Формирование коммуникативных компетенций у педагогов дополнительного образования
Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека:
· умение выбрать нужную интонацию, жесты;
- умение разбираться в других людях;
- умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.
С другой стороны, коммуникативные навыки характеризуются через уровень владения знаниями и умениями из области некоторых филологических дисциплин, например, лингвистики, риторики:
- умение уместно использовать в речи различные риторические приемы;
- умение соблюсти нормы орфоэпии; (эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения речи.)
К коммуникативным умениям относят также те, которые необходимы человеку для адекватного выражения своей мысли или понимания чужой:
- умение придерживаться темы высказывания;
- умение раскрыть основную мысль высказывания;
- умение определить тему и основную мысль чужого высказывания;
- умение подобрать аргументы для доказательства своей мысли.
В аспекте системно-мыследеятельностного подхода употребляется термин «общие умения коммуникации», и к ним относятся:
- Умение оформит свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения;
- Умение оформить свои мысли в письменный текст;
- Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
- Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием)
В настоящее время умения коммуникации рассматриваются и обсуждаются как один из приоритетных компонентов содержания современного образования.
|
Каждый педагог, так или иначе, сталкивается с проблемой оформить на бумаге, описать свой опыт. Однако большинство педагогов затрудняются в оформлении своих мыслей, в обобщении и описании своей практики. Следовательно, такому педагогу сложно научить и ребёнка оформлять свои мысли, чётко, компактно, выразительно. Часто педагоги, имеющие богатейший практический опыт, едва столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат, конспектов чужих работ.
Таким образом, практика остро нуждается в разработке методик, которые бы позволили любому педагогу изложить свой опыт работы, написать статью
Содержание макроумения «оформлять свои мысли в письменный текст»
Оформление мыслей в письменный текст включает много операций, которые требуют определенных микроумений:
1) сформулировать название (тему) статьи четко, компактно;
2) определить границы содержания темы;
3) составить план статьи;
4) видеть образ конечного продукта и его адресата;
5) придерживаться темы статьи, отсекая лишние рассуждения, информацию;
6) оформить мысли тезисно;
7) подобрать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
8) имеющиеся факты, примеры, доказательства обобщить и оформить выводы;
9) пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
10) подобрать соответствующие выразительные средства для изложения мысли (сравнения, эпитеты, метафоры и пр.).
|
Этот список получен в результате исследования проблем, с которыми сталкиваются педагоги, он ни в коем случае не претендует на полноту. Опыт подскажет, чем он должен быть еще дополнен или как изменен.
Исходные положения технологии
В основе технологии обобщения и письменного оформления педагогического опыта лежат следующие положения.
Во-первых, затруднения педагогов, которые не могут писать статьи о собственной деятельности, обусловлены как отсутствием позитивного опыта написания статей, так и фактами неуспешности в оформлении сочинений, эссе и т.д., имевшими место, например, на предыдущих этапах обучения (в школе, вузе).
Во-вторых, умение писать статьи прямо не коррелирует с профессиональными областями деятельности или преподаваемыми предметами.
Кроме того, оформление статьи всегда предполагает адресата и диалог с теми или иными оппозиционерами. Зачастую пишущий не видит, кому адресована его статья, и те позиции, с которых можно рассматривать ее содержание. Таким образом, обучать написанию статей необходимо в группе субъектов, деятельность которых распределена: статьи обсуждаются и оформляются в совместной деятельности, но каждый работает над своей темой (следовательно, и статьей). При этом укажем еще на второе важное условие: в группе должны быть субъекты, имеющие позитивный опыт написания статей.
В-третьих. Как должен быть организован процесс, чтобы он был процессом «парного мышления»? Как должна быть организована коммуникация?
М.А. Мкртчяном. сделал следующие выводы.
1. Возникновение идеи - та часть мышления, которая не технологизируется. Эта способность выращивается, тренируется, развивается. Для того, чтобы родилась идея, нужна концентрация внимания. Проведем аналогию со зрением. Когда неконцентрированно, рассеянно смотришь на стену, ничего не видишь. Когда хочешь что-либо увидеть, то концентрируешь зрение. Концентрация - особая способность. Когда концентрируешься на одной точке, отключаешься от других.
|
Существуют технологические приемы концентрации мышления. Особо эффективно использовние схем.
2. Известный математик Анри Пуанкаре в одном, из своих выступлений выдвинул гипотезу о том, как работает мышление. Согласно ей, в подсознании человека лежат разные единицы мысли. Они находятся в спокойном состоянии, не двигаются. Но если они приходят в движение, то есть какая-то вероятность, что они встретятся, одна зацепится за другую, и появится новая единица.
Отсюда вывод: надо обеспечить движение как можно больше движение мыслительных единиц, чтобы появилась идея. Чем больше их движение, тем больше вероятность их встречи.
3. Если при индивидуальной работе не появляется идея, то надо обсудить этот вопрос с другим человеком. Не появляется с одним человеком –надо поговорить с другим, с третьим и т.д. Вступаем в коммуникацию не для того, чтобы собеседник дал правильный ответ, а для того, чтобы обеспечить движение мыслительных единиц, чтобы появилась идея. И это очень важный технологический прием.
Таким образом, парная работа способствует концентрации мышления и рождению новых идей. Технологизировать коммуникацию в паре в указанных целях достаточно трудно. Но регулярное пребывание в подобных ситуациях естественным образом будет выращивать у каждого субъекта свои индивидуальные способы работы.
Если постоянно тренироваться в концентрации своего мышления, появляется привычка концентрированно мыслить. Человек качественно становится другим. Итак, сначала внешне организуем и обеспечиваем концентрацию мышления, а со временем это становится внутренним свойством, качеством человека.