Дидактическая игра
Для развития мыслительных операций
"Разложи по группам"
из нетрадиционного материала (пластиковых крышек)
с 3 лет до 7 лет
Глухова Наталья Александровна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 90»
г. Череповец
Январь, 2022 г.
Дидактические игры для дошкольников младшего возраста для формирования умения выполнять классификацию и обобщение предметов Обучение приёмам «обобщение» и «классификация» серьезный процесс.
Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предмета по группам на основании выделенных в них и отражённых в слове – названии группы - общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приёмов сравнения и обобщения.
Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Овладеть приёмами обобщение и классификации в полном объёме дошкольник пока не в состоянии. Ему ещё трудно освоить необходимые навыки для овладения этими приёмами, но научить его можно.
Например, у него можно сформировать следующие умения:
1. Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные (действие соотнесения).
2. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) Развитие этого умения происходит в несколько этапов.
|
ü Сначала ребёнок объединяет предметы в одну группу, но назвать
образованную группу не может, так как недостаточно хорошо осознает общие признаки этих предметов.
ü На следующем этапе ребёнок делает попытки обозначить
сгруппированные предметы, но вместо родового слова, использует название одного из предметов группы или указывает на действие, которое может производить предмет или можно производить с предметом. Основная проблема данного этапа – неумение выделять общие признаки и обозначать их обобщающим словом.
ü Третий этап отличается от предыдущего тем, что здесь ребёнок уже
употребляет обобщённое название для обозначения группы как целого. Однако, как и на предыдущем этапе, называние группы обобщающим словом следует только после реально выполненной группировки предметов.
ü Наиболее важным является четвёртый, заключительный этап, на
котором формируется так называемое «опережающее обобщение». На этом этапе ребёнок ещё до осуществления группировки предметов может обозначить их родовым понятием. Овладение опережающим словесным обобщением способствует развитию умения осуществлять группировку в уме.
3. Распределять объекты по классам (действие классификации). В отличии от обобщения, классификация, предполагает проведение распределения объектов по классам (или предметов по группам). Такое распределение всегда имеет относительный характер, поскольку многие объекты, вследствие своей сложности, 2 не могут быть причислены только к какому-нибудь классу. Все зависит от основания, по которому проводится классификация. Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак берётся за основание классификации.
|
Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления. На начальном этапе ребенку предлагается выбрать предметы по образцу. Задача ребенка — выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства. В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи — посуда. Так, для классификации или обобщения предметов малыш включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу.
Игры и упражнения на классификацию очень важны для развития ребенка. Благодаря им воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим. Задача педагога показать ребенку, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе. Предлагаемые дидактические игры направленны на формирование уменияклассификации и обобщения предметов.
|
Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.В процессе использования игры происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой.
Данный материал может быть использован воспитателями общеобразовательных дошкольных учреждений,группкомпенсирующей направленности,логопедами, дефектологами, родителями.
Описание.
Дидактическая игра из нетрадиционного материала (пластиковых крышек) для развития мыслительных операций "Разложи по группам" предназначена для использования в различных видах детской деятельности в зависимости от поставленных задач:
-как часть речевого занятия,
-в индивидуальной работе с детьми,
-в совместной деятельности воспитателя с детьми,
-в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста,
-в коррекционной работе.
Пособие имеет несколько вариантов использования.
Задания, игровые действия, алгоритм действий участниковпостроены с учетом возрастных особенностей детей.Содержаниеигр, формат игр, правила определены авторомот простого к более сложному варианту. Содержание игр можно дополнять, изменять.
ЦЕЛЬ: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия, самоконтроль.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать развить способности классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам и особенностям применения.
2. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее.
3. Уточнять, активизировать словарный запас ребёнка.
4. Развивать внимание, память,зрительное и слуховое восприятие, пространственное мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Совершенствовать навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Игровой материал:
=Игровое поле на 5 ходов с пустыми клеткамидлякрышек с картинками. 4 штуки.
=Предметныекартинки на крышках (диаметр 5 см) по 10 темам, на каждую тему 5 картинок.Игрушки, овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, мебель, посуда, одежда, транспорт, обувь.
=Карточки с изображением теневых силуэтовна крышках (диаметр 5 см), (по 10 темам, на каждую тему 5 картинок)
=Кубик с кнопками-липучками для предметных картинок.
В дальнейшем собираемся пополнить картинки на крышках по другим темам, так как детей заинтересовала игра. Они с удовольствием перебирают крышки, подбирая предметы по группам.
Количество участников: от 1 до 4 человек.
Варианты игр.
Ø «Подбери картинки по заданию и назови предметы общим понятием»
Ведущий знакомит детей с игровым полем на 5 ходов. Рассматривает картинку на крышке с предметом, как можно назвать, одним словом. Ведущий предлагает выбрать предметы по одной теме и выложить на игровое поле. Можно предложить задать вопрос: Какие предметы ещё по этой теме ты знаешь?
В дальнейшем ведущий знакомит с кубиком, на кубике с липучками крепятся картинки по темам. Игрок бросает кубик, подбирает картинки с заданной на кубике, и выкладывает картинку с крышкой на игровое поле.
Ø «Раздели картинки на две группы»
Ведущий предлагает 2 игровых поля на 5 ходов. Рассматривает картинки с предметами на крышках, как можно назвать, одним словом. Ведущий предлагает разложить картинки с предметами по двум группам на 2 игровых поля.
Ø «Найди лишний предмет»
1.Ведущий выкладывает на столе крышки с картинками по одной теме и одну - по другой, например, четыре животных и один мяч. Дети объясняют, какая картинка лишняя и почему.
2.Роль ведущего могут выполнить и дети. Один из игроков сам выставляет крышки на игровое поле 3 - по одной теме, 2 - по другой. Остальные дети объясняют, какая карточка лишняя и почему.
Ø «Найди тень»
1.Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением посуды и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение рядом с тенью на игровое поле.
2.На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень предмета и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).
Задайте ребенку дополнительные вопросы: Как называется та или иная посуда? Какого она цвета? Для чего она нужна?
Ø "Что изменилось? Чего не стало?"
1.Ведущий выкладывает перед участником игры несколько карточек на крышках по темена игровое поле, рисунками вверх и предлагает запомнить их. Затем карточки переворачиваются, предлагается ребенку вспомнить все изображения.
2. Предложите детям выполнить другое задание: запомнить расположение рисунков на карточках, а затем отвернуться. Ведущий меняет расположение карточек или убирает 1 - 2 карточки. Игрок поворачивается и объясняет, что изменилось, чего не стало.
«Подбери картинки по заданию и назови предметы общим понятием»
«Найди тень»
«Раздели картинки на две группы»
«Найди лишний предмет»