Гендерная психология
Программа специальной дисциплины
(Стандарт СД)
Екатеринбург
2009
Введение
1. Цель дисциплины.
Обеспечить помощь в рамках общей психологической подготовки студентов, а так же вооружить их специальными знаниями в области тендерной психологии.
2. Задачи дисциплины.
• Ознакомить студентов с основными проблемами, которыми занимается тендерная психология и понятиями, которыми она пользуется;
• Обозначить грани соприкосновения тендерной психологии с другими психологическими дисциплинами;
• Определить понятия «Маскулинности» и «Фемининности» в биологическом, культурном и социально-психологическом аспектах;
• Дать студентам общее представление о механизмах становления полороле-вой идентичности;
• Показать роль различных социальных институтов в этом процессе;
• Определить специфику традиционных родительских ролей и трудности по-лоролевой идентификации в неполных семьях;
• Проанализировать бипотенциальность человеческой психики и понятие «Андрогиния».
3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования.
Основой для данной дисциплины являются «Возрастная психология и психоло
гия развития», «Социальная психология», «Педагогика», «Педагогическая пси
хология», «Культурология», «Социология», «Антропология», «Дифференци
альная психофизиология», «Дифференциальная психология», «Общая психоло
гия», «Психология личности» и др. Применение данный курс находит в «Пси
хологии общения», «Этнопсихологии» и т.д.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.
Студент должен иметь представление о следующих понятиях: «гендер», «мужественность», «женственность» и «андрогинность». Он должен знать различные психологические теории полоролевой дифференциации факторы, влияющие на процесс полоролевой идентификации, механизмы и стадии усвоения тендерных ролей. Также осваиваются основные методики исследования тендерной сферы.
5. Методическая новизна курса.
Курс сфокусирован на основном этапе тендерного развития человека - дошкольном детстве. В месте с тем курс рассматривает дифференциальное воспитание в широком социально-культурном контексте. В рамках данного курса проводятся лекции, беседы по наиболее острым дискуссионным вопросам, изучение научно-исследовательских разработок по данной проблеме и т.д.
Содержание курса
Тема 1. Основные категории тендерной психологии и важность тендера в повседневной жизни.
Определение терминов «гендер» и «пол». Тендер как одна из важнейших социальных категорий. Социальное восприятие и пол. Два подхода к тендерной дифференциации.
Тема 2. Теоретические подходы к осмыслению пола.
История представлений о тендере (Платон, Аристотель, Августин, Ницше). Анализ психосексуального поведения в теориях 3. Фрейда, К.-Г. Юнга, К. Хорни, Геодакяна В.А., О. Вейнингера и других авторов. Многообразие индивидуальных вариаций полоролевого поведения.
Тема 3. Биологический и культурно-исторический аспекты полоролевой дифференциации. Понятие «андрогинии».
Биологические предпосылки полоролевой дифференциации. Анатомические и физиологические различия между полами. Особенности возрастно-
го развития и полового созревания мужчин и женщин. Демографическая ситуация и её связь с проблемой пола. Половой символизм. Особенности традиций, связанные с половой принадлежностью. Культурные смыслы мужественности и женственности. Половая принадлежность и социальная иерархия. Андрогиния и нарушения полоролевой и тендерной идентификации.
Тема 4. Особенности традиционных тендерных ролей.
Понятия «социальная роль», «традиционная роль» и их соотношение. Значение традиционных ролей для общества. Содержание традиционных тендерных ролей (по Ш.Берн). Традиционные тендерные роли в современном обществе.
Тема 5. Теории усвоения тендерных ролей.
Тендерные стереотипы, полоролевые нормы и играние половых ролей. Теории идентификации (З.Фрейд), половой типизации (А.Бандура), самокатегоризации, тендерной схемы (С.Бем) и социальных ролей (Игли). Соотношение и взаимосвязь теорий.
Тема 6. Стадии полоролевой социализации.
Критерии выделения стадий. Стадии различения мужских характеристик, самокатегоризации, ориентации на внешние признаки пола и необратимость половой принадлежности.
Тема 7. Роль родителей в усвоении тендерной роли ребёнком.
Роль родителей в процессе полоролевой идентификации. Родители как модели поведения. Эмоциональная близость между родителями и ребёнком как фактор полоролевой дифференциации. Традиционные родительские роли. Распределение функций между родителями в связи с возрастом ребёнка. Специфика отцовской роли в жизни детей разного пола. Особенности полоролевой идентификации в неполной семье.
Тема 8. Роль группы сверстников, СМИ и других источников информации о поле в формировании тендерной идентичности личности.
Взаимодействие с группой сверстников как возможность апробации и коррекции полоролевых моделей поведения. СМИ как агент полоролевой социализации. Многообразие представляемых моделей поведения и способы их представления.
3. Распределение часов курса по темам и видам работ ___________
__________ Учебный план, часов ___
№ Тема, раздел Аудиторные занятия Самостоятель- Итого по
п/п лекции практи- ная работа темам
________________________________ ческие ____________________
1 Тема 1. Основные катего- 2 - 2 6
рии тендерной психологии и важность тендера в повседневной жизни.
2 Тема 2. Теоретические 2 - 2 4
подходы к осмыслению
пола.
3 Тема 3. Биологический и 3 - 3 7
культурно-исторический
аспекты полоролевой диф
ференциации. Понятие
____ «андрогинии». ___________________________________________
4 Тема 4. Особенности тра- 3 3 7
диционных тендерных ролей.
5 Тема 5. Теории усвоения 2 2 4 тендерных ролей.
6 Тема 6. Стадии полороле- 2 - 2 4 вой социализации.
7 Тема 7. Роль родителей в 2 - 3 7 усвоении тендерной роли
ребёнком.
8 Тема 8. Роль группы 2 - 1 6
сверстников, СМИ и
других источников ин-
формации о поле в формировании тендерной идентичности личности.
11 Всего ~ 18 ~- 1836
Форма итогового контроля
зачёт