Эластичность предложения (ЭП)




- это его гибкость, реакция на изменение определяющих его факторов (Ц или И).

Факторы, влияющие на ЭП:

ü Возможность длительного хранения товара. П скоропортящихся товаров не эластично.

ü Затраты на хранение. При высоких затратах П не эластично.

ü Условия пр-ва товаров. Например, в с/х не в любой сезон можно увеличить пр-во.

ü Время. В коротком периоде П менее эластично.

ЭП измеряется коэф. эластичности П по Ц и по И. Применение формулы точечной и дуговой эластичности аналогично пункту А.

= \

Признаки ЭП аналогичны признакам ЭС в пункте А.

ЭП измеряется только с помощью коэф. Графическое изображение крайних случаев ЭП и не ЭП аналогично пункту А.

c) Рыночное равновесие, роль конкуренции в его установлении

Совместив линии С и П, получим графическую модель рыночного равновесия.

 
 

 

 


Равновесная цена (Р0) – это Ц, уравновешивающая С и П.

Равновесное кол-во товаров (Q0) – это кол-во товаров, кот. будет продано по равновесной цене.

Если Ц поднимается выше равновесного уровня, П станет выше С, и возникнет излишек товара. Если Ц ниже равновесного уровня, возникнет дефицит.

Рынок стихийно, автоматически способствует установлению равновесных цен. Если в отрасли цена спроса (ЦС) выше цены предложения (ЦП), возникает конкуренция (К) между покупателями за данный товар.

ЦС – это max Ц, кот. готов заплатить покупатель за товар.

ЦП – это min Ц, за кот. производитель готов продать товар.

Ресурсы перераспределяются в пользу отрасли с высоким С и высокой Ц. Высокие Ц стимулируют расширение пр-ва, тем самым полнее удовлетворяются обществ. потребности. ЦС сравнивается с ЦП. Равновесная цена превышает И у тех производителей, чьи затраты ниже средних. Производители увеличивают свою прибыль. Ресурсы перераспределяются от худших производителей к лучшим. При этом растёт эффективность национальной экономики в целом. Таким образом, К способствует не только установлению равновесных цен, но и повышению эффективности экономики. В механизме установления рыночного равновесия более подвижным является С.

В зависимости от изменения П и поведения производителей различают 3 типа равновесия:

· Мгновенное равновесие – возникает при постоянном П.

· Краткосрочное – П меняется, но кол-во оборудования постоянно.

· Долгосрочное – кол-во оборудования меняется, число производителей колеблется за счёт свободного входа и выхода из отрасли.

Кроме того, различают устойчивое и неустойчивое равновесие. Равновесие наз-ся устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. Если возвращения не происходит, имеет место неустойчивое равновесие.

Рассмотрим подробнее устойчивое равновесие (УР). Существует 2 основных подхода к анализу установления равновесной цены: подход Вальраса и Маршалла.

Главным в подходе Вальраса является расхождение величин спроса Q1 и Q2 при цене P1:

 
 


В результате К покупателей происходит рост Ц до тех пор, пока не исчезает избыток С. В случае избытка П при Ц P2 К производителей приводит к падению Ц и к исчезновению избытка П.

 

Главной в подходе Маршалла является разница Ц. P1 и P2 при ВП Q1:

 
 

 


Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разницу ЦС и ЦП. Увеличение объёма П с Q1 до Q2 сокращает разницу в ценах и способствует установлению равновесной цены.

 

 

Таким образом, в модели Вальраса равновесие достигается путём изменения Ц, а в модели Маршалла – путём изменения величины предложения. Т.к. Ц может меняться быстрее, чем ВП, то модель Вальраса характеризует краткосрочный период, а модель Маршалла – долгосрочный.

Ситуация равновесия с точки зрения временных характеристик иллюстрирует паутинообразная модель. Рассмотрим несколько ситуаций:

1) Наклон кривой П такой же, как наклон кривой С. Допустим, в периоде T1 покупалось кол-во товара Q1 по сравнительно низкой Ц P1. Периоды T в этой модели – это срок между изменением Ц и связанными с этим переменами в масштабах пр-ва. Низкая Ц стимулирует пр-во в периоде Т2 сравнительно небольшого кол-ва товаров Q2. Сокращение пр-ва вызовет рост Ц до Р2. Ц Р2 стимулирует производить в периоде Т3 больше товаров Q3. Кол-во Q3 будет куплено по Ц P1. Такая ситуация характеризует случай, при кот. равновесие никогда не будет достигнуто.

 

2) Кривая С более пологая, чем кривая П. В этих условиях объём пр-ва и Ц приближаются к уровню равновесия, происходят сужающиеся колебания цен.

 

 

 
 


3) Кривая П более пологая, чем кривая С. Рисунок показывает, что положение становится всё более нестабильным. Происходят расширяющиеся колебания цен.

 

Ситуации 1 и 3 иллюстрируют неустойчивое равновесие.

 

Изменение С и П по-разному влияют на равновесную цену и равновесное кол-во товаров. Рассмотрим несколько ситуаций:


П постоянно, а С растёт:

 
 

С постоянен, а П растёт:


С и П растут одинаковыми темпами:


С и П убывают одинаковыми темпами:


С убывает, а П растёт:

 

 

 


Цена пола – это...

 

Цена потолка – это...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: