Ходовые системы гусеничных тракторов
Общие сведения о гусеничных ходовых системах
В ходовых системах гусеничных тракторов при вращении ведущего колеса (звездочки) происходит перематывание гусеницы. Ее звенья укладывают перед опорными катками, и они катятся по гусенице как по рельсам. У гусеничных ТС затраты мощности на передвижение — 9…14%, а у колесных — 13…20%.
Гусеничные ТС оказывают небольшое давление на почву. У них плавный ход при движении по неровностям, высокая проходимость и хорошие тягово-сцепные свойства. Однако гусеничные движители дороги, металлоемки, сложны в производстве и могут повреждать дорожное полотно.
Ходовая система гусеничных ТС должна обладать малым сопротивлением качению, невысокой шумностью, хорошей защитой узлов от влаги и грунта, долговечностью и самоочищаемостью гусениц.
Устройство ходовых систем гусеничных тракторов
- 22.2.1. Краткие сведения
- 22.2.2. Устройство механизмов и узлов гусеничных ходовых систем
Краткие сведения
Гусеничная ходовая система состоит из ведущего колеса, гусеничной цепи, направляющего колеса с натяжным и амортизирующим устройствами, опорных катков и поддерживающих роликов (рис. 22.1).
Рис. 22.1.Схемы гусеничных движителей:
а — традиционная с задним ведущим колесом; б — треугольная с верхним ведущим колесом; 1 — направляющее колесо; 2 — гусеничная цепь; 3 — натяжное устройство; 4 — поддерживающие ролики; 5 — ведущее колесо; 6 — опорные катки; 7 — балансирная подвеска; 8 — опорно-направляющие колеса
|
На сельскохозяйственных тракторах применяют заднее расположение ведущих колес (звездочек). Такая схема на скоростях до 25 км/ч обеспечивает более высокий КПД трактора.
Передние ведущие звездочки применяют на специальной технике.
Перспективно использование тракторов с верхним расположением ведущей звездочки (Сaterpillar). Такое расположение предохраняет ее от грязи, а направляющие колеса становятся опорными катками. Треугольная схема движителей также повышает площадь контакта гусениц с почвой и тягово-сцепные показатели ТС.
Устройство механизмов и узлов гусеничных ходовых систем
Ведущие звездочки. Ведущие звездочки гусеничных ТС изготовляют цельнолитыми или составными.
В цельнолитой конструкции звездочка со ступицей — одно целое.
Составная звездочка изготовляется из венца в виде сегментов из хромованадиевой стали, а ступица — из менее дорогого металла (рис. 22.2). Такая звездочка дешевле и долговечнее. Она позволяет заменять сегменты в венце без демонтажа гусеницы.
Рис. 22.2.Виды зацеплений (ведущая звездочка—цепь) гусеничных движителей:
а — сегменты обода ведущей звездочки; б — цевочное зацепление; в — гребневое зацепление; 1 — соединительный палец; 2 — звено; 3 — цевка; 4 — направляющий выступ; 5 — почвозацеп; 6 — беговая дорожка; 7 — гребень
Ведущие звездочки изготовляют с одним или двумя венцами. Одновенцовые звездочки дешевле двухвенцовых. Они обладают хорошей самоочищаемостью. Звездочки с двумя венцами обеспечивают устойчивое зацепление с широкими гусеничными звеньями.
|
Различают цевочное и гребневое зацепление ведущей звездочки с гусеничной цепью.
При цевочном зацеплении зубья венца последовательно входят в зацепление со средними утолщенными проушинами (цевками) гусеничной цепи.
В гребневом зацеплении на ведущем колесе вместо зубьев имеются впадины, в которые входят гребни звеньев цепи. Такую конструкцию из-за сложности изготовления применяют редко.
На сельскохозяйственных тракторах в основном используют металлические шарнирно соединенные гусеницы и монолитные резиноармированные гусеницы (РАГ) (рис. 22.3).
Рис. 22.3.Гусеницы тракторов:
а — рельсового типа; б — резиноармированная гусеница (фрагмент); 1 — стопорный конус; 2 — соединительный палец легкосъемного звена; 3 и 12 — втулки; 4 — кольцо; 5 — болт; 6 и 7 — щеки; 8 — башмак; 9 — почвозацеп; 10 — шайба; 11 — гайка; 13 — соединительный палец; 14 — закладной металлический элемент с направляющим выступом для фиксации качения опорных катков и направляющего колеса; 15 — обрезиненная цевка закладного элемента; 16 — отверстие в резиновом корде для зуба ведущего колеса; 17 — сечения стальных тросов; 18 — резиновые грунтозацепы
Звенья металлических гусениц изготовляют цельнолитыми или штампованными сборными для больших строительных тракторов. Средние утолщенные проушины служат для зацепления с зубьями ведущей звездочки. На внутренней стороне звена имеются направляющие выступы, которые проходят между опорными катками и ребордами поддерживающих роликов. С наружной стороны звенья имеют приливы — почвозацепы, которые установлены под углом 20° относительно оси проушин. Это обеспечивает устойчивое движение трактора вдоль косогора и на мерзлом грунте. Соединительные пальцы, расположенные стороной к трактору, имеют утолщения, с другой стороны — отверстия под шплинт.
|
Важно знать! Соединение «палец—проушина» работает в тяжелых условиях. Из-за попадания абразивных частиц оно интенсивно изнашивается. Срок службы звеньев с простым шарниром — до 2000 ч, а на песчаниках — до 300 ч.
Для повышения долговечности гусеницы на них устанавливают резинометаллические шарниры (РМШ) (рис. 22.4, а)и шарниры с лабиринтным уплотнением (рис. 22.4, б).
Рис. 22.4.Шарнирные соединения гусеничных звеньев:
а — резиноармированный шарнир; б — шарнир с лабиринтным уплотнением; 1 и 3 — звенья; 2 — соединительный палец; 4 — резиновая втулка; 5 — металлическая втулка; 6 — кольцевая выточка; 7 — лабиринтное уплотнение; Р — растягивающее усилие
Срок службы гусеницы с РМШ повышается до 6000 ч. Такие гусеницы менее шумные, однако более дорогие.
Шарниры с лабиринтным уплотнением предотвращают попадание абразива в соединение. Звено такой гусеницы состоит из башмака, к которому болтами крепят штампованные щеки (рельсы). Щеки образуют беговую дорожку для опорных катков. Такая цепь называется гусеница рельсового типа. Для удобства ремонта у металлических гусениц одно звено легкосъемное.
Гусеницы с литыми звеньями из-за своей дешевизны получили наибольшее распространение. Цепи рельсового типа с составными звеньями более долговечны и ремонтопригодны, но дороже литых звеньев. Они получили наибольшее распространение на дорожной технике. Металлоемкость металлических гусениц доходит до 25% массы трактора.
В настоящее время наиболее перспективным для использования в сельском хозяйстве является применение РАГ.
Направляющее колесо.Совместно с натяжным и амортизирующим устройствами оно служит для направления гусеницы и укладки ее траков (звеньев) под передний опорный каток; регулирования натяжения гусеницы; смягчения ударов при наезде на твердые препятствия.
Направляющие колеса установлены на раме на кривошипах или ползунах (рис. 22.5). Рекомендованное изготовителем провисание цепи (40…60 мм) достигается в результате перемещения оси направляющего колеса. При значительном вытягивании гусеницы возможно также удаление одного звена.
Рис. 22.5.Устройство для натяжения гусениц:
1 — направляющее колесо; 2 — коленчатая ось; 3 — подшипники; 4 — втулки; 5 — кронштейн; 6 — натяжное устройство; 7 и 8 — малая и большая пружины соответственно; 9 — гайка; 10 — натяжной болт; 11 — регулировочная гайка; 12 — вилка; 13 — промежуточное звено; 14 — гидроцилиндр; 15 — шток; 16 — корпус клапана; 17 — пластинчатый клапан; 18 — масленка клапана
Внимание! Слабое натяжение цепи вызывает ее «биение», спадание и увеличение потери мощности на ее перематывание. Перетянутая цепь увеличивает износ шарниров и потери мощности на ее перематывание.
Для замера натяжения цепи на нее в средней части устанавливают горизонтально ровную планку и замеряют высоту провисания.
Амортизирующее устройство. Это устройство снижает нагрузки при наезде трактора на препятствие и предохраняет гусеничный механизм при попадании на беговую дорожку твердых кусков грунта. В качестве упругого элемента в амортизаторе нередко используют предварительно сжатую пружину. При наезде трактора на препятствие натяжение гусеничной цепи увеличивается. Это дополнительное усилие через направляющее колесо, кривошип и вильчатый кронштейн сжимает пружину, и колесо отходит назад. Перегрузка гусеницы уменьшается. После преодоления препятствия направляющее колесо возвращается. При сжатии и растяжении пружин вильчатый кронштейн и стяжной болт перемещаются в противоположных направлениях. Ход пружин и натяжение гусениц регулируют гайкой стяжного болта.
На некоторых тракторах натяжение гусеничной цепи осуществляют гидравлическим натяжителем. Для этого через масленку шприцом нагнетают консистентную смазку в рабочую полость гидроцилиндра. Поршень под действием давления масла перемещается в сторону направляющего колеса и через кривошип перемещает его вперед. Для ослабления цепи предохранительный клапан вывинчивают. При недопустимо больших перегрузках (попадание больших твердых кусков между катками и гусеницей) предохранительный клапан срабатывает и излишки масла вытекают. На современных тракторах гидроцилиндр натяжного устройства подключен к гидравлической системе трактора.
Поддерживающие ролики. Такие ролики служат для направления движения, ограничения провисания и раскачивания верхней ветви гусеницы. Обычно их два. На тракторах с короткой базой или большими опорными катками они могут отсутствовать. Ролики вращаются за счет сил трения между гусеницей и роликом. Основной элемент поддерживающего ролика — ступица с резиновым бандажом. Бандажи увеличивают сцепление ролика с цепью, снижают шум и ударные нагрузки на детали ролика.
Опорные катки. Данные катки предназначены для перемещения остова трактора по беговой дорожке гусеницы. Они воспринимают вес трактора и боковые реакции со стороны опорной поверхности. На сельскохозяйственных тракторах применяют катки с двумя ободьями. Их размеры и количество зависят от назначения трактора и конструкции ходовой системы. Чтобы уменьшить удельное давление трактора на почву, на сельскохозяйственных тракторах устанавливают небольшие катки. Небольшие размеры катков дают возможность увеличить их количество на опорной поверхности гусеницы.
Подвеска гусеничного трактора
Подвеска гусеничного трактора служит для соединения его остова с опорными катками. Она включает в себя упругие элементы (рессоры, пружины, торсионы), направляющее устройство и амортизаторы.
Упругие элементы. В качестве упругого элемента могут применяться резиновые и гидропневматические устройства. Упругие элементы смягчают удары, передаваемые на остов, от движителей. Амортизаторы гасят колебания остова.
Направляющее устройство. Такое устройство обеспечивает вертикальное перемещение опорных колес, передает на остов толкающие, тормозные и боковые воздействия.
Конструкции подвесок.По конструкции связи опорных катков с остовом различают жесткие, полужесткие и упругие (эластичные) подвески.
В жесткой подвеске оси опорных катков жестко соединены через гусеничную тележку с остовом трактора. Такая подвеска проста, дешева и имеет хорошие тягово-сцепные свойства. Основной недостаток — большие динамические нагрузки на остов и тракториста при движении по неровной поверхности. На сельскохозяйственных тракторах она не применяется.
В полужесткой подвеске (рис. 22.6) оси опорных катков также жестко закреплены на гусеничной тележке, однако сама тележка соединена с остовом сзади в двух точках шарнирным соединением, а спереди — упругим элементом (рессорой). Ось шарнирного соединения гусеничной тележки с остовом может совпадать с осью ведущих звездочек или быть впереди ее. В такой подвеске при наезде на препятствие трактор мягко (за счет упругого элемента) наезжает на препятствие (одной или двумя гусеницами), а затем — резко сходит с него задней частью. В качестве переднего упругого элемента, а также заднего шарнирного соединения могут быть использованы торсионы.
Рис. 22.6.Устройство полужесткой торсионной подвески:
а — общий вид гусеничной тележки; б — схема торсионной подвески; 1, 3 и 4 — рычаги; 2 и 8 — остов (рама) тележек; 5, 9 и 12 — трубы; 6, 7 и 11 — торсионы; 10 — кронштейн
Достоинство жесткой и полужесткой подвесок — равномерное распределение давления трактора на грунт. На сельскохозяйственных тракторах такие подвески применяется редко.
В упругой ( эластичной ) подвеске оси опорных катков соединены с остовом устройствами, позволяющими им перемещаться. На тракторах наиболее распространены балансирные подвески. В них оси опорных катков с помощью рычагов (балансиров) объединены в отдельные каретки, которые шарнирно соединены с остовом. Упругие элементы могут быть установлены в каретки или в систему крепления кареток.
Подвеска состоит из балансирных кареток, установленных попарно с каждой стороны трактора. Каретка состоит из шарнирно соединенных осью балансиров — внешнего и внутреннего (рис. 22.7). В верхней части балансиры распираются пружиной. Внешний балансир свободно насажен на цапфу рамы трактора. От осевых перемещений каретка удерживается с внутренней стороны буртиком на цапфе, а с внешней — цанговым узлом крепления. Под действием веса трактора балансиры разъезжаются и сжимают пружину. При наезде на препятствие за счет деформации балансирной пружины каток может перемещаться вверх. Недостаток таких подвесок — неравномерность распределения давления на грунт под опорными катками.
Рис. 22.7.Устройство балансирной подвески:
а — поддерживающий ролик; б — балансирная каретка; в — схема действия каретки; г — цанговое крепление; 1 — бандаж; 2 — кронштейн; 3 — ось ролика; 4 — пробка ролика; 5 — опорные катки с двумя ободьями; 6 — внешний балансир; 7 — пружины; 8 — внутренний балансир; 9 — цапфа; 10 — ось катка; 11 — пробка катка; 12 — цанговая гайка; 13 — распорная коническая трубка; 14 — штифт; 15 — распорная гайка
Амортизаторы.Для гашения колебаний подвеска имеет гидроамортизаторы, которые смонтированы на передних каретках (рис. 22.8). Они соединены с верхними концами балансиров.
Рис. 22.8.Схема устройства и действия гидроамортизатора:
а — установка амортизатора на балансирной подвеске; б — разжимание пружины; в — сжатие пружины; 1 — шток гидроамортизатора; 2 — пружина; 3 — поршень; 4 — цилиндр; 5 — канал перетекания части жидкости из поршня в бачок; 6 — бачок; 7 — щуп; 8 — канал подачи жидкости из бачка в цилиндр; 9 — предохранительный клапан; А и Б — полости амортизатора
Важно знать! В процессе эксплуатации левая и правая гусеницы становятся разными по длине. Это приводит к нарушению прямолинейности движения трактора. Если разница в длине десяти звеньев составляет более 10 мм, цепи необходимо менять местами. При износе соединительных пальцев по диаметру на 3… 4 мм требуется их замена. Необходимо менять местами ведущие звездочки при одностороннем износе более 10 мм.