Расчёт тайм-чатрерного эквивалента




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Астраханский государственный технический университет»

Институт Морских технологий, энергетики и транспорта

 

 

Кафедра «Эксплуатация водного транспорта»

 

 

Внешнеторговые операции на транспорте

 

Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Внешнеторговые операции на транспорте» для студентов, обучающихся по направлению «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства»

 

 

Астрахань - 2015


 

 

Авторы:

Титов А.В. к.т.н., доцент кафедры «Эксплуатация водного транспорта»

Ильина Е.Г. к.э.н., доцент кафедры «Эксплуатация водного транспорта»

 

Рецензент:

Загребельный И.А Председатель Ассоциации судовладельцев и экспедиторов Астраханской области, директор ООО «Lakor Ltd», доцент кафедры «Эксплуатация водного транспорта» ФГБОУ ВПО «АГТУ».

 

 

Краткая аннотация

 

Методические указания содержат требования к составу и содержанию курсового проекта, оформлению пояснительной записки и графического материала, а также рекомендации по выполнению основных разделов проекта.

Предназначены для студентов очного и заочного обучения по направлению подготовки «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства».

 

Рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры «Эксплуатация водного транспорта». Протокол № 09-15 от 27.05.2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Состав и содержание курсового проекта  
1. ВЫБОР ВАРИАНТА ОТФРАХТОВАНИЯ СУДНА  
1.1 Определение нетто-фрахта  
1.2 Расчет продолжительности рейса  
1.3 Расчёт расходов на рейс  
1.4. Расчёт тайм-чатрерного эквивалента  
2. ОПИСАНИЕ РЕЙСА  
3. ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЛИИ, ДИСПАЧА/ДЕМЕРЕДЖА  
4. СОСТАВЛЕНИЕ FIXTURE RECAP  
рекомендуемая литература  
Приложение 1 – Исходные данные для проектирования  
Приложение 2 – Суточные нормы погрузки/выгрузки судов  
Приложение 3 – Таблица расстояний между основными пунктами Каспийского моря (выписка из лоции Каспийского моря  
Приложение 4 – Стандартный таймшит опубликован Балтийской и международной морской конференцией. (БИМКО),  
Приложение 5 – Пример составления Fixture recap  

Состав и содержание курсового проекта

Целью курсового проекта является проверка и закрепление теоретических знаний, полученных в результате изучения дисциплины «Внешнеторговые операции на транспорте».

При работе над курсовым проектом по исходным данным необходимо выполнить:

– расчёт технико-экономических показателей рейса и выбор варианта отфрахтования судна;

– расчёт сталийного времени, диспача/демереджа;

– составление Fixture recap;

– выбор соответствующей проформы чартера.

ВЫБОР ВАРИАНТА ОТФРАХТОВАНИЯ СУДНА

 

В исходных данных (см. Приложение 1) предложены три варианта отфрахтования судна, т.е. три оферты на фрахтование тоннажа, из которых нужно выбрать наиболее выгодный вариант. Для этого по трём предложенным офертам необходимо рассчитать эксплуатационно-экономические показатели работы судна.

Выбор варианта отфрахтования судна выполняется в несколько этапов:

– определение нетто-фрахта;

– расчёт продолжительности рейса;

– расчёт расходов на рейс;

– расчёт тайм-чартерного эквивалента.

 

Определение нетто-фрахта

Нетто-фрахт определяется по формуле:

NF = VF – R бр

где VF = Q × f – валовый фрахт,

Q – количество перевозимого груза,

f – ставка фрахта;

R бр = 2,5% VF – ставка брокерского вознаграждения (в данном случае принимается 2,5% от валового фрахта).

При рейсовом фрахтовании провозная плата устанавливается соглашением сторон чаще всего в виде фрахтовой ставки (rate of freight) за единицу груза. Расчетными фрахтовыми единицами (freight unit) обычно являются единицы массы, объема или штука груза.

 

Расчет продолжительности рейса

Продолжительность рейса определяется по формуле:

Тр = Тст + Тх

где Тст – время нахождения судна на стоянке во время рейса;

Тх – время рейса на ходу.

Время нахождения судна на стоянке зависит от количества обрабатываемого груза и нормы обработки судна в портах погрузки и выгрузки и определяется по формуле:

Тст = Q погр/выгр/ M погр/выгр

где Q погр/выгр – количество обрабатываемого груза в портах погрузки и выгрузки;

M погр/выгр – нормы обработки судна в портах погрузки и выгрузки (см. Приложение 2).

Стояночное время определяется отдельно в порту погрузки и в порту выгрузки.

Время рейса на ходу определяется по формуле:

Тх = L гр/ V гр

где L гр – расстояние перехода судна в грузу (см. Приложение 3);

V гр – скорость судна в грузу (см. технические характеристики судна)

 

Расчёт расходов на рейс

К эксплуатационным расходам судна относятся расходы прямые и косвенные. Прямые и косвенные расходы могут быть постоянными и переменными.

К прямым расходам при эксплуатации судна, т.е. расходам, прямо начисляемым по каждому судну индивидуально, относятся: расходы на текущий ремонт и снабжение; расходы на содержание экипажа; расходы на топливо и смазку.

К косвенным расходам относятся общие административно-управленческие и береговые расходы.

Постоянными расходами считаются эксплуатационные расходы, которые распределяются между движением и стоянкой судна, т.е. расходы на текущий ремонт и на содержание экипажа, административно-управленческие расходы.

К группе переменных расходов относятся расходы, которые меняются от того, находиться судно на ходу или на стоянке. К ним относятся на топливо и смазку, а также береговые расходы, которые зависят от обычаев порта, вида груза и судна.

1.3.1 Расходы на топливо рассчитываются исходя из стоимости 1 т тяжелого и легкого топлива для данного типа судна и суточной нормы расхода топлива заданной типом судна, а также величины ходового и стояночного времени и определяются по формуле:

R т = (q ст × Тст + q х × Тх) × r

где q ст – норма расхода топлива на стоянке;

q х – норма расхода топлива на ходу;

r – стоимость 1 т топлива.

Нормы расхода топлива на ходу и на стоянке определяются исходя из технических характеристик судна. Технические характеристики судна указаны в Регистровой книге судов.

1.3.2 Портовые сборы представляют собой платежи, взимаемые в портах с судов и грузов, исчисляемые по установленным и официально публикуемым тарифам. Это денежные сборы (платежи), взимаемые с судовладельцев и грузовладельцев портовыми, городскими властями, таможенными и другими органами для покрытия затрат на строительство и содержание портов, подъездных путей к ним, маяков, надзорных органов и т.п. Сборы по принадлежности подразделяются на государственные и местные; по условиям взимания – на обязательные (портовые сборы, которые взимаются независимо от того, воспользовался ли клиент услугами или нет; в большинстве случаев обязательные сборы начисляются по твердым ставкам, устанавливаемым с основного размера судна, количества принятого или выгруженного груза) и за предоставленные услуги (портовые сборы, которые взимаются при оказании судну заказанных им конкретных услуг и могут быть твердыми или дифференцированными). Величина и ставки портовых сборов зависят от:

– вместимости судна (НРТ),

– длинны судна

– времени стоянки судна в порту

– вида рейса (загранплавание или каботаж)

– типа судна

– осадки судна

– количества принятого или выгруженного груза.

Нетто-регистровый тоннаж (НРТ ). Net register tonnage(N.R.T.) – чистая регистровая вместимость судна – объем судовых помещений для груза и пассажиров. Определяется посредством исключения из брутто-регистрового тоннажа вместимости помещений, которые не предназначены для перевозки грузов и пассажиров: помещений для экипажа, помещений для вспомогательных механизмов, машинного и котельного отделений и др. Является базой при исчислении портовых сборов.

Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, определяется федеральным законом Министерства транспорта Российской Федерации:

– корабельный сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта. Сбор взимается один раз в год с прибывающих в порт судов, исходя из их регистровой вместимости.

– канальный сбор – плата за прохождение судна по каналу при входе в порт и выходе из порта или проходе акватории порта транзитом.

– ледокольный сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом. Рассчитывается исходя из условного объема судна, исчисляемого в кубических метрах.

– лоцманский сбор взимается за лоцманскую проводку судна по подходным каналам и фарватерам (внепортовая проводка) и лоцманскую проводку на внутренней акватории порта (внутрипортовая проводка).

– - маячный сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом.

– навигационный сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом. Для судов, проходящих акваторию порта транзитом, установлена ставка СУДС (системы управления движением судов).

– причальный сбор взимается с судов, стоящих у причала.

– экологический сбор взимается в портах, располагающих техническими средствами для приема с судов всех видов предъявляемых судовых отходов без каких-либо ограничений (за исключением балластных вод) за все время нахождения в порту.

Например: Перечень портовых сборов в порту Астрахань включает в себя: корабельный, канальный, лоцманский, ледокольный, навигационный, маячный сбор. При расчёте лоцманского сбора следует учитывать протяженность Волго-Каспийского канала, которая составляет 101 милю.

Ставки портовых сборов в портах Российской Федерации и Правила применения ставок портовых сборов можно посмотреть на сайте РОСМОРПОРТА https://www.rosmorport.ru.

1.3.3 Расходы на содержание экипажа состоят из фонда заработной платы и расходов на столовое довольствие. Общий фонд заработной платы экипажа состоит из собственно заработной платы и отчислений в социальный фонд (30,2 % от общего фонда заработной платы).

Фонд заработной платы зависит от состава экипажа судна, что в свою очередь зависит от вида и назначения судна. Минимальный состав экипажа: включает в себя:

– по общесудовой службе – капитан, один помощник капитана (для судов водоизмещением свыше 3000 т – два помощника капитана), боцман и соответствующее количество специалистов палубной команды, обеспечивающих двухсменную вахту (подшкипер (шкипер), старший матрос, старший рулевой, матрос 1-го класса, матрос 2-го класса, наблюдатель судовой, кладовой, старший кок, камбузник, буфетчик);

– по судомеханической службе – два судовых механика и соответствующее количество специалистов машинной команды, обеспечивающих двусменную вахту (старший котельный машинист, моторист, помповый машинист, электрик);

– по радиотехнической службе – один радиоспециалист.

При расчёте состав экипажа принять соответственно выбранному судну.

Общий фонд заработной платы вычисляется по формуле:

R зп = q зп × N эк × Тр

где q зп = 50 $/сут. – суточный расход заработной платы на 1 члена экипажа, включающий отчисления в социальный фонд;

N эк – количество членов экипажа.

Суточная стоимость рациона питания на одного члена экипажа устанавливается судовладельцем исходя из установленной нормы, наименования продуктов и их фактических цен. Стоимость рациона питания плавсоставу деньгами не компенсируется.

Помимо обеспечения членов бесплатным рационом питания, обязанностью судовладельца является также обеспечение организации питания, снабжений водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием, инвентарем, а также тарой для получения хранения продуктов. Коллективное питание членов экипажа может быть организовано через береговые организации общественного питания в соответствии с заключенными договорами.

Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящимся на судах во время их эксплуатации, включая время подготовки к эксплуатации и вывода из нее, а также в период болезни членов экипажа на борту судна. Рацион предоставляется исходя из нормы на одного человека в сутки.

В зависимости от времени нахождения на судне, членам экипажей может быть установлено:

– одноразовое питание – при нахождении на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов);

– двухразовое питание – при нахождении на судне в течение 12 часов;

– трехразовое питание – при нахождении на судне в течение суток.

При расчёте расходы на столовое довольствие экипажа определяются по формуле:

R ст = q ст × N эк × Тр

где q ст = 5 $/сут. – суточный расход на столовое довольствие 1 члена экипажа.

Таким образом, расходы на содержание экипажа определяются по формуле:

R эк = R зп + R ст

1.3.4 Общие административно-управленческие расходы представляют собой расходы на содержание аппарата управления и его обслуживание.

При расчёте административно-управленческие расходы учитываются в объёме 10% от общего фонда заработной платы и определяются по формуле:

R адм = 0,1 × R зп

1.3.5 Прочие текущие расходы включают в себя расходы на: текущий ремонт и обслуживание, снабжение материалами, износ малоценного инвентаря и другие расходы. Сумма прочих текущих расходов укрупнено принимается в размере 1% от выше перечисленных статей затрат и определяется по формуле.

R пр = 0,01 × (R п + R т + R эк + R адм)

Расчёт тайм-чатрерного эквивалента

Тайм-чартерный эквивалент (показатель прибыли или profit) показывает доход, который получает судовладелец в сутки от эксплуатации судна, за вычетом расходов. Он позволяет сравнивать эффективность отфрахтовки судна в различных рейсах (или по различным офертам) и определяется по формуле:

P r = (NF – R)/Tр

где Tр – продолжительность рейса

NF – нетто-фрахт

R – расходы на рейс определяются по формуле:

R = R п + R т + R эк + R адм + R пр

где R п – портовые сборы;

R т – расходы на топливо;

R эк – расходы на содержание экипажа;

R адм – общие административно-управленческие расходы.

R пр – прочие текущие расходы;

Полученный в результате расчетов показатель прибыли показывает, какую сумму судно может зарабатывать в сутки при заданных условиях оферты. В том случае, если расчетные показатели имеют отрицательное значение, необходимо сделать развернутое предложение по возможному изменению условий оферты с целью повышения результатов до положительного значения показателя прибыли. Результаты расчётов представляются в виде таблицы:

Таблица 1 – Технико-экономические показатели рейса

Показатель Единица измерения оферта 1 оферта 2 оферта 3
Q т      
VF $      
NF $      
Тст сут./час.      
Тх сут./час.      
Тр сут./час.      
М погр/ М выгр        
R п $      
R т $      
R рем $      
R эк $      
R пр $      
R $      
P r $/сут.      

 

На основании расчётов нужно сделать выбор наиболее выгодной оферты. Далее расчёт ведётся только по выбранной оферте.

 

ОПИСАНИЕ РЕЙСА

 

– Схема рейса

– Описание портов погрузки/выгрузки.

– Географическое описание маршрута: перечислить водные бассейны и порты по маршруту следования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: