в сознании, укрепляясь и разгораясь » [11, 199]. «Хотим дать вам на дорогу магнит как знак изучения пока скрытых свойств материи. Дадим еще кусок метеорита, где заключен металл Морий. Этот осколок напомнит вам об изучении основной энергии, о Великом Ауме » [11, 265]. «Металл Морий привлекает огонь из пространства и светит бесконечно » [6, комм. 557].

В «Космологических записях» металл Морий упоминается в связи с новой планетой, которая приближается к нашей Солнечной системе. Она «имеет металл Морий, который может быть уявлен на постоянном свечении при соединении с другими металлами – Нептун и Плутон на Земле, необходимыми для свечения Мория » [1, с. 272]. Возвращаясь далее к металлу Морию, Елена Ивановна пишет, что его можно найти «в руде Осьмиридия по соседству с Ураном ». Металл этот обладает особым качеством, связанным с «инфрафиолетовым » лучом «огромной силы и напряжения. Новый ингредиент, находимый (вероятно, его еще предстоит найти. – Л.Г.) в руде Осьмиридия, явится как субстрат для уявления » этого луча. И далее: «Морий уявится как субстратум для нового ему применения, но и как новое вещество » [1, с. 275].

В 1940-х гг., когда собирались «Космологические записи», уже были известны все химические элементы от водорода до урана. Элемента с названием Морий, а главное – со свойствами, о которых говорится в Учении, среди них не было. Что же это за металл? В упоминаемой книге «У порога Нового Мира» имеется обширное редакционное примечание по этому вопросу [1, с. 275–276]. Суть его состоит в следующем: существует гипотеза, что среди трансурановых элементов (которые радиоактивны и быстро распадаются) могут быть стабильные элементы. Таким «долгожителем» скорее всего, должен быть 108-й элемент – тяжелый аналог осмия. Поиски его пока не проводились. Там же приводятся соображения о возможной причине свечения этого элемента. Квантовая электродинамика предсказывает, что стабильные элементы с достаточно большими номерами порождают вокруг себя электрическое поле огромной напряженности, в котором возможно спонтанное рождение из вакуума электрон­позитронных пар с последующей аннигиляцией и рождением квантов электромагнитного излучения.

Из записей Елены Ивановны видно, что металл Морий надо искать по соседству с ураном в осмиридиевых рудах. В России их коренные месторождения имеются на Среднем Урале. Другим источником могут быть метеориты. Следовательно, необходим детальный химический анализ для обнаружения столь редких элементов. Падение метеоритов непредсказуемо, никто не знает, где и когда упадет очередной метеорит. Другое дело космическая пыль, она непрерывно выпадает на всю поверхность Земли. На это обращал внимание В.И.Вернадский [12]. Надо только научиться собирать метеорную пыль и надежно выделять космическую составляющую из собранных образцов. Это одна из задач, которую планируется решать в рамках научной программы «Исследование космической (метеорной) пыли на поверхности Земли».

Материя и электричество. Атомы физической материи состоят из электрических частиц (положительно заряженное ядро и электронная оболочка). Елена Ивановна указывает, что электричество проникает гораздо глубже – в истоки материи. «Материя в конечном итоге анализа является электричеством. Электричество есть фаза энергии или вид движения » [1, с. 251]. Космическое электричество есть Фохат. Но он не является конечной фазой: «... за Фохатом находится Парафохат, который питается Панфохатом » [6, 403]. Елена Ивановна ссылается на Фалеса, который называл электричество «Душой Вселенной», ибо оно сообщает движение всему Сущему. «Движение есть его основная сущность » [1, с. 251].

Материя и Энергия. Представляют интерес замечания Елены Ивановны о соотношении материи и энергии. «Для современного физика, – пишет она, – двигательная сила (энергия) есть материя. Человек воспринимает материю, ибо восприятие это есть ответ его чувств, ощущений на вибрацию энергии. Энергия есть единая существующая Реальность. Все восприятия чувств являются исключительно следствиями энергий. Энергия и Материя – эквивалентные термины [7]. Свет есть вибрация, движение Материи. Теплота есть вид движения самих атомов, но не электронов, содержащихся в них » [1, с. 251].

В основе Мироздания (Проявленного Мира) лежит Духоматерия, или Огненная субстанция – продукт соединения Огня (Духа), или Луча Абсолюта, с Прегенетической материей. Что же представляет собой Огненная Субстанция? Елена Ивановна пишет: «Огненная субстанция есть сгущенная энергия » [1, с. 253]. Таким образом, в Проявленном Мире материи (как и духа) в чистом виде не существует. Так можно понять положение «Материя исчезла ». И отсюда: «Материалистическое Мировоззрение уступило место Мировоззрению Энергетическому » [1, с. 269].

Огненная субстанция «уявляется на основной двуеродности энергии или на двух полюсах, на одном – Любовь, на другом – Мысль » [1, с. 253–254]. Два полюса обычно рассматриваются как два Начала: Мужское и Женское, Дух и Материя. В «Космологических записях» Елена Ивановна указывает еще на один аспект двуполюсности: Любовь и Мысль. При сочетании двух полюсов рождается все Сущее, таким образом, соединение полюсов лежит в основе космического творчества. «Огненная энергия проявляется как жизненная энергия во всем Бытии » [1, с. 254]. Она не может быть уничтожена, но может лишь трансформироваться, проявляясь в другой оболочке. Огненная энергия и есть энергия Всеначальная. «Многие энергии сливаются или вытекают из единой Всеначальной энергии » [1, с. 254]. Человек также является носителем Всеначальной энергии. Ее высшим проявлением в человеке является психическая энергия. «Всеначальная энергия разлита во всем Сущем, и человек является носителем [ее] в ее высшем проявлении как энергия Психическая » [1, с. 256].

В процессе жизнедеятельности Космоса происходит постоянный обмен энергиями (космический метаболизм). Наше Солнце получает энергии из сфер дальних, вероятно, принадлежащих другим системам. Оно трансмутирует их и передает планетам Солнечной системы. В свою очередь, планеты передают Солнцу свои отработанные энергии, которые трансмутируются в его Огненном Горниле, после чего Солнце вновь посылает их в свою систему [1, с. 273].

Эфир. С понятием Всеначальной энергии тесно связано понятие эфира. «Эфир, – пишет Елена Ивановна, – есть Источник и Причина всех Сил » [1, с. 258].

Понятие эфира в метанаучной философии неоднозначно. С одной стороны, Эфир рассматривается как третий космический принцип. Первый – Земля (точнее физический план), второй – Астральный свет, третий – Эфир, а высший седьмой принцип – Акаша [13, с. 32, 63, 526–527]. С другой стороны, эфиром называют ближайшую к плотному плану сферу, низший астрал, с которым связано эфирное тело человека (эфирный двойник). В «Космологических записях» Елена Ивановна рассматривает Эфир в его высшем аспекте. «Эфир в эзотеризме, – пишет она, – есть сама сущность Всеначальной энергии, и этому Универсальному посреднику, состоящему из многих посредников, обязаны все проявления энергии в материальном, психическом и духовном мирах » [1, с. 258]. Но «Акаша есть субстанция Огня еще более тонкого качества, нежели Эфир » [1, с. 273].

Эфир есть огненная субстанция, и он проявляется как самая чувствительная среда «для запечатления на ней самых разнообразных пространственных сил и энергий » [1, с. 258]. Эфир связан с Жизненной Силой – Праною, он насыщает ауру планеты самыми разнообразными химизмами, исходящими как из ядра планеты, так и из пространства, ее окружающего. Интересно, что, по замечанию Елены Ивановны, каждой планете присущ свой эфир, а эфиры на разных планетах различаются по своим качествам. Но Солнце, отмечает Елена Ивановна, «вмещает все качества эфира » [1, с. 258].

Инерция. В Живой Этике говорится, что «каждая энергия, приведенная в действие, порождает инерцию », которую почти «невозможно остановить » [6, 477]. В «Космологических записях» Елена Ивановна сообщает дополнительные (и довольно неожиданные) сведения об инерции. Оказывается, «инерция есть сила величайшая из оккультных сил. <...> Слепая инерция физической науки заменится сознательными силами за пределами покрова Материи. Движение и инерция станут подчиненными этим сил[ам] » [1, с. 258].

Вообще, все силы являются одушевленными. Так, «тяготение есть лишь симпатия и антипатия » [1, с. 258]. На физическом плане они проявляются как притяжение и отталкивание, обусловленные физической полярностью, но за пределами физического плана они обусловлены духовными причинами. Отсюда можно понять известное метанаучное положение о том, что сила притяжения есть лишь аспект Космической Любви, проявленный на физическом плане.

Строение атома. Фрагментарные данные о строении атома, приводимые Еленой Ивановной, нуждаются в осмыслении. Прежде всего, она сообщает, что изучение атома привело к обнаружению его ядра, состоящего из протонов и электронов. Это не должно нас удивлять, ибо до открытия нейтрона (1932 г.) такое представление о строении атомного ядра в физике было общепринято. Да и сейчас с определенной долей условности его можно принять, ибо нейтрон в свободном состоянии легко распадается на протон и электрон (с испусканием антинейтрино). Дальнейшее изучение атома, пишет Елена Ивановна, привело к обнаружению ионов и изотопов, которые являются носителями новых качеств. Излучение атома образует электромагнитное поле, составляющее его ауру, образующую защитную сеть атома (как у человека!). Главная сила атома сосредоточена в его ядре, Елена Ивановна называет ее огненной силой, именно эта сила определяет жизнь (или психожизнь) атома. Елена Ивановна отмечает, что огненная сила атома определяется силой «сцепления нуклея » [1, с. 270], т.е. силой, удерживающей частицы внутри атомного ядра – по современным представлениям, это глюоновые связи между кварками.

Чрезвычайно интересны данные о нуклеоле. Как можно понять, это некие составляющие атомного ядра. «Явление нуклеолы в нуклее Атома является Психожизнью Атома. Сущность эта не поддается делимости, ибо эта сущность уже [не] подлежит физическому плану. Бесконечная делимость Атома является Космическим Законом, но сущность, заключенная в нуклее Атома, или Психожизнь его, является неуловимой на физическом плане » [1, с. 272–273]. Можно понять это так: делимость атома бесконечна (неисчерпаемость материи вглубь), но на каждом конкретном плане имеется предел делимости. Для физического плана таким пределом является нуклеола, которая уже не подлежит физическому плану. «Нуклеола, или Психожизнь Атома, – продолжает Елена Ивановна, – истинно, является энергией божественной двуеродного Огня и не может быть выявлена на физическом плане механическим способом » [1, с. 273].

Заманчиво связать нуклеолу с кварком. По­видимому, именно кварки являются пределом делимости физической материи. В обычных условиях (исключая самые ранние стадии эволюции Вселенной) кварки в свободном виде не встречаются (только в составе адронов). Возможно, их сущность относится уже к тонкому миру. Но это, конечно, только предположение.

НАУКА БУДУЩЕГО

В отношении современной науки Елена Ивановна отмечает ее фрагментарность. «Необходимо, – пишет она, – обладать широким современным ознакомлением со многими областями Науки, чтобы понять полный смысл и значение определительных и представлений, оявленных древними понятиями – Начал, Элементов, Энергий и их свойств » [1, с. 245].

Говоря о науке будущего, Елена Ивановна, прежде всего, упоминает астрономию. Она утверждает, что астрономия явит новую науку. Старые понятия будут пересмотрены, будет установлена относительность всех наблюдений, астрономия утвердится на новых понятиях [1, с. 241–243]. Из письма Елены Ивановны Фосдикам (08.11.1948): «Много интереснейших страниц в “Новой Астрономии”. Как говорит В[еликий] Вл[адыка]: “Моя Астрономия уявляет нашу солнечную систему много полнее и интереснее всех существующих учебников” » [1, с. 337]. Что же будет представлять собой новая астрономия? Это будет астрономия многомерного Космоса, включающая изучение различных планов Бытия. Современная наука изучает трехмерный физический мир; соответственно, современная астрономия изучает физическую Вселенную. Новая астрономия не будет ограничиваться изучением физической Вселенной, она проникнет в иные планы Бытия, в иные измерения многомерного пространства. Благодаря новым изобретениям, считает Е.И.Рерих, невидимые нами планеты станут доступны зрению [1, с. 244]. Вероятно, речь идет о приборе, воспринимающем и регистрирующем объекты тонкого мира. Изучение этих невидимых планет, пишет Е.И.Рерих (27.03.1952), имеет большое значение, ибо они «сильно воздействуют на атмосферу нашей Земли » [1, с. 408].

В последнее время в Интернете, в средствах массовой информации появляются многочисленные спекуляции об обнаружении новых светил. Относиться к этому следует критически. В тех случаях, когда это не досужие домыслы, а реальные открытия, речь идет либо об астероидах, либо об объектах пояса Койпера, за орбитой Нептуна. Никакого отношения к невидимым планетам они не имеют, хотя некоторые авторы ссылаются на пророчества и источники метанаучного знания, включая работы Елены Ивановны.

Другая тенденция состоит в попытках построения совершенно произвольных спекуляций, основанных на видениях (некоторые авторы называют их «метанаучными наблюдениями») и некорректной интерпретации метанаучных источников, в том числе «Космологических записей» Елены Ивановны. Здесь необходимо проявлять самоконтроль и бережное отношение к метанаучному знанию, иначе это приводит к профанации. Известно, что, особенно на первых порах, видения сами нуждаются в правильной интерпретации. Что же касается метанаучных знаний, то, знакомясь с теми или иными положениями метанаучного знания, надо стараться понять, к какой области Действительности (или плану Бытия) они относятся.

Современная астрономия – астрономия физического плана – является точной наукой. Я думаю, и новая астрономия будет таковой, нельзя приписывать ей свои собственные произвольные допущения.

Помимо термина «астрономия», Елена Ивановна употребляет еще три термина: «астрофизика », «астрохимия » и «астрофизиология » [1, с. 245]. Она называет их новыми науками. Термин «астрофизика» используется и в современной науке, астрофизика составляет главное направление современной астрономии. Она уделяет значительное внимание эволюционным процессам во Вселенной. Елена Ивановна отмечает, что эта сторона астрофизики будет приобретать все большее значение.

В отношении термина «астрохимия» требуется некоторое разъяснение. Можно было бы думать, что астрохимия изучает химические процессы во Вселенной. Но химия плотной материи небесных тел изучается в рамках астрофизики. Термин «астрохимия» в современной науке не используется. Елена Ивановна понимает под астрохимией то, что сегодня принято называть астрологией. «Астрология есть не что иное, как формула Астрохимии » [1, с. 237]. В связи с этим уместно вспомнить, что в Учении часто употребляются термины «химизм», «химизмы», которые, судя по контексту, не относятся к плотному миру. По­видимому, «химизм» – это химический состав тонкой материи, а «химизмы» – химические соединения тонкого мира. Астрохимические лучи, воздействующие на земные организмы, состоят из частиц тонкой материи. Тогда становится понятным, почему о химизмах часто говорится в связи с астрологией и почему последняя называется астрохимией.

Об астрофизиологии Елена Ивановна упоминает вскользь, и можно понять, что речь идет об астрохимическом воздействии на физиологические процессы. «Астрофизиология уявит воздействие пространственных тел на внутренние секреции желез в человеческом организме » [1, с. 245]. С другой стороны, астрофизиология, по-идимому, выражает ту связь между человеком и Космосом, о которой говорилось в самом начале статьи.

Эту мысль, выраженную в эпиграфе к «Записям», Елена Ивановна повторяет и развивает дальше: «Изучение всей синтетической сущности человека уявится необходимостью для понимания строения Мира и Вселенной. Наука синтетической сущности человека, изучение функций его организма уявит аналогию в строении и функциях Космоса. Наука уявится на утраченном древнем методе изучения соответствий и аналогий между функциями Космоса и человека. Новая Наука, изучающая соответствия между Макрокосмом и Микрокосмом, утвердит Институт Изучения скрытых свойств человека на психической основе, на психической энергии » [1, с. 272; 14]. Учитель утверждает, что в этом деле Елене Ивановне суждено сыграть ведущую роль. «Ур[усвати] положит основание Изысканиям научных подходов к изучению свойств человека в связи с Космическими Лучами и Токами » [1, с. 279]. Работа Елены Ивановны «Изучение свойств человека» является реализацией этой программы и нуждается в самом серьезном, внимательном и непредвзятом изучении.

О необходимости изучения магнитов, что даст «самую насущную Науку », говорилось выше. Также тяготение остается важным предметом науки: «Тяготение остается Основным Законом Мироздания ». Оно является проявлением Космического Магнетизма на физическом плане, а «в Высших Сферах, или Мирах, преображается в закон Любви...» [1, с. 278].

«Наука, – пишет Елена Ивановна, – напряженно ищет основу Образования Миров ». Такой основой, где все зарождается, является Пространство. «Пространство есть общая Утроба пространственных тел » [1, с. 272]. Конечно, речь не идет о пустом пространстве. Даже физическая Вселенная зарождается из космологического вакуума, который представляет собой определенный вид энергии (так называемая темная энергия). Тем более это относится к Космосу, включающему все планы Бытия в их зримости и незримости (выражение Елены Ивановны из ее писем). Пространство, в котором зарождается Космос, наполнено Огненной Субстанцией, это есть Живая Одухотворенная Сущность – Пространство­Матерь. Все в Себя Вместившая, все Содержащая, все рождающая, Она – Матерь Космоса, Матерь Мира.

Наука напряженно ищет основу Мироздания. Чтобы найти ее, пишет Елена Ивановна, необходимо «восприятие новой вибрации », необходимо утвердиться на принципе Единства в Многообразии [1, с. 271].

В краткой статье невозможно охватить все богатство идей и сведений, сообщаемых Еленой Ивановной в «Космологических записях». Эта работа, как и ее работа «Изучение свойств человека», представляет программу для будущих научных исследований. Конечно, не все может быть выполнено немедленно, даже при горячем желании. Вероятно, программа будет реализовываться по мере возникновения соответствующих условий. Но и воля в этом направлении должна быть проявлена. Это постоянно надо иметь в виду при разработке планов Объединенного Научного Центра проблем космического мышления и планов возрождения Института Гималайских исследований «Урусвати».

Литература и примечания

1. Рерих Е. У порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2000.

2. Гиндилис Л.М. Астрономические аспекты в «космологических записях Е.И.Рерих // 100 лет со дня рождения С.Н.Рериха. Материалы международной научн­о-бщественной конференции. 2004. М., 2005. С. 180–205.

3. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2 т. Т. 1. М.: Российское Теософское общество, 1992.

4. Блаватская Е.П. О космических циклах, манвантарах и кругах / Карма судьбы / Пер. под ред. К.Леонова. М.: АСТ; МЦФ, 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: