Развивающаяигра для дошкольников с нарушением слуха
«Разноцветные фигуры»
с 3 лет до 7 лет
Глухова Наталья Александровна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 90»
г. Череповец
Ноябрь, 2021 г.
Пояснительная записка.
Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.В процессе использования игры происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой.
Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.
Актуальность.
Дидактическая игра и упражнения ориентирована на развитие познавательных способностей дошкольников с нарушениями слуха. Познавательные способности - это те психологические качества, которые определяют быстроту и прочность усвоения новых умений, возможностей их использования для решения разнообразных практических и мыслительных задач. Эта игра направлена на развитие восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения. С помощью игры может быть преодолено неблагополучие в умственном развитии глухого или слабослышащего ребенка, возникшее из-за задержек в его воспитании и обучении и включающее применение коррекционно-развивающих методов и приемов. Развитие умственных способностей ребенка с нарушенным слухом тесно взаимосвязано с формированием его речи.
|
Целью игры и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме. В качестве методических приемов используется выбор предметов по подражанию, по образцу, словесной инструкции или описанию.
Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.Одним из таких средств является развивающая игра «Разноцветные фигуры». В дидактической игре созданы такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. В процессе подбора и описания игр учтены особенности познавательного развития детей младшего истаршего дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Данный материал может быть использован воспитателями общеобразовательных дошкольных учреждений,группкомпенсирующей направленности,логопедами, дефектологами, родителями.
Описание.
Развивающая игра «Разноцветные фигуры» предназначена для использования в различных видах детской деятельности в зависимости от поставленных задач:
-как часть речевого занятия,
|
-в индивидуальной работе с детьми,
-в совместной деятельности воспитателя с детьми,
-в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста,
-в коррекционной работе.
Пособие имеет несколько вариантов использования.
Задания, игровые действия, алгоритм действий участниковпостроены с учетом возрастных особенностей детей.Содержаниеигр, формат игр, правила определены авторомот простого к более сложному варианту. Содержание игр можно дополнять, изменять.
ЦЕЛЬ: Формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, учить правильно их называть.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать учить различать основные цвета,совершенствовать знания о геометрических фигурах.
2. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, форме, работать по схеме.
3. Уточнять, активизировать словарь по теме «цвет, формы предметов».
4. Развивать внимание, память,зрительное и слуховое восприятие, пространственное мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Совершенствовать навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Игровой материал:
=Игровое поле №1 на 4 хода с пустыми клетками(внутри клеток расположены кнопки-липучки для картинок).
=Игровое поле №2 на 9 ходов с пустыми клетками (внутри клеток расположены кнопки-липучки для картинок).
=Геометрические фигуры: красные, синие, зелёные, жёлтые, белые, серые (на кнопках-липучках).
=Смайлики основных цветов на кнопках-липучках.
=Карточки с названием цветов, геометрических фигур, предметных картинок.
=Предметныекартинки на кнопках-липучках, похожие на определенную геометрическую фигуру.
|
= Карты-схемы с заданиями.
Количество участников: от 1 до 4 человек.
Младший дошкольный возраст.
1 вариант:
Ø «Подбери фигуру по цвету»
Ведущий знакомит детей с игровым полем №1 на 4 хода и с определённым цветом на поле. Рассматривает с детьми геометрические фигуры разных цветов. Ведущий предлагает выбрать фигуры заданного цвета. А затем ребенок располагает фигуры на игровое поле, называя цвета.
2 вариант:
Ø «Найди такую же»
Ведущий знакомит детей с игровым полем №1 на 4 хода и с определённой фигурой на поле. Рассматривает с детьми геометрические фигуры. Ведущий предлагает выбрать фигуры, подходящие по форме, заданной на поле. А затем ребенок располагает фигуры на игровое поле, называя геометрические фигуры.
3 вариант:
Ø «Найди тень»
Разложить силуэты фигур на поле № 1. Дать ребенку вырезанные геометрические фигуры. Нужно найти соответствующий силуэт и наложить поверх него фигуру.
4 вариант:
Ø «Повтори узор»
Ведущий предлагает детям рассмотреть карточку и ответить на вопрос: «Из какой геометрической фигуры составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, каких цветов фигура. После этого ребенок выбирает нужныепо цвету геометрическую фигуру и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).