ВООБРАЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ




Какие же психологические особенности воображения можно наблюдать у ребенка дошкольного возраста? В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребёнком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео и кинофильмов. В данном типе воображения ещё мало сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном, на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребёнка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определённые эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. Маленький ребёнок не в состоянии ещё полностью восстановит картину по памяти, творчески её преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом. Если попросить ребёнка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой её части, повернутой к первой под углом в 90º, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески её преобразующие. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определённый путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же, как восприятие, память, внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, причём основным орудием овладения им со стороны ребёнка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развилось на достаточно высоком уровне (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), данный процесс представлен в двух основных формах: а)произвольное, самостоятельное порождение ребёнком некоторой идеи и б)возникновение воображаемого плана её реализации.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции, воображение у детей выполняет ещё одну - аффективно-защитную роль, оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищённую душу ребёнка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 – 3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребёнком своего «я», психологического отделения себя от других людей и совершаемых поступков.

В связи с выявленными типами воображения О.М. Дьяченко определила и охарактеризовала следующие этапы его развития на протяжении дошкольного детства.

На первом этапе (3 года) воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребёнок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать своё собственное воображение. Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а её разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводит к разрушению деятельности или отказу от неё. Способность к планированию появляется у детей лишь к 4 – 5 годам.

Второй этап в развитии воображения – возраст от 4 до 5 лет. В этом возрасте ребёнок нацелен на усвоение норм, правил, образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут, как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребёнок должен следовать. «Эмоциональное» воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребёнком определённого конфликта, «познавательное» - с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Основное средство порождения идеи воображения, как и у детей более младшего возраста, «опредмечивающий» образ. Однако на данном этапе этот образ уже наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации. Слово уже начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.

К 4 – 5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребёнок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.

Третий этап в развитии воображения ребёнка-дошкольника – возраст от 6 до 7 лет. В этом возрасте ребёнок усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. «Эмоциональное» воображение ребёнка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в различных видах деятельности и создание адекватных моделей поведения. С другой стороны, в случае устойчивого противоречия с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. «Познавательное» воображение претерпевает в этом возрасте качественные изменения. Дети шести лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможности выбора таких приёмов прямо связаны с особенностями обучения ребёнка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементов художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включения». Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребёнок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Продукты воображения становятся ещё более детализированными и индивидуализированными.

Описанные выше этапы развития воображения как опосредствованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются примерно у 1/5 детей каждого возраста. В связи с этим с особой остротой встаёт вопрос о целенаправленном формировании данного процесса, разработке специальных программ по развитию воображения, составленных с учётом особенностей личности ребёнка, одной из центральных линий которых является создание им целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач.

Особо хотелось бы затронуть вопрос о взаимосвязи воображения с основным видом деятельности дошкольника – детской игрой. Воображение ребёнка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведёт от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведёт к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми. Игра ребёнка – это не просто воспоминания о пережитом, это ещё и творческая переработка полученных впечатлений, комбинированное перестроение из них новой действительности, отвечающей запросам самого ребёнка. В игре всегда много воображаемого, которое постоянно сочетается с реальным. В своих играх дети отражают то, что происходит вокруг них. В игре отражается умение ребёнка моделировать своё поведение, создавать образ в соответствии с ролью, использовать предметы-заместители.

Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлёт от действительности, но есть и проникновение в неё. Всё, чем игра живёт и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности с тем, чтобы ещё глубже в действенном плане выявить другие. В игре нереально только то, что для неё несущественно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счёт играющий не питает обычно никаких иллюзий, но всё, что в ней существенно, в ней подлинно, реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.

В игре у ребёнка формируется воображение, которое заключает в себя и отход от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, проявляются и формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребёнок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребёнка.

В игре складывается воображение ребёнка. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий: ребёнок скачет верхом на палочке и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.

В игре детей 3 – 4-летнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребёнок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли, что способствует развитию воображения. С возрастом дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своём воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

В режиссёрских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (роли, которые выполняют игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своём непосредственном значении, но и выполняют функции, не закрепленные за ними общечеловеским опытом (диванная подушка становится бегемотом, пояс от халата – змеёй в игре «Зоопарк», кубики превращаются в учителей и детей в игре «В школу»). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают в играх, что говорит о развитии их воображения.

Овладевая действиями игры, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, постепенно вникает в собственно человеческий знаково-символический мир – прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его; а также особое знаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении ребёнком сказок, стихов.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так то же такое изобразительная деятельность, или другими словами, рисование? Прежде всего, одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Дети рисуют то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое своё отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребёнка, даёт возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисование способствует развитию памяти, внимания, речи и мелкой моторики, приучает ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребёнок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами, создавая каракули. Постепенно ребёнок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребёнок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создаёт воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале ребёнок стремится изображать знакомый ему графический образ. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребёнок «видит» дядю, тётю и так далее. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляется «головоноги». Значительный скачок в рисование происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребёнок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно, то, что он может представить в своей фантазии. У многих детей наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов. Всё необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребёнка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребёнку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребёнок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту появляются такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляются качественно новый вид воображения – произвольное воображение. В изо-деятельности возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы становятся более наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Очень ярко воображение проявляется в речевой деятельности детей, их словесном творчестве. Сочиняя сказки, рассказы, стихи, дети могут воспроизводить знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работы воображения. Однако чаще ребёнок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания.

Нетрудно проследить происхождение всех элементов, вошедших в сказку. Это образы знакомых сказок, но новое их объединение создает фантастическую картину, не похожую на ситуации, воспринимавшиеся ребёнком или рассказанные ему.

Преобразование действительности в воображении ребёнка происходит не только путём комбинирования представлений, но и путём придания предметам не присущих им свойств. Так, дети в своём воображении с азартом преувеличивают или преуменьшают предметы. Один хочет крошечный земной шар, чтобы на нём всё было «взаправду»: реки и океаны, тигры и обезьяны. Другой рассказывает, как он построил «домик до звёзд, до туч».

Существует мнение, что воображение ребёнка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. И, несмотря на то, что ребёнок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, менее разнообразны комбинации образов, воображение играет в жизни ребёнка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более лёгкий отчёт от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта, но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребёнок овладевает умением отличать воображаемое от действительности.

Итак, заканчивая главу, следует отметить, что воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций: первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах; вторая функция-регулирование эмоциональных состояний; третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека; четвёртая функция состоит в формировании внутреннего плана действий; пятая – планирование и программирование деятельности.

В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное – сновидения, грёзы, галлюцинации (слуховые и зрительные), произвольное или активное воображение; воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия. Воображение играет в жизни ребёнка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более лёгкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми общечеловеческого опыта. В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески его преобразующее. Воображение из непроизвольного становится произвольным, постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, причём основным орудием овладения им со стороны ребёнка являются сенсорные эталоны. Воображение у детей, помимо своей познавательно-интеллектуальной функции, выполняет ещё одну, аффективно-защитную роль. Также в дошкольном возрасте выделяют познавательное и аффективное воображение. Познавательное формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова, аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребёнком своего «я», психологического отделения себя от других людей и совершаемых поступков.

Таким образом, воображение в дошкольном возрасте является одной из центральных познавательных функций и требует целенаправленного изучения и развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: