Упражнение можно проводить по подгруппам в 5-7 человек и со всей группой.
Дидактическая задача. Научить создавать в воображении образы предметов и ситуаций на основе восприятия схематических изображений отдельных предметов.
Материал. Несколько больших картин со схематически изображенной ситуацией. Под каждой ситуацией – несколько схематически изображенных предметов. Например:
1. Мальчик, сидящий за столом. Под этим изображением нарисованы круг, прямоугольник, палочка, человечек.
2. Двое детей. Под этим изображением нарисованы круг, палочка, животное, человечек.
3. Девочка в лесу. Внизу-схематическое изображение домиков, животного, гриба.
4. Мальчик в доме. Внизу-схематическое изображение животного, человека, машины, книги.
5. Девочка во дворе. Внизу-схематическое изображение машины, человечка, шарика.
Ход игры. Воспитатель показывает детям одну картину и говорит: «Перед вами неоконченная картина. Надо придумать и рассказать, кто здесь нарисован, что делает. Для этого надо использовать какой-нибудь предмет из нарисованных внизу».
Дети по очереди выбирают одно из маленьких схематических изображений под картиной, придумывают, что это такое и составляют рассказ. Например, если ребенок выбирает в первой картине изображение круга, то он может рассказать, что мальчик сидит за столом, перед ним тарелка и т.д. Можно придумать иначе: перед мальчиком стоит чашка и он пьет чай и т.п.
Педагог ориентирует детей на создание разных историй по одному и тому же схематическому изображению под картиной.
После проведения упражнения можно отметить наиболее оригинальные и последовательные истории.
Упражнение можно проводить многократно, меняя картины или схематическое изображение под ними.
|
На одном занятии следует разобрать одну картинку с одним набором схематических изображений.
Игра «Разные постройки»
Игра проводится по подгруппам в 5-6 человек.
Дидактическая задача. Научить детей варьировать в воображении образы предметов.
Материал: Каждому ребенку дается по три одинаковых комплекта, состоящих из 4-5 деталей строителя (например, в один комплект могут входить два кубика, брусочек, две треугольные призмы). Важно, чтобы у одного и того же ребенка комплекты повторялись полностью.
Ход игры. Дети рассаживаются за столбиками. Каждому ребенку воспитатель дает по три одинаковых комплекта деталей и говорит, что сейчас они будут сооружать разные постройки. Каждый ребенок может сделать три разные постройки.
Дети начинают строить. Если они затрудняются при выполнении задания, воспитатель дает образец различных построек из одних и тех же деталей, например, из брусочка и двух кубиков сооружает дом, кукольный диван, машинку, ворота и т.д.
После того, как все выполнят задание, взрослый вместе с детьми рассматривает постройки и отмечает те, где наиболее интересно использованы детали.
Игру можно повторить, предложив для построек другие комплекты деталей.
Подготовительная группа.
Игра «На что это похоже?»
Игра проводится так же, как в средней группе, но подготовительной группы можно показывать не 5-6, а 8-10 картинок.
Упражнение «Волшебная мозаика»
Упражнение проводится так же, как в средней и старшей группах. Изменения состоят в том, что детям подготовительной группы можно предложить сразу несколько предметов про один из них придумать какую-нибудь историю.
|
При анализе рассказа следует обратить внимание на оригинальность и связность текста.
Игра «Волшебные картинки»
Игра проводится так же, как в средней и старшей группах, но количество фигурок для дорисовывания увеличивывается до 10.
Игра «Перевёртыши»
Игра проводится так же, как в старшей группе, но вводится элемент соревнования: побеждает тот, кто сделал больше всех вариантов для дорисовывания одних и тех же фигурок и у кого рисунки оказались самыми оригинальными.
Упражнение «Сочиняем сказку»
Упражнение проводится так же, как старшей группе, но к рассказам, сочиненным детьми, предъявляются более высокие требования: учитываются их оригинальность, стройность изложения, детализированность описаний и т.д.
Упражнение «Кому что нужно?»
Упражнение проводится так же, как старшей группе, но требования к рассказам, сочиненным детьми, повышаются (см. предыдущую игру).
Игра «Разные постройки»
Игра проводится так же, как в старшей группе, но в неё вводится элемент соревнования: побеждает тот, кто сумел из своих компонентов сделать три разные постройки, отличающиеся от построек других детей.
Игра «Разные сказки»
В игре принимает участие вся группа.
Дидактическая задача. Научить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Материал. Три рамочки из бархатной бумаги, которые могут быть на фланелеграфе. Две стрелки из бархатной бумаги, которые расположены между рамочками. Фигурки-силуэты, которые размещаются в рамочках (два стоящих человечка, два бегающих человечка, три дерева, домик).
|
Для повторного проведения игры могут быть использованы любые другие фигурки или заместители предметов(полоски разной длины. разноцветные кружки и т.п.)
Ход игры. Дети рассаживаются перед фланелеграфом. Воспитатель объясняет задание: надо составить сказку, но непросто придумать её, а использовать для подсказки фланелеграф. Взрослый размещает на фланенелеграфе три рамочки, между ними- две стрелки, а внутри-отдельные фигурки: в первой рамочке- домик, во второй-два стоящих человечка, в третей- три дерева и два бегущих человечка. Объясняет, что, глядя на фланелеграф, надо суметь «прочитать» сказку. Каждый должен сделать это по-своему.
Если дошкольники испытывают затруднение при составлении сказок, взрослый предлагает образец: «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил другого мальчика. Они решили вместе пойти гулять в лес. В лесу дети бегали, играли а прятки, а потом разошлись по домам». (Желательно, чтобы образец был детализирован, например, можно описать, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встречали в лесу и т.п.)
Затем свои сказки рассказывают трое-четверо детей. Воспитатель отмечает, соответствует ли изложенная ситуация картинке, как оформлен сюжет, отличаются ли сказки друг от друга. После этого меняет фигурки в рамочках (например, в первой оказываются три дерева и два бегущих человечка, во второй-дом, в третьей -два стоящих человечка) и предлагает «прочитать» новую сказку.
Игру можно проводить несколько раз, усложняя ситуацию от конкретной к абстрактной (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины).