при подготовке к уроку изучения окружающего мира




 

Существует несколько способов постановки целей, распространенных в практике обучения естествознанию [10].

1. Определение целей через изучаемое содержание. Например: «Изучить зимние явления в неживой природе». Такой способ постановки цели указывает на область содержания, затрагиваемую уроком, но не позволяет судить о том, достигнуты ли цели урока?

2. Определение целей через деятельность преподавателя. Например: «Продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте». Такой способ постановки цели – «от учителя» – сосредоточен на его собственной деятельности и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели.

3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика. Например: «Формировать умение анализировать наблюдаемые явления». В формулировках такого рода выражаются обобщенные образовательные цели – на уровне учебного предмета, но не на уровне урока. В таком способе нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели; для этого она поставлена слишком «процессуально». Необходимо уточнить общие формулировки.

4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: «Исследовать опытным путем свойства воды». Такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь из поля зрения выпадает важнейший момент – ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в процессе его деятельности.

5. Формулировка цели через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно надежно опознать. Это достигается построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия). Например, цель «учить использовать символические условные обозначения на карте» может быть развернута в перечень возможных учебных результатов. Ученик: воспроизводит по памяти условные знаки, опознает условные знаки на карте, читает карту, используя условные знаки, заполняет контурную карту, пользуясь условными знаками.

 

Обычно цель урока выражается в общей формулировке дидактической направленности, реже – развивающей или воспитывающей. Например, «показать значение космических исследований» или «воспитывать чувство гордости за достижения отечественной космонавтики» (урок «Исследование космоса»).

Далее общая цель конкретизируется в задачах.

Например, урок «Растения осенью» (Н.А. Погорелова).

Цель: изучить осенние изменения в жизни растений.

Образовательные задачи. На основе наблюдений формировать понятия: органы растений, признаки осени в жизни растений, деревья, кустарники, травянистые растения, хвойные и лиственные растения; познакомить с наиболее распространенными растениями окрестностей школы, города (5-7 растений), показать связь осенних явлений в жизни растений с неживой природой осенью; формировать умения рассказывать о растениях по определенному плану (внешний вид: характерные особенности стебля, листьев, цветков, плодов, высота; где растет, каковы условия жизни; какие сезонные изменения происходят осенью; как люди охраняют растения); умения устанавливать причинную связь (относительная высота солнца - продолжительность дня - осадки - состояние почвы - изменения в жизни растений).

Воспитательные задачи. Формировать мировоззренческие представления о причинной обусловленности сезонных явлений: зависимости осенних изменений в жизни растений от условий неживой природы (упражнения); показ роли человека в жизни растений (сбор даров леса, сбор урожая, охрана растений осенью, подготовка зеленых насаждений к зиме); показ приспособленности растений к осенним изменениям в природе: созревание плодов и семян, расцвечивание листьев, отмирание наземных частей травянистых растений, листопад.

Формировать бережное, активное, ответственное отношение к природе, к растениям: правильно собирать плоды, семена; заготавливать семена растений для посева и посадки весной с целью высаживания в саду, парках; проводить беседу с младшими детьми, родителями, соседями об уходе за растениями осенью и т. д. Прививать чувство ответственности за охрану растений, леса, насаждений.

Формировать умение видеть прекрасное в жизни леса, растений осенью: многообразие окраски листьев, лесной подстилки; форма, величина листьев; красота ветвления деревьев и кустарников в безлистном состоянии, оттенки окраски коры. Зарисовка осенних пейзажей.

Учить понимать полезность походов, прогулок в осенний лес, физических упражнений на свежем воздухе, физического труда по уходу за растениями.

Развивать навыки и умения умственного труда (формирование понятий на основе мыслительных умений и др.). Выполнение практических работ в процессе наблюдений за растениями осенью: уход за осенним лесом, очистка его от мусора, помощь взрослым в очистке от опавших листьев, сбор семян и плодов растений для подкормки зимующих птиц; оформление в гербарий опавших листьев, веточек лиственных и хвойных растений. Воспитание трудолюбия, уважения к людям труда, желания своим трудом принести окружающим людям пользу и радость.

Развивающие задачи. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления: на основе наблюдений и практических работ формируются представления и понятия о растениях и их жизни осенью; на основе анализа внешнего вида растений, условий их развития осенью формируются умения сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать, абстрагировать, конкретизировать.

Развитие памяти: дети должны запомнить признаки осенних изменений в природе, в жизни растений в определенной последовательности, отражающей причинные связи: осенние изменения в жизни растений обусловлены охлаждением почв, уменьшением количества дождей, понижением температуры воздуха, сокращением продолжительности дня, и самое главное понижением относительной высоты солнца на небе осенью.

Развитие речи: умение детей рассказывать о растении по плану, умение составлять рассказ о своих наблюдениях в природе, объяснять всю последовательность причин наступления осенних изменений в жизни растений, использовать в своей речи средства выразительности, загадки, пословицы и т. д.

Развитие эмоционального положительного отношения к осенней природе, ее красоте, бережного, ответственного отношения к ее охране.

Развитие наблюдательности: умение замечать незначительные изменения в жизни растений в течение недели, месяца. Развитие любознательности: формирование обобщенных знаний; организация проблемных ситуаций; использование интересных фактов из научно-популярной литературы, детских книг, из наблюдений детей за природой; использование иллюстраций, диафильмов, схем, рисунков; использование дидактических игр.

 

Управление педагогическим процессом предполагает формулировку целей и задач, выраженную в точно прогнозируемых результатах обучения, в определенных действиях.

Перечень глаголов для обозначения целей общего характера: анализировать, вычленять, демонстрировать, знать, использовать, применять, интерпретировать, понимать и т.д.

Образовательные задачи выражают формирование знаний, умений и навыков. Знания включают разные компоненты: факты, общие понятия, причинно-следственные связи, правила, закономерности. В формулировке образовательных задач необходимо также выразить, на каком уровне познавательной деятельности формируются знания: узнавать, распознавать, воспроизводить, объяснять, преобразовывать, переносить, применять, строить, конструировать, создавать и т.д.

В соответствии с классификацией Б. Блума соотношение действий ученика и целей (задач) можно представить следующим образом:

- знание: запоминать и воспроизводить факты, методы, понятия, правила, принципы;

- понимание: интерпретировать словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

- применение: использовать конкретный материал в известной ситуации и в новых условиях.

Развивающие задачи формулируются как частные задачи, прежде всего умственного развития:

- овладевать умственными действиями: вычленять, соотносить, осознавать сущность (основную идею);

- выделять признаки (свойства), среди них, что особенно важно, - существенные признаки;

- переносить знания в измененные ситуации;

- переформулировать учебную задачу (условия, требования);

- находить и выделять главное и второстепенное;

- овладевать мыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией, сравнением, систематизацией;

- овладевать обобщенными приемами решения учебных задач;

- овладевать структурами интеллектуальных процессов (алгоритмическими, эвристическими и др.).

Воспитательные задачи охватывают различные аспекты процесса воспитания. Примерные формулировки воспитательных задач имеют вид:

- развивать нравственные и эстетические чувства учащихся (вызвать сопереживание, сочувствие, чувство гордости, восхищения, радости, уважения, негодования, презрения и т.д.);

- формировать оценки (сформировать оценку, подвести к пониманию, подвести к выводу, научить оценивать объекты природы с эстетических, нравственно-экологических позиций, с позиций научного мировоззрения и т.д.);

- формировать взгляды, идеалы (сформировать, добиться, подвести к пониманию);

- учить приемам коммуникации в сфере межличностного взаимосогласия (выразить мысль, выразить согласие (несогласие), высказать свою оценку, сотрудничать, ответить и др.).

 

Формулировка целей и задач предполагает их обязательную коррекцию, которая осуществляется на основе диагностики возникшего рассогласования между принятыми целями и результатами их реализации.

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем проявляется мировоззренческая направленность процесса изучения окружающего мира?

2. Каковы образовательные задачи курса «Окружающий мир»?

3. Каково значение курса «Окружающий мир» в социализации младших школьников?

4. Какое значение имеет курс «Окружающий мир» для гражданского воспитания школьников?

5. Какую роль в трудовом воспитании играет связь естествознания с сельскохозяйственным трудом?

6. Какие практические умения формируются у младших школьников на уроках изучения окружающего мира?

7. Каково развивающее значение предмета ««Окружающий мир»»?

8. Какие приемы используются на уроках изучения окружающего мира для интеллектуального развития учащихся?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: