Свободный рынок: сущность, структура и механизм действия
Вопрос №1. Сущность рынка
Рынок – это совокупность форм и способов взаимодействия хозяйствующих субъектов, кот. продают и покупают эк. блага.
Субъекты рыночной экономики:
· Домашние хоз-ва – это самостоятельные эк. единицы, кот. принимают эк. решения, являются собственниками каких-либо ресурсов и стремятся к max удовлетворению своих потребностей.
· Фирмы – самост. эк. единицы, принимающие решения о способах использования ресурсов, стремящиеся к максимизации прибыли посредством производственной и коммерческой деят-ти.
· Гос-во – правительственные учреждения, использующие юридическую и полит. власть для гос. регулирования экономики. Гос-во использует также свою собственность для ведения предпринимательской деят-ти.
В историческом плане рынок стал результатом пр-ва, обмена и тех условий, кот. породили тов. пр-во и обмен. Эти условия:
ü Общественное разделение труда
ü Обособление производителей как собственников
Рынок формируется, когда тов. пр-во достигает высокой ступени зрелости. В становлении и развитии рынка можно выделить несколько этапов:
1) Формирование рынка (с простейших форм обмена до крупного машинного пр-ва). Пр-во приобретает массовый характер. Роль всеобщего эквивалента закрепляется за деньгами. Сначала формируются локальные рынки, затем они объединяются в нац. рынки, а совокупность нац. рынков образует мировой рынок.
2) Функционирование конкурентного рынка – это этап домонополистического капитализма. Его характерные черты:
a) Независимость эк. субъектов, т.е. свобода выбора деят-ти, право продавцов самим определять цены.
b) Наличие свободных ресурсов.
c) Неограниченное кол-во продавцов, никто из кот. не в состоянии влиять на цену.
d) Достоверная информация о рынке.
Эта модель рынка близка к идеальной. В действительности рынок испытывал ряд ограничений.
3) Монополистический капитализм (рубеж 19-20 вв.) Монополистический капитал производит учёт рынка, делит его на сферы влияния, устанавливает цены и объёмы пр-ва. Впоследствии рынок становится объектом гос. регулирования.
Материальной основой рынка является движение товаров и денег. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат производителей и продавцов, а также к удовлетворению спроса и предложения.
Сущность рынка выражается также в его функциях:
§ Регулирующая – соглосование структуры пр-ва и потребления.
§ Стимулирующая – создание стимула к пр-ву с наименьшими затратами благодаря внедрению достижений прогресса.
§ Ценообразующая – установление эквивалента обмена.
§ Посредническая – установление связи между продавцами и покупателями с помощью механизма цен.
§ Информационная – предоставление информации продавцам и покупателям о спросе и предложении товара с помощью колебаний цен и процентных ставок.
§ Санирующая – вымывание из экономики неконкурентоспособных производителей.
Рынки классифицируются по множеству признаков:
1) По степени конкуренции – рынки совершенной и несовершенной конкуренции;
2) По степени регулирования – свободные и регулируемые;
3) По объёму продаж – оптовые и розничные;
4) По степени соотв. правовым нормам – легальные и нелегальные (теневые);
5) По ширине охвата – местный, региональный, национальный, мировой;
6) По эк. назначению объектов продажи – рынки конечной продукции и рынки ресурсов.
Вопрос №2. Механизм функционирования рынка.
a) Рыночный спрос и факторы, его определяющие; эластичность спроса
Основные элементы рыночного механизма – это спрос (С), предложение (П), цена (Ц) и конкуренция (К). Различают 3 вида С:
ü Индивидуальный – С отдельного покупателя;
ü Рыночный – С всех покупателей на опред. товар;
ü Совокупный – С на все товары в масштабах нац. экономики.
Рыночный С – это платёжеспособная потребность в определённом товаре или услуге при данной цене.
На С влияют следующие факторы:
1) Ц данного товара (чем выше Ц, тем ниже величина С на товар). Эту зависимость называют законом спроса (ЗС). Она иллюстрируется с помощью кривой С.
![]() |
P – цена
Q – кол-во
D – спрос
ЗС объясняется следующими факторами:
a) Закон убывающей предельной полезности – «каждую последующую единицу товара покупатель ценит ниже, чем предыдущую». Поэтому купить большее кол-во товара он согласен по меньшей цене.
b) Эффект дохода. Падение Ц приводит к росту реального дохода покупателя, т.е. его покупательной способности.
c) Эффект замещения. Снижение Ц товара означает, что он становится дешевле относительно других товаров. Поэтому покупатели стараются заменить дешёвыми товарами другие товары, кот. стали относительно дороже.
Из ЗС есть несколько исключений:
§ Эффект Гиффена;
§ Эффект Веблена;
§ Эффект Сноба;
§ Эффект присоединения к большинству; конформизм.
2) Ц других товаров. Различают товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплементы). Рост Ц субститута ограничивает С на него и увеличивает С на основной товар. Рост Ц комплемента сокращает С как на него, так и на основной товар.
3) Доходы (Д) покупателей. Связь между Д и С зависит от характера товара.
· Нормальный товар – это товар, С на кот. растёт по мере роста Д.
· Низший товар – это товар, С на кот. падает или меняется по мере роста Д. К таким товарам, как правило, относятся субституты.
4) Вкусы и предпочтения покупателей.
5) Сезонность потребления товаров.
6) Ожидания покупателей в отношении Ц и Д. Ожидание роста Ц и получение Д увеличивает текущий С.
7) Кол-во покупателей на рынке.
Зависимость С от определяющих его факторов представляет собой функцию С.
QD = f (X1, X2,...,Xn)
QD – величина спроса (ВС)
Xn – факторы
С и ВС – это разные понятия. Различия:
1) С – качественная характеристика, а ВС – количественная. ВС – это кол-во товаров и услуг, кот. потребитель готов приобрести по данной Ц.
2) ВС зависит только от Ц данного товара, а С – от всех остальных факторов, кот. наз-ся неценовыми.
3) Изменение ВС графически отражается движением точки по одной и той же кривой С.
![]() |
4) Изменение С отражается графически сдвигом кривой С. Новая кривая С показывает, что при одной и той же цене спрос может быть различным.
![]() |