Московские власти обещают, что музей откроется вновь, но, когда и в каком виде, неизвестно.




В Департамент культуры г. Москвы

адрес: 107031, г. Москва, ул. Петровка,

д. 17, стр. 11

 

ВАШЕ ФИО

адрес:

тел.

 

ЖАЛОБА

 

По вопросу реконструкции Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Государственный музей В.В. Маяковского". Сокращенное наименование: ГБУК г. Москвы "Государственный музей В.В.Маяковского", почтовый адрес: 101000, г. Москва, Лубянский проезд, д. 3/6, стр. 4. Директор ГБУК г. Москвы "Государственный музей В.В. Маяковского" – Лобов Алексей Викторович. Заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности и общим вопросам – Капитоненко Николай Иванович. Заместитель директора по основной деятельности – Садовникова Юлия Николаевна. Главный хранитель – Яговкина Елена Олеговна. Ученый секретарь – Качур Наталья Александровна.

Музей является правопреемником Библиотеки-музея В. В. Маяковского, открытой на основании приказа Наркомпроса РСФСР от 23 декабря 1937 г. и находившейся в переулке Маяковского (бывший Гендриков пер.), дом 15/13. В 1967 году на основании приказа Министерства культуры СССР от 10 ноября Библиотека-музей В. В. Маяковского была переименована в Государственный музей В. В. Маяковского и переведена в здание в проезде Серова, дом 3/6, строение 4 (ныне Лубянский проезд), в котором в 1919–1930 гг. находился рабочий кабинет поэта.

В 1987–1989 годах музей пережил большую перестройку и полное обновление экспозиции, в 2013 году основное здание закрылось на капитальный ремонт. В 2017 году для посетителей открылась «Квартира на Большой Пресне» (ул. Красная Пресня, д. 36, корп. 1, кв. 24). В настоящее время там представлен культурно-образовательный проект «Дочка».

В основном фонде музея хранится 50 149 экспонатов. Всего музейное хранение включает в себя пять основных фондов: мемориальный, рукописно-документальный, фотонегативный, редкой книги и предметов изобразительного искусства.

В мемориальном фонде хранятся мемориальные вещи, предметы быта, мебель, а также семейные реликвии рода Маяковских. Фонд предметов изобразительного искусства дает представление о развитии искусства в 1910–1920-е годы, от футуризма до конструктивизма. Широко представлены лубки, плакаты, афиши, реклама, созданные В. В. Маяковским и его современниками. Музейное собрание включает работы Д. Д. Бурлюка, Н. С. Гончаровой, Е. Г. Гуро, А. А. Дейнеки, Н. Ф. Денисовского, Г. Г. Клуциса, Кукрыниксов, М. Ф. Ларионова, Л. М. Лисицкого, К. С. Малевича, В. В. Маяковского, П. В. Митурича, А. М. Родченко, О. В. Розановой, С. Я. Сенькина, В. М. Ходасевич и др.

В фотонегативном фонде собраны оригинальные фотографии и негативы с изображением поэта, членов его семьи, а также фотографии поэтов и писателей 1910–1920-х гг. В фонде хранятся уникальные фотоработы таких мастеров, как А. М. Родченко, А. А. Темерин, А. П. Штеренберг, Б. В. Игнатович, С. Тулес, Л. Мохой-Надь и др. В коллекции фонда редкой книги хранятся прижизненные издания произведений В. В. Маяковского, уникальные собрания поэзии, включающее литографированные издания футуристов, поэтические сборники и альманахи 1910–1930-х гг., журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», книги с автографами поэта его друзьям и родным, а также с автографами современников В. В. Маяковского.

Значительную часть музейной коллекции составляют материалы личных коллекций современников В. В. Маяковского, видных представителей русского авангарда: С. П. Боброва, Д. Д. Бурлюка, В. В. Каменского, А. Е. Кручёных, Л. В. Маяковской, В. Э. Мейерхольда, П. В. Незнамова, В. В. Хлебникова, И. Г. Терентьева, В. Ф. Шехтель и др.

В 2013 году было объявлено о реконструкции, и музей закрылся. Удивительная экспозиция была разобрана зал за залом и увезена на хранение на окраину города Москвы. Сейчас музей – это пустая оболочка вместо театральных декораций и гигантской мебели, пыльная и замусоренная. Комната, где застрелился великий поэт, тоже пуста, и снова, как и после самоубийства Маяковского, заперта на замок. Самый странный музей Москвы и одна из самых необычных экспозиций в мире теперь живет только в памяти. Работы затянулись, никто уже не верит, что он откроется и вместо белых стен посетители увидят «четыре этажа тотальной инсталляции».

Московские власти обещают, что музей откроется вновь, но, когда и в каком виде, неизвестно.

На данный момент на территории Российской Федерации правят традиционные ценности, культ семьи и патриотизма, авангардное мышление, нашедшее отражение в музее Маяковского, не вписывается в систему ценностей. Время, в которое жил Маяковский, плохо сочетается с распространенной сейчас идеологией. У современной России сложные отношения с ее прошлым, и история революции, а также движения авангардистов и футуристов, к которым имел прямое отношение Маяковский, переживают переоценку.

«В Москве есть хорошие музеи, — написал архитектурный критик Григорий Ревзин, — а есть один гениальный. Маяковского».

14 апреля 1930 года в 10:17 ч. в одной из комнат коммунальной квартиры в Лубянском проезде раздался выстрел — застрелился Владимир Маяковский. Открывшийся там через 43 года музей должен был покрыться пылью: он был слишком правильный, ортодоксальный. Фотографии на стенах, фотографии под стеклом. Музей метро — так его прозвали за изобилие мрамора на стенах.

Но буквально за два года, с 1987 по 1989 гг., из обычной типовой «четырехэтажки» конца XIX века группа художников во главе с Евгением Амаспюром придумала и воплотила в жизнь четвертый по посещаемости музей Москвы. Как сказал Тарас Поляков: «из битого стекла, ржавого железа и потертых ботинок Маяковского создали чудо». Недостаток экспонатов восполнили смыслами, метафорами, натюрмортами из образов, создали сюжет, который закручивался вокруг той самой комнаты.

Тревожная информация о грядущем капитальном ремонте появилась еще в конце 2012 года. Новый на тот момент директор музея Надежда Морозова решила, что экспозицию нужно разобрать, а уже после подлатать вентиляцию, коммуникации и прочее.

— Экспозицию разрушили, — вспоминает Поляков. — Нас, авторов прежнего и нового проектов, туда не допускали. Морозова разломала все, до винтика. Да, там нужно было поменять осветительную аппаратуру, коммуникации, сигнализацию — все-таки 30 лет прошло с момента открытия. Можно было убрать на время ремонта только основные экспонаты, закрыть инсталляции от грязи, но нет… Поляков рассказывает, что у Морозовой не было в планах возвращать экспозицию на место. После поднятого сотрудниками музея шума директора ушли. Вместо нее назначили Алексея Лобова, до этого много лет занимавшегося организацией выставок. Градус истерии это не снизило. (Информация из официального источника информации – СМИ «Московский комсомолец». Статья: Затянувшийся ремонт музея Маяковского: что ждет посетителей. Опубликовано в сети Интернет 18.02.2018 в 18:23.)

Когда А.В. Лобов занял свою должность в 2014 году, работы были в самом разгаре. Директор объясняет, что по проекту должно было появиться много новых музейных зон, однако все существующее место уже занято экспозицией. В итоге пришлось уходить в подвальные помещения. — И когда рабочие туда вошли, оказалось, что все течет, — рассказывает Лобов. — Речь идет о той зоне, которая располагается под внутренним двориком. Пришлось остановиться. Потом подрядчик обанкротился... (Информация из официального источника информации – СМИ «Московский комсомолец». Статья: Затянувшийся ремонт музея Маяковского: что ждет посетителей. Опубликовано в сети Интернет 18.02.2018 в 18:23.)

При поддержке Департамента культуры города Москвы в качестве организатора музей представляет выставочные проекты на различных площадках Москвы и городов России, а также за рубежом. Но акценты расставлены неверно. Выставки на первом месте, на них тратятся все деньги. А в музее работа совершенно не двигается.

В середине ноября 2017 года проект музея был направлен на государственную экспертизу для согласования требований противопожарной безопасности, но его вернули из-за комнаты, где совершил самоубийство В.В, Маяковский — она считается объектом охраны федерального значения.

Очень важно, кто именно будет собирать экспозицию. Однако это неизвестно по причине того, что госзаказ на ремонтно-строительные работы по 44-ФЗ должен проводиться через аукционы и торги.

Совершенно необходимо, чтобы автор художественного проекта Лубенников, остался в команде — собирать экспозицию должны по его проекту. И точно так же должен участвовать в реконструкции музея Поляков — с ним должен согласовываться экспонатурный ряд и сюжетно-тематическая структура экспозиции.

Важно, чтобы экспозиция вернулась, а собирали ее профессионалы. Полной уверенности, что будет именно так на данный момент, к сожалению, нет.

Приказом Минкультуры РФ от 8 декабря 2009 г. № 842 «Об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации» утверждено, что Руководитель музея (далее - директор) организует создание надлежащих условий, необходимых для обеспечения полной сохранности музейных предметов, музейных коллекций, а также культурных ценностей (далее - музейных предметов), находящихся в музее, в том числе оснащении оборудованием для хранения учетной документации (сейфы или несгораемые шкафы), персональными компьютерами, программным обеспечением и т.д.

Обо всех случаях утраты, разрушения или серьезного повреждения музейных предметов руководители музеев, учредители музеев, а также собственники музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, обязаны информировать Министерство культуры Российской Федерации не позднее чем в 3-дневный срок с момента обнаружения происшествия, и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

Должностные лица, не обеспечившие сохранность музейных предметов, допустившие нарушение противопожарных правил и режима, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность по учету и хранению музейных предметов возлагается на сотрудников музея, уполномоченных осуществлять ответственное хранение музейных предметов, назначаемых и освобождаемых от должности приказом директора по согласованию с главным хранителем и заведующим соответствующим хранительским отделом, если такие отделы предусмотрены в структуре музея.

Сотрудниками музея, уполномоченными осуществлять ответственное хранение музейных предметов (далее - ответственные хранители) могут быть хранители фондов, руководители хранительских отделов (секторов, групп) музея, имеющие соответствующую квалификацию, а также научные сотрудники музея, имеющие высшее образование, проработавшие в должности научного сотрудника музея не менее одного года и прошедшие стажировку в музее по разделу учетно-хранительской работы не менее трех месяцев, а также хранители экспозиций и выставок, в том числе зарубежных.

Фонды музея - научно организованная, непрерывно пополняющаяся совокупность музейных предметов, имеющих историко-культурное, художественное, научное и мемориальное значение, принятых музеем в постоянное пользование и находящихся в его оперативном управлении, пользовании или собственности.

Музейные предметы, включенные в основной фонд государственных и муниципальных музеев, входят в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Исключение музейных предметов основного фонда из учетной документации музея производится только по приказу Министерства культуры Российской Федерации на основании соответствующей экспертизы ЭФЗК в порядке, определенном разделом 35 Единых правил.

К основному фонду относятся:

исторические ценности - предметы и коллекции, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, военачальников, мыслителей, деятелей науки, культуры, литературы, искусства, музыки и т.д.), предметы этнографии и этнологии, образцы продукции, машины, механизмы, приборы, предметы вооружения, воинского обмундирования и военной атрибутики (оружие холодное и огнестрельное, знамена, обмундирование, оборонительное вооружение, предметы военной амуниции конского убранства и т.п.), мемориальные предметы и т.д.;

археологические материалы: предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, уникальные и индивидуальные предметы из случайных находок;

художественные ценности: произведения всех видов изобразительного и монументального искусства, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов, оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы, оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов (инсталляции), произведения древнерусской живописи (иконы) и другие художественно оформленные предметы культового назначения, гравюры, эстампы, литографии, прочие виды печатной графики и их оригинальные печатные формы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства, эскизы и макеты декораций, эскизы театральных костюмов, иллюстрации к литературным произведениям, предметы декоративно-прикладного искусства (художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов, традиционных народных промыслов), художественные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;

предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование научного, производственного, бытового и военного назначения и их составные части;

рукописные и печатные издания: рукописные и старопечатные книги, альбомы, другие печатные издания, представляющие исторический, художественный, научный и литературный интерес, в том числе с автографами, отдельно или в коллекциях;

архивные документы: рукописи, письма, автографы, дневники, нотные и текстовые записи фольклора и музыки, другие документальные памятники и архивы;

фотографии, негативы, дагерротипы, кино-фоно-видеоматериалы, другие документы на современных электронных носителях;

предметы картографии, чертежи, планы;

уникальные и редкие музыкальные инструменты;

филателистические материалы: почтовые марки, ярлыки, конверты, открытки, прочие предметы почтового обращения и знаков почтовой оплаты;

предметы нумизматики, фалеристики, сфрагистики, геральдики, бонистики;

коллекции и образцы флоры и фауны, природные геолого-минералогические образцы, обработанные и законсервированные для длительного хранения, снабженные этикетками, сборы крупнейших естествоиспытателей, биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точностью воспроизводящие естественную обстановку изученных природных участков и основанные на подлинных, научно обработанных материалах;

копийные образцы, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение и т.п.

В состав научно-вспомогательного фонда входят:

муляжи, макеты, слепки, реконструкции, копии, планы, карты, схемы, диаграммы, чертежи и другие наглядные материалы, специально изготовленные или воспроизведенные и используемые для раскрытия экспозиционно-выставочных тем;

подлинные предметы, представляющие интерес для фондов музея, но поступившие в неудовлетворительном состоянии сохранности, требующие значительной реставрации, а также предметы, не обладающие значительной музейной ценностью, но представляющие интерес в качестве вспомогательного иллюстративного или информационного материала;

массовые археологические предметы, (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты), прошедшие камеральную обработку;

массовые образцы естественнонаучных коллекций, прошедшие камеральную обработку;

негативы и фотоотпечатки, полученные в процессе фотофиксации музейных предметов.

В состав экспериментального фонда входят авторские инсталляции с оригинальной художественной концепцией, состоящие из утилитарных предметов промышленного изготовления, выполненных, как правило, из недолговечных материалов, подверженных быстрому старению и деструктуризации (поролон, резина, баннерная ткань, пластик, органические вещества, определенные виды цветной фотографии и т.п.), либо из современных материалов, устойчивость которых к длительному использованию не определена и не проверена временем.

Исключение предметов, входящих в состав экспериментального фонда, производится по приказу директора музея на основании заключения ЭФЗК.

Музеи обязаны систематически проводить проверку наличия и состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций в целях установления соответствия их фактического наличия, идентифицирующих признаков и состояния сохранности с данными в основной учетной документации (далее - проверка наличия).

Проверка наличия может производиться как по всему объему хранящихся в фондах музейных предметов и музейных коллекций, так и по отдельным фондовым коллекциям в соответствии с шифрами инвентарных книг.

Вопросы, связанные с проведением сложных реставрационных работ, требующих применения новых или нетрадиционных технологических решений, удаления позднейших дополнений или записей, воссоздания внешнего вида музейного предмета, имеющего обширные утраты и его существенных конструктивных деталей, а также предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета, выносятся на рассмотрение расширенного реставрационного совета с привлечением авторитетных специалистов в области истории и культуры крупных музеев, научно-исследовательских институтов и специализированных реставрационных учреждений.

В случае отсутствия такого совета спорные вопросы могут быть переданы на рассмотрение реставрационного совета одного из ведущих музеев или специализированных реставрационных учреждений в расширенном составе.

Музеи размещаются в специально построенных или приспособленных для экспонирования и хранения музейных предметов и музейных коллекций зданиях и помещениях, удаленных от опасных в пожарном отношении объектов (нефтехранилища, бензоколонки, автостоянки, гаражи и т.п.) и промышленных объектов, загрязняющих воздух (агрессивные газы, цементная пыль и т.п.).

Пригодность месторасположения музея определяется с учетом заключения службы пожарной охраны и санэпидемстанции о степени загрязненности воздуха.

Здание музея представляет собой комплекс основных и вспомогательных помещений, предназначенных для выполнения целей и задач, определенных статьей 27 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", а также задач административно-хозяйственного, технического, бытового характера и должно отвечать требованиям рациональной планировки помещений.

Размещение музея в приспособленных зданиях и помещениях может осуществляться только после проведения их экспертизы, которая устанавливает степень огнестойкости здания, долговечность его основных конструкций и прочность межэтажных перекрытий с учетом потенциальных нагрузок, состояния всех помещений здания (поэтажных, подвальных, чердачных), наличия и состояния отопительных и вентиляционных систем, средству инженерно-технической укрепленности, технических средств охранно-пожарной сигнализации.

Экспертиза проводится представителями музея, пожарных, охранных, строительных, санитарно-эпидемиологических и других специальных служб. По итогам экспертизы составляется акт.

Здание музея должно отвечать всем требованиям противопожарной безопасности, быть изолированным, выполненным из негорючего материала (кирпич, камень), с железобетонными перекрытиями, железной или черепичной крышей, центральным водяным отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией

Крыши и водостоки музейного здания должны быть в полной исправности, чтобы предохранять внутренние помещения от проникновения в них влаги и осадков. Водостоки должны содержаться в полной исправности.

Для предупреждения отсыревания наружных стен здания вокруг него устраивают мощеные кирпичом или залитые асфальтом дорожки - тротуары с уклоном от здания, а также водостоки от труб на землю.

Повышенная влажность в подвальных помещениях музея недопустима даже в случаях, когда эти помещения не используются для хранения музейных ценностей.

Музеи должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением, средствами пожаротушения и телефонной связью.

У телефонных аппаратов должны быть вывешены номера телефонов ближайших пожарных частей с краткой информацией о способах вызова пожарной помощи. В отдельных случаях, в зависимости от важности и пожарной опасности объекта, должна устанавливаться прямая телефонная связь учреждения культуры с городской пожарной охраной.

К музейным объектам должен быть обеспечен свободный доступ и подъезд пожарных машин. Противопожарные разрывы между ними, проезды и подъезды не должны использоваться для складирования материалов, оборудования и стоянки автотранспорта.

Музейные котельные должны размещаться в несгораемых, отдельно стоящих зданиях.

Устройство котельных в несгораемых подвальных помещениях здания музея возможно только в крайних случаях при условии применения котлов низкого давления.

Буфеты, кафе, столовые, сувенирные и книжные киоски, гардеробы и камеры хранения ручной клади, санитарные узлы, находящиеся в здании музея, должны быть изолированы от экспозиционных залов и хранилищ.

В музейных зданиях и помещениях допустимо только электрическое освещение. Кроме центрального электроснабжения музей должен быть оснащен автономной системой аварийного освещения, которое выполняется с применением ламп накаливания.

В нерабочее время электропроводка музея должна быть обесточена, а для охраны используется дежурное освещение.

В музейных зданиях, где проведение электричества невозможно в силу особенностей самого объекта, работа должна производиться только при дневном освещении.

Режим охраны музея представляет собой комплекс мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств в отношении охраняемых объектов культуры, а также административных правонарушений путем обеспечения инженерно-технической укрепленности, оборудования зданий и помещений музея средствами охранной сигнализации, организации постов охраны, опечатыванию помещений, соблюдению внутриобъектового и пропускного режимов, организации хранения ключей от помещений.

Организация охраны музея осуществляется в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также совместных нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

В каждом музее должны быть разработаны и утверждены учредителем концепция безопасности и внутримузейная инструкция по организации охраны и противопожарной безопасности всех зданий и помещений музея.

На основании статьи 33 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В части 1 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и в соответствии с документацией, согласованной с данным органом.

В соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, а значит и работы, направленные на обеспечение соблюдения действующих требований пожарной безопасности, проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия и строительные нормы и правила применяются при проведении таких работ только в случаях, не противоречащих интересам сохранения указанного объекта.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане вправе обращаться в перечисленные ст. 2 органы с заявлениями, то есть просьбами о содействии в реализации конституционных прав и свобод.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

На основании п. 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»,

 

ПРОШУ:

 

1. Рассмотреть настоящую жалобу по существу;

2. Осуществить проверку изложенных фактов;

3. Предпринять установленные законом меры, направленные на скорейшее открытие для посетителей Государственного музея В. В. Маяковского;

4. Предоставить информацию по проекту реконструкции и реставрации здания Государственного музея В. В. Маяковского, какие к настоящему времени выполнены противоаварийные мероприятия и демонтаж конструкций. К какой дате планируется завершить начатые в 2013 году работы по отделке и реставрации фасадов и интерьеров, укреплению фундаментов здания;

5. Письменный ответ о принятых мерах в установленный законом срок прошу направить по указанному мной адресу.

 

Приложение:

1. Копия паспорта.

 

«____» _______________ 2020 г. ____________ / ____________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: