Автор доктор экономики В. Члаидзе
Рига, 2013
Рекреалогия – наука о восстановлении и развитии живых сил организма.
Основная задача рекреалогии - изучение содержания и условий деятельности человека, осуществляемой в нерабочее время.
Понятие рекреалогии в социальном аспекте.
1. Предпосылки зарождения рекреалогии.
2. Исходные постулаты рекреалогии.
3. Основные понятия рекреалогии.
4. Функции рекреалогии.
1. Предпосылки зарождения рекреалогии.
Рекреалогия как наука сформировалась приблизительно в 1960 году. Конечно, она существовала и до нашей эры, например бани в древнем Риме или ароматические воды. Но системно она начала формироваться в 1950-х годах. Предпосылками зарождения науки рекреалогии выступили:
- революционные процессы, которые осуществлялись в последние 50 лет, происходящие в сфере человековедения (т.е. экологии человека, физиологии, психологии).
- труд стал очень интенсивным не только физически, но и психически (это связано с научно-техническим прогрессом) следовательно, возросла потребность в научно-организованном отдыхе.
Факторы, влияющие на развитие рекреалогии:
1) Увеличение продолжительности свободного времени и расширение форм его использования.
2) Осознание обществом значимости рекреационной деятельности:
- в сохранении и улучшении здоровья
- в повышение социально-трудового потенциала населения
- в развитии личности.
3) Понимание необходимости научного осмысления феномена «рекреационной деятельности», как совокупности множества новых для общества процессов.
4) Осознание актуальности создания научной базы для дальнейшего развития рекреационной культуры (т.е. научно-обоснованная методология восстановления жизненных сил).
|
5) Многообразие проблем, факторов, решение которых необходимо для выявления закономерностей рекреационной деятельности.
Исходные постулаты рекреалогии.
1) Среди множества потребностей человека и общества выделяется группа (рекреационных потребностей, реализация которых связана:
- с наличием свободного времени;
- с особыми свойствами пространства
2) Наличие этих потребностей побуждает человека к рекреационной деятельности, а общество к созданию условий для рекреационной деятельности.
3) Вовлекая в сферу деятельности природные объекты и культурные комплексы, создавая технические системы, человек находит и формирует, а общество создает и поддерживает особые рекреационные системы.
4) Для описания рекреационной системы необходимо охарактеризовать:
- потребности людей
- элементы системы, а также связи между этими элементами
- системообразующие связи
- эффективность рекреационной деятельности
5) Назначение систем определяется функциями рекреационной деятельности.
6) Основным предметом исследования общей рекреалогии выступает рекреационная система.
7) По своему характеру рекреационные системы относятся к группе социоэкологических систем.
Основные понятия рекреалогии.
Рекреационные потребности – потребности восстановления физических, психических и духовных сил.
Рекреационные потребности общества – это потребности в простом и расширенном воспроизводстве социально – трудового и социально – культурного потенциала общества.
|
Рекреационная деятельность людей – деятельность, направленная на организацию и реализацию рекреационных потребностей. Важен не только конечный результат, но и сам процесс этой деятельности.
Рекреационное занятие – простейший элемент рекреационной деятельности отдыхающих.
Рекреационное время – часть социального времени, направленного на удовлетворение рекреационных потребностей.
Рекреационное пространство – часть социального пространства, используемая для рекреационной деятельности (пространство может быть как физическим, так и виртуальным, например интернет).
Рекреационная система – система, направленная на рекреационную деятельность, состоящая из нескольких элементов.
Рекреационная деятельность организаторов отдыха – организация рекреационной деятельности на должном уровне, достижение максимальной эффективности и научной организации.
Функции рекреалогии.
С точки зрения специалистов рекреация – восстановление сил, перемена деятельности, осуществление процесса отдыха. В свою очередь, рекреационная деятельность осознанно или неосознанно сопоставляется с трудовой деятельностью и рассматривается как особый вид социальной деятельности, неотъемлемая часть образа жизни, и именно рекреационная деятельность обеспечивает расширенное воспроизводство рабочей силы.
Функции рекреационной деятельности:
1) Воспроизводящая функция – направлена на восстановление сил, затраченных в процессе производства и выполнения бытовых функций.
2) Воспитательная функция – направлена на воспитание в человеческом сознании гуманного отношения к человеку, природе и обществу.
3) Гуманитарная функция – состоит в представлении возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческого потенциала личности.
Основные концепции рекреалогии.
1. Антропоцентрированные концепции.
2. Экономоцентрированные концепции.