ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ВЕКСЛЕРА (WAIS)




КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ К МЕТОДИКЕ

 

Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (WAIS) представляет собой набор ("батарею") из 11 субтестов: шести "вербальных" (оцениваемых на основании словесных ответов испытуемого) и пяти "невербальных" (или субтестов “действия”, оцениваемых по результатам практического "исполнения" – манипулирования с невербальным стимульным материалом). Каждый из этих субтестов может рассматриваться как количественный одномерный тест, характеризующий различные стороны мышления, памяти и внимания, сенсомоторные процессы и речь (фактически разные сочетания этих психических функций), а все вместе как многомерный профильный тест, направленный на диагностику интеллекта, общий уровень которого измеряется Полной оценкой IQ. Структурные характеристики интеллекта (соотношение Вербальной и Невербальной оценок IQ, структура "профиля", "интертестовый" и "интратестовый" разброс) и качественные особенности выполнения заданий имеют психодиагностическое в широком смысле и диагностическое в узком (в плане психопатологии, нозологической диагностики), а также личностное значение.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ по методике WAIS И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ должны строго соответствовать описанной в руководстве процедуре, что требует специальной подготовки и натренированности экспериментатора. Инструкции, даваемые испытуемому, также должна предъявляться стандартно (наизусть или зачитываться). Обследование проводится в отдельной комнате в спокойной доброжелательной обстановке. Необходимо позаботиться об установлении контакта с испытуемым и поддерживать его на протяжении всего обследования.

Оценка результатов также осуществляется в строгом соответствии с изложенными ниже инструкциями к каждому субтесту. Подсчет баллов по всем вопросам-заданиям каждого субтеста дает "предварительные" (или "сырые") субтестовые оценки, максимальное значение которых может колебаться от 17-18 баллов (субтесты "Повторение чисел" и "Арифметика") до 80-90 баллов (субтесты "Словарь" и "Кодирование"), из-за чего сравнение уровней выполнения отдельных субтестов по предварительным оценкам невозможно. Предварительные оценки по каждому субтесту с помощью специальной таблицы переводятся в "шкальные" оценки с равным для всех субтестов диапазоном значений от 0 до 19 баллов, со средней 10 и стандартным отклонением 3. Именно это выравнивание оценок делает возможным "интертестовое" сравнение, на котором основан "анализ разброса" – процедура, позволяющая дать характеристику структуры интеллекта испытуемого, связанной либо с индивидуальными (конституциональными, возрастными, личностными и др.) его особенностями, либо с нарушениями интеллекта (разных сторон и особенностей мышления, памяти, внимания, сенсомоторных процессов и пр.).

Анализ разброса представляет особенно ценную сторону использования методики Векслера и ему в современной прикладной психологии, в том числе клинической, придается гораздо большее значение, чем характеристике испытуемого с помощью итоговых оценок IQ (Вербальной, Невербальной и Полной). Процедура получения этих последних в WAIS (варианте методики для взрослых) такова: сумма шкальных оценок по всем вербальным субтестам даёт “ предварительную вербальную оценку ”, которая по особым таблицам с учетом возраста переводится в “И тоговую Вербальную оценку IQ ” субъекта. Также определяется “ Итоговая Невербальная оценка IQ ”. Сумма всех шкальных оценок субтестов (или сумма предварительных Вербальных и Невербальных оценок) дает “ предварительную полную оценку ”, которая затем, также по специальным таблицам с учетом возраста, переводится в “ Итоговую Полную оценку IQ ”.

Анализ всего полученного материала должен последовательно включать несколько этапов. Это оценка ОБЩЕГО УРОВЕНЯ ИНТЕЛЛЕКТА – ПОЛНАЯ ОЦЕНКА IQ И СООТНОШЕНИЕ двух ее составляющих – ВЕРБАЛЬНОГО и НЕВЕРБАЛЬНОГО IQ, которое может рассматриваться как грубая оценка разброса (в норме обычно не наблюдается слишком большой разницы между Вербальной и Невербальной оценками IQ, характерной для многих видов патологии). Если итоговая оценка IQ имеет ограниченное диагностическое значение (определение уровня умственной отсталости или снижения), то анализ разброса, особенно интертестового, является одним из наиболее диагностически значимых факторов.

В практике используются различные виды анализа "ИНТЕРТЕСТОВОГО РАЗБРОСА", начиная от общего вида профиля, его конфигурации, тип которой зависит от особенностей распределения субтестовых шкальных оценок. Это может быть также анализ соотношения сумм различным образом сгруппированных шкальных оценок, составляющих так называемые "индексы", характерные для определенных заболеваний, или подсчеты "среднего" или "словарного" разброса. “ Средний разброс ” измеряется разницей между оценкой каждого субтеста и средней арифметической всех субтестов, обычно для вербальной и невербальной частей шкалы подсчитываемой отдельно; его вариант – "модифицированный средний разброс", когда из средней арифметической оценки субтестов каждый раз исключается тот субтест, который потом с ней сравнивают. "Словарный разброс" – отклонение шкальной оценки каждого субтеста от шкальной оценки субтеста "Словарь". Если "средний разброс" измеряет достижение испытуемого в отдельном субтесте относительно центральной тенденции всех его достижений (или вербальных и невербальных отдельно), то "словарной разброс" измеряет достижения испытуемого в отдельном субтесте относительно самой устойчивой и часто самой высокой шкальной оценки, какой является оценка субтеста "Словарь".

После "интертестового" следует анализ "интратестового разброса", т.е. соотношения оценок внутри каждого субтеста, при котором особое внимание обращается на зависимость (или независимость) оценки от относительной трудности задания, которая в каждом субтесте нарастает последовательно от первого задания к последнему. И, наконец, – качественный анализ ответов, выявляющий те или иные нарушения мышления, памяти и внимания, особенности интеллекта, а также личностные особенности испытуемого (включая и так называемые "проективные" проявления, которые могут иметь место во многих субтестах, особенно же в "Расположении картинок"). На основе всех этих данных, а также данных других проведенных исследований, составляется общее заключение.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЦЕДУРЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ И НАПИСАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Применение стандартизованной методики исследования интеллекта со строго разработанной системой количественных оценок предполагает, что испытуемый работает на максимуме своих возможностей в данный момент. Поэтому очень важно установить продуктивный контакт с испытуемым и поддерживать его на протяжении всего обследования. Необходимо положительное отношение испытуемого и к психологическому обследованию в целом. Проще всего обосновать для испытуемого назначение ему психологического обследования возможностью объективизации состояния его внимания, памяти и умственной работоспособности, связав это с жалобами больного. Вместе с тем, по возможности, следует заинтересовать испытуемого не только результатом, но и самой процедурой обследования, предлагаемыми ему заданиями. Однако испытуемый не должен, по крайней мере до конца исследования, получать от экспериментатора информацию о качестве выполнения им заданий, допускаются лишь ободряющие замечания типа "хорошо", "дальше", "'теперь попробуем это"...

Целесообразно, но возможности давать испытуемому закончить задание, даже если он не уложился в установленное время. По истечении этого времени (и оценки результата) возможны вмешательство и помощь экспериментатора. Этот прием используется с целью выяснения возможностей испытуемого в плане необходимой и достаточной для него помощи, которая фиксируется особо, так как представляется важной в выявлении и установлении " зоны ближайшего развития " (Л.С. Выготский) испытуемого. Разумеется, что это вмешательство не должно влиять ни на дальнейшее выполнение заданий, ни на оценку, которая проводится стандартно. Однако в заключение все эти особенности выполнения дадут ценный дополнительный материал к качественным характеристикам.

Большинство субтестов допускает дополнительное опрашивание испытуемого (обычно это делается, когда не совсем ясно, как оценивать ответ, недостаточно испытуемым поясненный), при этом вопросы экспериментатора должны носить побуждающий, но не наводящий характер. Например: "Пожалуйста, объясните это подробнее" или "Вы не могли бы повторить это?". Ответы испытуемого, полученные на дополнительные вопросы, отмечаются в протоколе особо (знаком Q или? перед ответом испытуемого), большое количество таких пометок свидетельствует часто о замкнутости или формальности испытуемого. Исправления и дополнения испытуемого, как спонтанные, так и в ответ на побуждающие вопросы экспериментатора, оцениваются в пользу испытуемого.

В субтестах с секундомером повторение или дополнительное объяснений инструкции входят во время, отведённое для ответа. Прекращение обследования после нескольких невыполненных заданий возможно лишь в том случае, когда нет сомнений в том, что на какой-то вопрос испытуемый мог бы ответить.

Обследование по методике WAIS в клинике проводится обычно в два приёма, а в случаях резко выраженной утомляемости может быть и больше. Не следует давать задания "Арифметика", "Повторение чисел" или "Кодирование" явно переутомлённому испытуемому. Лучше начать с них обследование при следующей встрече.

После окончания обследования в большинстве случаев, особенно если испытуемый проявляет интерес к его результатам, целесообразно проведение психокоррекционной и психотерапевтической беседы с испытуемым. Исследование дает для этого богатый материал, который может быть умело использован психологом. Его конкретные советы и рекомендации будут полезны больному, который в них нуждается. Однако количественные оценки ни больному, ни его родственникам и близким, как правило, не сообщаются.

При написании заключения особое внимание обращается на характеристику особенностей разных функций, состояния, качеств и структуры интеллекта, сильных и слабых его сторон, их соотношения. Цифровые данные обязательно должны быть разъяснены указанием на их значение, для показателей IQ это может быть ''классификация" уровня или соответствующий процент нормы, который этот уровень охватывает.

 

Классификация уровней интеллекта по Векслеру

 

Значение IQ в баллах Классификация уровней интеллекта Процентное соотношение их в населении
130 и выше Очень высокий 2,2
120 – 129 Высокий 6,7
110 – 119 Хорошая норма 16,1
90 – 109 Средний 50,0
80 – 89 Низкая норма 16,1
70 – 79 Пограничная зона 6,7
69 и ниже Умственный дефект 2,2

 

Для субтестовых оценок должно быть пояснение соответствующих качеств интеллекта и особенностей испытуемого по этим качествам, с указанием того, насколько они отклоняются от нормы и что в этих отклонениях может быть связано с образованием, профессией, возрастом, особенностями личности и проч., а что с болезнью. В этом случае психолог должен указать также на предположительное дифференциально-диагностическое значение выявленных отклонений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: