ЭВОЛЮЦИЯ МИРОЗДАНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ДУХА




Космологические записи Елены Ивановны Рерих – основа науки будущего

Л.М.ГИНДИЛИС,
кандидат технических наук, академик РАКЦ,
Москва

ВВЕДЕНИЕ

Космологические записи Елены Ивановны Рерих впервые опубликованы в книге «У порога Нового Мира» [1, с. 234–279]. Они относятся к 1940-м гг. Это записи ее бесед с Учителем. Термин космология понимается здесь очень широко, в точном значении его смысла: как наука о Космосе, наука о Мироздании. Эта оговорка необходима, ибо в современном понимании научная космология трактуется более узко: хотя она рассматривается как наука о Вселенной в целом, но включает только астрономические аспекты и является частью астрономии, а ее наблюдательная база относится главным образом (или даже целиком) к внегалактической астрономии. Космологические записи Елены Ивановны исходят из идеи соответствия между функциями человека и функциями Космоса. Поэтому «для понимания строения Мира и Вселенной » [1, с. 235], как говорится в эпиграфе к этой работе, необходимо изучение синтетической сущности человека (вероятно, и обратное тоже верно). В этом смысле «Космологические записи» близки другой работе Елены Ивановны – «Изучение свойств человека» [1, с. 281–290]. Обе они представляют собой основания науки (и философии) будущего и в определенном смысле могут служить программой научных исследований – в той мере, в какой наука подошла к решению проблем, затрагиваемых в этих работах.

На конференции 2004 г. я уже обращался к «Космологическим записям», ограничившись рассмотрением только астрономических вопросов [2]. Здесь я хотел бы рассмотреть некоторые другие аспекты. При этом надо иметь в виду, что информация, записанная Еленой Ивановной, давалась ей лично, и, насколько можно судить, в отличие от книг Учения эти записи не были переработаны для широкого пользования. Поэтому было бы излишне оптимистичным (чтобы не сказать самонадеянным) рассчитывать на полное их понимание. Но можно попробовать разобраться в том, что нам доступно.

БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ

Обычно Беспредельность в нашем представлении связывается с пространственной и временной протяженностью. Более глубокое понимание включает глубину Мироздания – представление о беспредельности вглубь. Елена Ивановна подчеркивает, что Беспредельность – это процесс вечного движения. Но как мы можем воспринять, «прочувствовать» этот процесс? – Только путем постоянной реализации нашего сознания. «Беспредельность осознается как процесс вечного движения. Мы только и делаем, что осознаем или постигаем Беспредельность в этом движении, ибо живем этим движением и сами являемся этим принципом движения. Беспредельность уявляется нам на постоянной реализации нашего сознания. Эволюция духа и всего сущего есть постоянное раскрытие беспредельного продвижения в Бытии » [1, с. 245]. Такое беспредельное продвижение духа и есть непрекращающееся сознание. Поэтому именно слияние с Беспредельностью дает непрекращающееся сознание. Иными словами, «Беспредельность реализуется при постоянном росте сознания, не прекращающегося ни в одной из своих сменяющихся оболочек » [1, с. 246]. Отсюда связь Беспредельности с бессмертием духа. Беспредельность не может существовать без бессмертия духа, ибо как же она может быть тогда осознана? Беспредельность не может существовать без сознания. Прекращение сознания есть смерть, потому, пишет Елена Ивановна, «никогда не прекращающееся сознание есть истинное Бессмертие » [1, с. 250], и это есть особое достижение Огненного Духа.

ЭВОЛЮЦИЯ МИРОЗДАНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ДУХА

Эволюция Мироздания и отдельных его частей является центра­льным понятием в философской концепции Живой Этики. Развитие Космоса происходит циклически. Периоды внешней активности – манвантары – сменяются периодами видимого покоя – пралайями. Различные циклы (планетарные, солнечные и т.д.) имеют свои манвантары и пралайи. В «Космологических записях» Елена Ивановна обращает внимание на то, что циклы устанавливаются на основе «духовного ритма, который может замедляться или ускоряться » [1, с. 247]. В частности, длительность и смена планетной манвантары «устанавливается на соответствии духовной эволюции с психической и физической эволюциями Планеты. Духовная эволюция является главным фактором всего развития <...> Духовная, психическая эволюция идет рука об руку с эволюцией физиологической и физической » [1, с. 247].

Эти положения проливают дополнительный свет на трудности, связанные с вычислением эзотерических циклов. В «Разоблаченной Изиде» Елена Петровна Блаватская рассматривает различные циклы – от Махакальпы до земных юг (сатия-юга, третия-юга, двапа­юга и кали-юга[1]). Приводятся численные значения циклов. Однако Елена Петровна предупреждает, что «точное количество лет, из которых состоит каждый цикл или юга, остается ненарушимой тайной святилищ и сообщается только посвященным » [3, с. 245]. В другой работе, где даются новые важные ключи для вычисления циклов, Елена Петровна вновь говорит о том, что приводимые длительности циклов нельзя понимать буквально. «Мы уже утверждали, – пишет она, – что вышеприведенные числа являются точными, если правильны экзотерические вычисления браминов о дне Брамы. Но мы можем опять-таки заявить здесь, что эта цифра не является точной, если она выводится из экзотерических цифр. Однако, мы можем добавить, что данное нами объяснение прогрессий, и т.д., это факты, и они могут быть с уверенностью использованы, если какие­нибудь из описанных выше чисел известны в их правильном виде, – в вычислении всех остальных чисел. Мы объяснили эти процессы потому, что нам известно, что ни одна из точных цифр никогда не объявлялась, поскольку они относятся к мистериям посвящения и тайнам оккультного влияния цифр » [4, с. 227–228]. Можно понять это так: дана правильная схема вычислений, но, чтобы воспользоваться ею для получения результатов, надо знать точное значение хотя бы одной из приведенных цифр (своего рода нуль-пункт), но как раз это и неизвестно. И оно не может быть известно заранее, поскольку циклы, как уже отмечалось выше, устанавливаются на основе «духовного ритма, который может замедляться или ускоряться ». А знание этого ритма недоступно для непосвященных.

Проблемы эволюции издавна интересовали науку. Люди пытались понять эволюцию жизни на Земле, эволюцию самой Земли, планет, звезд, звездных систем. Елена Ивановна подчеркивает, что «эволюция миров не может быть рассматриваема отдельно, вне эволюции всего Сущего, всего Созданного » [1, с. 265]. Современная наука начинает подходить к осознанию этого положения, что проявляется в идеях универсальной эволюции, или «глобального эволюционизма» [5].

Согласно современным научным представлениям, эволюция физической Вселенной началась с Большого Взрыва. Но эволюция физической Вселенной есть лишь одна из стадий в эволюции Проявленного Мира. В основании последней, указывает Елена Ивановна, лежит Космическое Дыхание (периодическое расширение и сжатие Вселенной). Это периодическое движение присуще не только такой основной космической субстанции, каковой является Акаша, но оно проявляется и на всех других нижележащих планах (в виде чередования манвантар и пралай). Манвантара начинается с того, что предшествующее ей состояние равновесия нарушается под действием Первичного Толчка, или импульса. Проявление Толчка является таким же основным, непреложным Законом, как и непрестанное периодическое движение [1, с. 253]. На физическом плане этот Толчок проявляется в виде Большого Взрыва. Пробуждение Космоса (новая манвантара) начинается с притока новых энергий. Именно приток этих энергий и создает тот толчок (Первотолчок), который является причиной периодического движения (дыхания), и он же создает спиральное, или вихревое, движение, которое появляется в начале манвантары [1, с. 261]. Во всем Пространстве, пишет Елена Ивановна, наблюдается это вихревое, или спиральное, вращение [1, с. 277].

Много ценных замечаний об эволюции разбросано по всему тексту «Космологических записей». В данной же статье затронуты только некоторые аспекты этой важнейшей категории Бытия. Конечно, понятие Космического Магнита имеет самое непосредственное отношение к эволюции. Космический Магнит есть понятие духовное. В «Космологических записях» большое внимание уделено проблеме Космического Магнетизма.

КОСМИЧЕСКИЙ МАГНЕТИЗМ

Когда на страницах Учения мы встречаемся с такими понятиями, как магнит, магнитные токи, магнитные волны, магнетизм, в том числе космический магнетизм, возникает искушение отождествить Космический Магнетизм с физическим. Конечно, физический магнетизм есть один из аспектов Магнетизма Космического, но последний не сводится к физическому магниту. Елена Ивановна в «Космологических записях» пишет Космический Магнетизм с большой буквы и указывает, что «Космический Магнетизм есть Начало Ведущее », есть закон эволюции, или совершенствования. Он есть «основной Закон, наиболее непреложный », который «уявляет высшую космическую Справедливость » [1, с. 239]. Атомная (атомистическая – возможно, это не одно и то же) энергия также связана с Космическим Магнетизмом, является его проявлением [1, с. 259]. «Космический Магнетизм особенно ощущаем за пределами ауры и атмосферы нашей Земли » [1, с. 278]. Интересно замечание о том, что «магнитные токи являются каналами между планетами. Изучение общения между мирами должно пойти по каналам магнитных волн, но, конечно, – добавляет Елена Ивановна, – духовное сознание не должно быть забыто » [1, с. 237–238].

Значение, которое имеет Космический Магнетизм, обусловлено тем, что он связан с Огнем. В Живой Этике был дан намек в этом отношении: «Магнит и огонь не связаны ли? Что питает сущность магнита? » [6, 485]. В «Космологических записях» говорится определенно: «Магнит, или Магнетизм, есть основное свойст­во Огня » [1, с. 267]. Магнитное притяжение возникает при вращении «Огненной силы ». Вероятно, речь здесь идет о Невидимом Огне. «Пространство есть Океан Огня. Но искры в нем получаются в силу магнитного истечения при вихревом вращении огненного вещества. Огненное вещество образуется при яром вращении энергии Невидимого Огня[2]. Огненная энергия и есть тут неописуемая, таинственная сила, которая становится магнетизмом на яром ее вращении » [1, с. 257]. Можно попытаться понять это положение. Вращение электрических зарядов на физическом плане создает магнитное поле. Вращение астральных вихрей создает взаимное влечение сущностей. Согласованные ментальные вихри порождают идейную близость и взаимопонимание. Вращение огненных энергий создает духовное притяжение. Все это различные проявления Космического Магнетизма.

В Проявленном Мире Огонь двуероден. Он образует Единую Женско­Мужскую Двуеродную Силу (или Субстанцию) – Духоматерию. Именно с нею и связан Космический Магнетизм. Елена Ивановна пишет: «Космический Магнетизм уявляется на вращении ярой проявленной основной двуеродности. Следующая стадия проявления Огня – Свет, Тепло и Притяжение » [1, с. 262]. Итак, первая стадия проявления Огня – Магнетизм, который является следствием вращения основной двуполюсной (двуначальной) Субстанции, а затем уже идут Свет, Тепло и Притяжение.

Мысль, особенно Мысль Высшая, есть энергия огненная. Поэтому она «обладает огненным магнетизмом и уявляется на соответственном притяжении ее » [1, с. 257]. Неудивительно, что и психическая энергия является проявлением Космического Магнетизма, она сама «является настоящим Магнитом. Магнит металла и психическая энергия движимы одной энергией. Эта основная энергия сознания распространена стихией Огня во всем Сущем » [1, с. 268]. Высшим аспектом Космического Магнетизма является Космическая Любовь. В письме к Фосдикам (15.10.1953) Елена Ивановна писала: «На ярой любви развивается и сила духа, и влечение его, которое и есть Космический Магнетизм, заложенный во всем Сущем, которым все держится » [1, с. 433]. А в другом письме (14.01.1954) она уточняет: «... что есть Космический Магнит? Космический Магнит есть основная мощь Космоса, оявленная в законе притяжения и тяготения[3] и в своем высшем аспекте – как Любовь, и как Космическая Любовь в достижении Космического Права. Космический Магнит есть основа Бытия и Сознания и, следовательно, Разума. Все держится магнитом Сознания и Разума. Космическое Сознание в его высшем аспекте и отображении оявлено в Космическом Разуме и Сердце Высшего Солнечного Иерарха » [1, с. 441–442].

На физическом плане изучение магнитов также очень важно. Елена Ивановна пишет, что их изучение «даст самую насущную Науку » [1, с. 248]. Уже древнегреческий философ Фалес знал, что магнетизм тесно связан с электричеством. Он говорил, что в магните электрическая сила двигает железом, т.е. он знал, что в основе магнитных свойств лежит электричество (движение электрических зарядов). «Электричество и магнетизм, – подчеркивает Елена Ивановна, – соотносятся, но не тождественны. Движущийся магнит может установить электрический ток в проводе, а электрический ток может вызвать магнетизм в железе » [1, с. 251]. Это хорошо известное явление электромагнитной индукции. Но Елена Ивановна идет дальше, предполагая, что жизнь и электричество являются различными аспектами одной и той же вещи [1, с. 251]. В последние годы изучение электрических процессов, протекающих на клеточном уровне, интенсивно развивается, и становится ясно, что их роль в жизнедеятельности клетки очень велика [например, см.: 7].

МАТЕРИЯ, ЭНЕРГИЯ, ДУХ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: