Танцевать два мишки вышли – Та-ра-ра, ра-ра! Тонкий миша с толстым мишей – Та-ра-ра, ра-ра! Миша толстый стал кружиться – Та-ра-ра, ра-ра! Тонкий начал торопиться – Та-ра-ра, ра-ра! | Мне за толстым не угнаться – Та-ра-ра, ра-ра! Тонкий начал спотыкаться – Та-ра-ра, ра-ра! Миша тонкий уморился – Та-ра-ра, ра-ра! И на толстого свалился – Та-ра-ра, ра-ра! |
(Польская народная песня)
Дайте одного мишку малышу и поиграйте еще раз вместе. Спросите: «Как мишка пляшет? Вот как! Ля-ля-ля! Как мишка падает? Вот как! Бах!» Стимулируйте его к подражанию.
ИГРА «КАБЛУЧОК»
Учите малыша топать ножкой под ваше пение, а, чтобы было веселее, наденьте ему на ножку погремушку или бубенчик в виде браслета:
Чок, чок, каблучок, Чок, чок, каблучок! | Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля! |
ИГРА С МАШИНКОЙ
Положите малыша на животик так, чтобы ваша нога служила ему опорой для груди, а если ваш малыш умеет самостоятельно сидеть, посадите его лицом к себе. Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка. Подтолкните машинку по направлению к малышу, а потом – от него. Толкайте машинку туда и сюда, приговаривая:
Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в рожок гудит, | Би-би-би, берегись, берегись, Би-би-би, бе-ре-гись, посторонись! |
Возьмите автомобиль в руки, покрутите его колесики, сказав: «Это машина – би-би». Помогите малышу научиться толкать игрушку, вначале вместе с вами, затем – подражая вам.
ИГРА “ВЫНИМАЕМ ПРЕДМЕТЫИЗ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ КОРЗИНКИ”
Посадите малыша напротив себя. Вам будет нужна корзинка, куда вы положите различные предметы: погремушки, колокольчик, бубен, машинку. Покажите малышу корзинку, побуждая его вынимать по одному предметы и игрушки из нее. Вынув погремушки, поиграйте с ними: трясите, постукивайте ими друг о друга, стучите погремушкой по полу. Достав колокольчик, позвените. Вынув бубен, похлопайте по нему.
|
Каждый раз, играя в эту игру, добавляйте какой-то новый предмет или игрушку. Ваш малыш научится вынимать предметы из корзинки, повторяя те действия, которые он уже выполнял с этими предметами.
ИГРА «ЦОК, ЦОК»
Сядьте удобно на диван или на стул, положив ногу на ногу. Посадите ребенка на ногу, крепко придерживайте его за ручки. Напевайте песенку, раскачивая малыша:
Цок-цок, цок-цок-цок! Я лошадка, серый бок. | Я копытцем постучу, Далеко тебя умчу! |
(сл. И.Михайловой)
Плавно подкиньте малыша так, чтобы он мягко приземлился к вам на колени. Малыш должен доверять вам, ощущать вашу силу и свою безопасность. Играя в эту игру снова и снова, вы заметите как малыш будет с восторгом ожидать «сюрпризного момента» с подкидыванием.
ИГРА «ОТКРОЙ – ЗАКРОЙ КРЫШКУ»
Приготовьте различные коробочки и баночки с разными по форме крышками и разными способами их открывания. В каждую коробку поместите интересную для малыша игрушку. Побуждайте его открывать коробочки и находить игрушки.
После того, как он освоит способы открывания, покажите ему, как закрывать каждую из коробочек, пряча в них игрушки.
ИГРА «СНИМАЕМ КОЛЬЦА»
Наденьте на руку большие плоские кольца от пирамидки или разнообразные резинки для волос, протяните малышу свою руку, попросив его снять эти предметы с ваших рук. В этой незатейливой игре малыш научится снимать предметы и понимать слово «сними».
|
ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ
ИГРА «ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ»
Разминайте поочередно, начиная с большого, каждый пальчик малыша, потом сгибайте их, приговаривая:
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, | Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, (Прижмите кулачок к груди ребенка). Вот и вся моя семья. |
ИГРА “ПОГОНЯ”
Игра проводится тогда, когда малыш начинает хорошо ползать в различных направлениях. Играйте в эту игру на полу. Встаньте на четвереньки напротив малыша, ползите ему навстречу, громко шлепая ладонями по полу. Когда вы подползете к ребенку, поцелуйте его. Развернитесь и быстро ползите вперед, приговаривая: Догони мамочку! Догони-догони! Шлепайте ладонями по полу, побуждая ребенка устремляться вслед за вами. Когда он, наконец, начнет вас догонять, развернитесь, похлопайте в ладоши, сказав: Догоню детку! Догоню, догоню! Пусть малыш развернется, а вы будете его догонять.
Эта игра доставит большое удовольствие малышу и никогда ему не надоест.
ИГРА “ШЛЕПАЕМ ПО ВОДИЧКЕ”
Налейте в тазик воду. Покажите ребенку, как можно ладошкой шлепать по поверхности воды. Шлепайте по воде по очереди с малышом, приговаривая:
Тепики, тепики, По водице хлопики, | Хлопики ладошками Да босыми ножками! |
(Г. Лагздынь)
Если малышу понравилось занятие, повторите игровые приемы несколько раз, побуждая его смеяться.
ИГРА “ТОЛКАЮ МОЙ МЯЧ”
Малыш может лежать на животике, а может сидеть, опираясь спиной о вашу грудь. Вам понадобится резиновый мяч. Подтолкните резиновый мяч так, чтобы он покатился и, ударившись о стенку, вновь вернулся к Вам. Проделайте эти игровые действия несколько раз для того, чтобы привлечь малыша к игре. Вначале помогите ему, а потом предоставьте ему возможность потолкать мяч самому, подражая Вам. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:
|
Толкаю мой мяч, Толкаю опять, Толкаю туда, | Толкаю сюда. Мой мячик, катись, Обратно вернись. |
ИГРА “МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ”
Вам понадобится соломинка и мыльная пена. Посадите малыша на пол, сев рядом с ним. Пускайте мыльные пузыри, побуждая малыша их ловить. Эта игра обязательно понравится малышу.
ИГРА «НА КАЧЕЛИ СЕЛИ»
Встаньте посередине комнаты, широко расставив ноги. Возьмите малыша под мышки, раскачивайте его вперед назад между ваших ног, напевая песенку:
Есть качели на лугу – Вверх, вниз! Вверх, вниз! |
Постепенно увеличивайте темп движения:
Я качаться побегу – Вверх, вниз! Вверх, вниз! |
(сл.М.Долиновой)
В конце игры приподнимите малыша над собой так, чтобы он мог видеть ваше лицо, поцелуйте его.
ИГРА “СТУК ДА СТУК КАБЛУЧКОМ…”
Игру лучше проводить на детской площадке. Рассказывая стишок, поднимайтесь по лесенке вверх, побуждая ребенка следовать за вами:
Стук да стук каблучком,
Это мы наверх идем!
Преодолев 2-3 ступеньки, подхватите малыша на руки, поднимите его вверх, сказав: Вверх – скок!. При словах: Вниз – прыг!, - опустите малыша вниз, к первой ступеньке и начните все сначала. Точно также учите малыша спускаться по лесенке.
ИГРА «ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ…»
Сядьте удобно на диван или на стул, положив ногу на ногу. Посадите ребенка на ногу, крепко придерживайте его за ручки. Напевайте песенку, слегка подбрасывая малыша:
Шла коза по мостику И виляла хвостиком. , | Зацепилась за перила Прямо в речку угодила! Бух! |
При последних словах, опустите малыша на пол.
Играя в эту игру снова и снова, вы заметите, как ребенок будет с восторгом ожидать «сюрпризного момента».
ИГРА “ОТКРЫВАЕМ КОРОБОЧКИ”
Играйте с малышом на полу, сев так, чтобы вам и малышу было удобно. Подберите несколько коробочек – пластмассовых или деревянных, у которых крышки могут открываться по-разному: откидываться, отодвигаться, подниматься. В каждую из коробок положите какую-нибудь игрушку: в одну – колокольчик, в другую – носовой платок или лоскуток ткани, в третью – бусы или браслет из бус. Доставайте коробочки по одной, показывая, как их можно открывать и находить интересную игрушку. Учите малыша открывать разные крышки. А для этого подумайте, какие предметы домашнего обихода можно приспособить для игры.
ИГРА “СНИМИ КОЛЕЧКО С ПИРАМИДКИ”
Вам понадобится пирамидка, кольца которой имеют большое отверстие.
Покажите малышу пирамидку, медленно снимите первое колечко, побуждая малыша снять следующее. Снимайте колечки по очереди или вместе с малышом. Не забывайте, побуждая малыша, просить его снять колечко: «Сними колечко! Вот так! Сними! Так-так!» К 4-5-ой игре поменяйте кольца. Возьмите кольца от игры в серсо, сделайте их из плетеного жгута или сшейте из ткани, набив ватой. Теперь у Вас будет много разных колец. Это поможет поддерживать у малыша интерес к игре.
ИГРА С БОГОРОДСКОЙ ИГРУШКОЙ
Вам понадобится богородская деревянная игрушка, имитирующая какие-либо действия, например: медведь с мужиком пилят дрова. Самое важное в этой игрушке – не сюжет действия, а способ приведения ее в действие: на игрушку нужно нажимать для того, чтобы ее герои двигались.
Покажите малышу, как нажимать на игрушку для того, чтобы ее персонажи двигались или выполняли какое-либо действие. Учите малыша по очереди с вами нажимать на игрушку. Покажите ему персонажи игрушки, расскажите, что они делают, поиграйте вместе с малышом с богородской игрушкой.
ИГРА «МОЙ КОНЬ»
Посадите малыша к себе на плечи, крепко держите его и, напевая песенку, легко скачите по комнате галопом в умеренном темпе:
Гоп! Гоп! Конь живой И с хвостом, и с гривой, Он качает головой, Вот какой красивый! | Я залез на коня И держусь руками. Посмотрите на меня. Я поехал к маме. |
(М.Клокова)
Игра не должна доставлять ребенку неприятные ощущения. Двигайтесь так, чтобы малыш подпрыгивал мягко, чувствуя себя в надежных руках.
ИГРА “СМЕШНОЙ ТЮЛЕНЬ”
Вам понадобится детский крем. Сядьте с малышом перед зеркалом. Выдавите немного крема на его ручки, поверните их к зеркалу, показывая ему:
Жил да был | Один тюлень |
Поднимите ручки малыша кверху и разотрите крем его ладошками.
Все тюленю | Было лень |
Выдавите еще немного крема, положив его на кончик носа, на лоб, на щечки малыша:
Умываться каждый день: | - Лень! |
Слегка надавливайте пальцем на носик малыша, приподнимая его кверху:
Одеваться каждый день: | - Лень! |
Выдавите крем на ножки малыша:
И зарядкой заниматься | Тоже было очень лень, |
Разотрите крем по ножкам и ступням ребенка:
Уж такой смешной | Тюлень! |
(сл. Ю.Полухина)
Такие игры с зеркалом готовят ребенка к познанию себя, он будет знать, где у него нос, щеки, лоб, губы, ручки и ножки и т.д.
ИГРА “ВОТ СОБАЧКА ПОДОШЛА…”
Для игры вам понадобятся игрушечная собачка и мисочка. Протяните малышу собачку со словами:
Вот собачка подошла, Детке лапку подала, Не хотите ли послушать, Как собачка просит кушать? | Кто к собачке подойдет, Кто ей кушать принесет? Детка, детка (имя ребенка) к ней идет. Детка (имя ребенка) кушать ей несет. |
Протяните малышу мисочку, попросив его покормить собачку:
Суп из мисочки поела, | Отдыхать на коврик села. |
Повторите все действия сначала, побуждая ребенка “покормить” собачку.
ИГРА “НАЙДИ, ПРИНЕСИ, ПОИГРАЙ…”
Вам понадобятся корзинка с крышкой и знакомые для малыша игрушки и предметы. Принесите корзинку с игрушками, предварительно положив в нее знакомые для малыша игрушки: мишку, куклу, машину, мячик, зайчика, ложку, тарелочку, расческу, чашку, салфетку и другие. Попросите его открыть крышку корзинки и найти нужную игрушку. Когда малыш ее найдет, поиграйте с ней, выполняя цепочки игровых действий.
ИГРА «МИШКА – ШАЛУНИШКА»
Покажите ребенку, как пляшет плюшевый мишка, напевая веселую мелодию. Научите его выполнять действия по вашей просьбе: показать, как пляшет мишка, как он идет, как будет пить и есть, как он причесывается, умывается и прячется.
Научите малыша укладывать мишку в кроватку и качать под ваше пение.
Спать не хочет бурый мишка Уж такой он шалунишка. Я топтыжку покачаю, Баю, баю, баю, баю. | Ты ложись-ка на кроватку, Спи, мишутка, сладко, сладко. Я ведь тоже, засыпаю, Баю, баю, баю, баю. (сл. Ю.Островского) |
ИГРА «СУМКА С СОКРОВИЩАМИ»
Приготовьте старую и ненужную дамскую сумку, предварительно, ее помыв, вынув всю мелочь из кармашков и привязав к молнии длинные и удобные для ручек малыша кисточки. Разложите в каждый кармашек сумки предметы и игрушки, например: в середину сумки положите небольшую куклу, в кармашки – расческу, носовой платок, ложку, связку ключей. Сядьте удобно и неспешно начните поиск «сокровищ», открывайте по очереди каждый кармашек, доставайте и рассматривайте предметы и игрушки, показывайте малышу игровые действия с этими предметами. На следующий день содержимое кармашков можно заменить.
ИГРА «КАРУСЕЛЬ»
Возьмите малыша под мышки. Кружите его, отрывая от пола, постепенно, ускоряя темп движения:
Еле – еле, еле – еле, Закружились карусели, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. | Тише, тише, не спешите, Карусель остановите, Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра. |