Самоанализ образовательной деятельности
В группе № 7 «Звёздочки» за 2017-2018 учебный год
Воспитатели: Семёнова Н.А., Клёнова В.П.
Специалисты: Гаврилова Е.Н., Пушкова О.А.
Образовательную деятельность выстраиваю на основе ООП МАДОУ № 12. Реализую содержание ООП МАДОУ № 12 с детьми раннего (младшего, старшего) дошкольного возраста.
Задачи педагогической деятельности: | Задачи развития ребенка |
Продолжать активизировать деятельность педагогического коллектива на создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для позитивной социализации, для личностного развития, для развития инициативы и творческих способностей и обеспечивать вариативность и разнообразие содержания ООП МАДОУ № 12 с учетом образовательных потребностей и способностей детей. | Развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей. |
Продолжать деятельность творческих групп в рамках решения задач развития ребёнка и задач педагогической деятельности, обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности через участие в центрах активности развивающей предметно-пространственной среды. | Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка на основе разного образовательного содержания в условиях детского сада и семьи. |
Продолжать анализ достижений детей и самоанализ эффективности педагогической деятельности для планирования образовательной работы и оценки правильности педагогических действий. |
В 2017-2018 учебном году группы посещали 25 детей: 9 мальчиков, 16 девочек.
При создании предметно-развивающей среды группы мы учитывали возрастные особенностей детей:
-познавательная – удовлетворяет потребность ребёнка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
-коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребёнку познать азы общения и взаимодействия;
-оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
-творческая – приобщает детей к творческой деятельности, стимулирует к саморазвитию и самореализации.
В группе созданы уголки (или центры) развития по направлениям развития ребенка дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО: уголок сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Магазин», «Дочки-матери»), уголок природы, уголок безопасности дорожного движения, уголок математики.
Анализ знаний и умений детей показал следующее:
Художественно-эстетическое развитие: в течение года у детей развивалось желание и интерес рисовать. Дети учились навыкам владения карандашом, кистью, мелками, содействовали освоению детьми простейшими элементами рисунка: мазок, линия, проводить на листе бумаги вертикальные и горизонтальные прямые и волнообразные линии.
На занятиях лепкой дети лепили предметы круглой, овальной формы (огурец, помидор, банан, колбаски и т.д.) методом скатывания между ладонями, соединению частей предметов. Дети раскатывали палочки, сплющивали и соединяли их концы, плотно прижимая их друг к другу, отламывали от большого комка пластилина маленькие комочки.
Учились освоению листа бумаги в процессе аппликационной деятельности. Большинство детей научились выкладывать различные предметы из 2 – 3 частей.
Физическое развитие: для обеспечения условий физического развития ребенка на четвёртом году жизни мной был использован индивидуальный подход для каждого ребенка.
За детьми в течение года был предусмотрен полноценный гигиенический уход, выполнение режима, охрана жизни и нервной системы, предупреждение травматизма и утомления, развитие двигательной системы.
Так как двигательные умения детей еще неустойчивы, физические упражнения с ними проводились в игровой форме, на утренней гимнастике, подражая движениям взрослого. Для обеспечения физического развития с учетом индивидуальных особенностей развития двигательной активности, организовывались подвижные игры с игровым материалом. Дети приучались выполнять упражнения сообща, подражая воспитателю.
Дети учились играть в коллективные подвижные игры, с целью дружески относиться друг к другу и действовать вместе, вызывать чувства товарищества («Пройди ручеек», «Птички», «Зайка – побегайка», «Веселые лошадки», «Поймай мяч» и т.д.).
Методами наглядного показа и поддержки дети обучались основным навыкам личной гигиены: умению правильно мыть руки, насухо их вытирать, есть самостоятельно и аккуратно; правильно и по назначению пользоваться чашкой, ложкой, салфетками; учились тщательно и бесшумно пережевывать пищу. Формировался навык самостоятельного одевания и раздевания; умения аккуратно складывать одежду, застегивать молнию, пуговицу, завязывать шнурки; помогать друг другу. В течение года дети учились осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, полотенцем, носовым платком.
Закаливание организовывалось на фоне благоприятного физического и психического состояние ребенка. Проводились воздушные ванны, длительностью от трех до пяти минут, перед сном.
Уделялось внимание и безопасной жизнедеятельности детей в течение дня, в помещениях и на прогулке. При слушании сказок, рассматривании картин дети знакомились с понятиями: «фрукты», «овощи», «животные», «птицы» и т.д. На протяжении всего года учились соблюдать правила поведения во время игр с песком, с мелкими предметами.
Дети получали элементарные представления о человеке: о себе, о мальчиках и девочках, близких родственниках, знакомились с частями тела человека: голова, туловище, руки, ноги и т.д. Воспитывалось чувство удовлетворения от чистоты и порядка, учились быть внимательными к указаниям взрослых.
Познавательное: на протяжении всего года учила детей и совершенствовала выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме (строим разноцветные башенки, собираем мозаику разного цвета, отделяем мячики по форме: большие, маленькие); учила замечать изменения в природе и погоде.
Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кистей рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Дети учились усидчивости, последовательности в выполнении задания, учились понимать причинную связь между действиями предметов. Дети научились выполнять действия с предметами: одевать куклу и раздевать, убирать за собой игрушки, чистить одежду. Учила поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции (игры со строительным материалом «Разноцветные постройки», строим дорогу и гаражи для машинок и т.д.).
Дети учились рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей он выполнен. Развивалось умение ориентироваться в пространстве, умение находить недостающие части конструкции: домика, машины, мозаики.
Дети научились различать предметы по форме (круг, квадрат, треугольник), умеют группировать вещи и предметы по величине, цвету. Некоторые дети могут ориентироваться в окружающем их пространстве, понимают и показывают расположение левой и правой руки.
Речевое: обучая малышей разговорной речи учитывалась особенность словарного запаса и возможность ребенка в произношении звуков в словах. Для развития речи использовались все режимные моменты и бытовые ситуации. Дети учились правильно произносить слова, понимать и обозначать словом свойства и качества предметов, уметь их обобщать, развивали артикуляционный аппарат и связную речь, учились правильно повторять сказанное и услышанное, словами передавать свои эмоции и просьбы. Правильно называть окружающие предметы, людей, животных, растения; детей учили понимать вопрос и отвечать на него.
За год дети научились внимательно слушать и эмоционально отзываться на сюжет художественного произведения.
Для реализации всех поставленных задач по разделу «Коммуникация» подбирались речевые игры, сюжетные картинки, артикуляционные гимнастики
Социально-коммуникативное: у детей формировались элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека. Побуждала детей к взаимодействию друг с другом и со взрослыми, умению убирать без напоминания свой стульчик и вещи в отведенное место. У детей развились способности видеть разные эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев).
Работа с семьей.
Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально – благоприятного климата.
Были поставлены цели и задачи: объединить усилия семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка.
- Распространять педагогические знания среди родителей;
- Оказать практическую помощь в воспитании детей;
- Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы.
В течение года проводилась работа с родителями: беседы (о проведенном дне, о здоровье ребенка, о поведении ребенка, по поводу внешнего вида детей, о сне ребенка, о детской обуви), рекомендации (адаптация (в связи с приходом новеньких), о взаимодействии ребенка с родителями.
В 2017 году количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком в группе дошкольной организации представлено в таблице № 1.
Таблица № 1 «Выписка из ежегодных отчётов по заболеваемости детей группы общеразвивающей направленности №
Год | Уровень заболеваемости | С/О значение показателя заболеваемости |
д/дн. | д/дн. |
Для того, чтобы дети не болели, проводились закаливающие процедуры:
-утренняя гимнастика, разные формы проведения;
-облегченная форма одежды;
-ходьба в носочках по паласу на физкультурных занятиях;
-сон с доступом воздуха +17- +19;
-контрастные воздушные ванны (пробежка);
-прогулки.
Активное участие принимаем в разнообразных формах работы по реализации задач физкультурно-оздоровительной программы МАДОУ № 12 «Растём здоровыми»:
-
-
-
В результате проводимых оздоровительно-профилактических мероприятий, уровень заболеваемости в группе на протяжении всего года ниже средних областных значений показателей.
Ежегодно мы проводим анкетирование родителей, результаты в этом году представлены в таблице № 2:
Таблица № 2 «Анализ результатов анкетирования родителей воспитанников».
Анкеты/учебный год | 2017-2018 уч.г. |
Количество опрошенных человек: | |
% опрошенных | 100% |
Количество положительных ответов | |
Количество возможных положительных ответов по критериям | |
Эффективность взаимодействия | 90,90 % |
Для обогащения развивающей среды группы учитывали индивидуальные особенности (описать детей с ОВЗ, если есть, например дети с ЗПР, ОНР, нарушениями зрения, опорно-двигательный аппарат) ребенка:
Для пришедшего в середине года Матюнова В. И Прокофьева С. были созданы математические карточки более простого содержания; в уголок сенсорики внесены простое лото с формами, основными цветами.
При планировании работы учитываю принцип комплексно-тематического построения образовательной деятельности, стараюсь организовать деятельность детей таким образом, чтобы одна выбранная тема включала в себя интеграцию образовательных областей и способствовала наиболее эффективному усвоению приобретаемых детьми знаний.
Тема вызывает интерес и любопытство у детей группы, они с интересом занимаются с подготовленными карточками, развивающими играми и игрушками. Через пополнение и насыщение среды я содействую активному участию детей в формировании новых знаний.
В 2017-2018 учебном году реализовали тематические проекты:
Дата (начало-конец) | Тематический проект (название) |
18.09-29.09 | «Осень в гости к нам пришла» |
02.10-17.10 | «Во саду ли, в огороде. Фрукты» |
18.10-29.10 | «Во саду ли, в огороде. Овощи» |
30.10-10.11 | «Такие разные грибы» |
13.11-01.12 | «Кто живёт в лесу?» |
04.12-15.12 | «В гостях у зимней сказки» |
18.12-29.12 | «На пороге Новый год…» |
09.01-19.01 | «Во что мы любим играть зимой?» |
22.01-02.02 | «Покормим птичек зимой» |
05.02-16.02 | «Моя семья» |
19.02-02.03 | «Хочу быть как папа…» |
05.03-07.03 | «Мама-солнышко моё!» |
12.03-23.03 | «Ранняя весна» |
26.03-05.04 | «Какой бывает транспорт?» |
11.04-04.05 | «А в Африке, а в Африке…» |
07.05-18.05 | «Бабочка-красавица» |
Вариативность тем позволяет реализовать на практике образовательный процесс, интегрирующий содержание различных образовательных областей и направлений развития ребенка.
Дети моей группы готовят мини-сообщения (Андрей З., София С., Лиза С., Даша И.), с которыми выступают перед сверстниками: используют картинки, коллажи, которые изготавливают в центрах активности или вместе с родителями дома, пополняют новой информацией уголки: книжный и дидактических, развивающих игр.
В моей группе совместно с детьми и коллегами созданы условия, которые побуждают детей оказывать помощь другим детям, в этом учебном году дети активно участвуют в рефлексии, проявляют интерес к детскому совету и подведению итогов дня.
В своей группе к решению задач по поддержке детских инициатив и предоставлению выбора подошла через создание среды, где детям удобно, комфортно, среда вызывает положительные эмоции, окружающее пространство способствует развитию у детей самостоятельности в выборе видов деятельности, партнеров, в выборе материалов и в принятии решений, свободному выражению своих чувств и мыслей.